Технология организации досуга детей и подростков
В системе социального воспитания подрастающего поколения большое место занимает организация досуга детей и подростков. Формирование лич-ностных качеств, установок, взглядов и убеждений особенно важно в период детства и ранней юности. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними индивидуальных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе.
Среди факторов, определяющих направленность социализации детей и подростков, следует прежде всего выделить влияние родительской семьи, школы, общества сверстников, средств массовой коммуникации и внешколь-ных учреждений досуговой деятельности. Анализ результатов психолого-педагогических исследований выявляет следующие проблемные области ран-ней юности: «Родители», «Будущее», «Сверстники», «Школа», «Свободное время», «Другой пол», «Собственное Я».[25] Характеристика данной социальной группы включает такие черты, как максимализм, негативизм, нетерпимость – качества, которые составляют своеобразный «подростковый синдром». В сегодняшней атмосфере демократических перемен у подростков эти черты проявляются ярче, чем у других возрастных категорий.
Проблемная ситуация, характерная для досуга детей и подростков заключается, во-первых, в отсутствии специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга, в рамках образовательных институтов. Оказалась в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительный отдых детей. Дети, лишенные возможности творческого развития в организованных структурах, пытаются восполнить дефицит условий самореализации деструктивными, разрушающими культуру и личность процессами, асоци-альными и противоправными формами поведения, пополняют отряды бомжей, оказываются в плену алкогольных и никотиновых пристрастий.
Во-вторых, отрицательно на развитии детского досуга сказывается его коммерциализация. Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, объединений, пользующихся спросом у подросткового поколения, стали платными. Переход многих учреждений культурного досуга на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих. Подростки, относящиеся к семьям с низким прожиточным уровнем, оказались отрезанными от этой сферы досуга.
В-третьих, компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Неумение правильно организовать свой досуг приводит совре-менных подростков к компьютерной зависимости. Долгое просиживание перед компьютером приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гипо-динамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение.
В-четвертых, еще одной важной проблемой досуга является неспо-собность удовлетворить потребности подросткового возраста в общении. Дети не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Зачастую не имея возможности полноценного непосредственного общения со сверстниками, подростки пополняют дворовые и уличные компании. Ценности, объединяющие такие сообщества, не всегда оказываются позитивными с точки зрения социальной значимости.
Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным.
Основными задачами совместной деятельности семьи, школы и учреждений культуры по организации досуга подростающего поколения всегда являлись:
- формирование гармонически развитой личности;
- нравственное, эстетическое и физическое совершенствование подростков;
- удовлетворение духовных запросов подростков и развитие их творческих способностей.
Но, к сожалению, данные многочисленных исследований свидетельствуют, что многие культурно-досуговые акции, проводимые с подростками, часто носят развлекательный характер и не направлены на решение этих задач. Для того, чтобы полноценно использовать воспитательный потенциал свободного времени, следует как можно раньше включать подростка в социально активную досуговую деятельность. Эта работа может быть осуществлена в различных структурах:
- по месту действия (школа, детские культурно-досуговые учреждения, лагеря отдыха);
- по целям деятельности (учеба, отдых, общественные инициативы);
- в зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, творчество, игра, труд);
- по коллективному составу (центр, отряд, микрогруппа);
- по половому составу (однополые, разнополые);
- по возрастному составу (ровесники, разновозрастные).
Каждая структура выполняет свои воспитательные задачи по отношению к подростку. Участвуя в разнообразных видах деятельности, приобщаясь к учебе, творчеству, игре, подросток реализует свои многочисленные досуговые потребности. Свободное время подростков предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, эстетических, физических и др.). Главное для организаторов досуга – выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности.
Исходными мировоззренческими и методологическими положениями, которыми социальные педагоги, организаторы досуга руководствуются в практической деятельности, являются следующие принципы досуговой дея-тельности:
Основной педагогический принцип работы с детьми младшего школьного возраста и подростками – рациональная организация их досуга. Образова-тельные занятия детей в кружках, студиях и т.п. должны быть ориентированы на получение начальных навыков в художественном и техническом творчестве. Игровая досуговая деятельность (конкурсы, викторины, игровые программы, утренники) направлена на расширение кругозора детей в организации свободного времени. Рекреативный досуг (походы, экскурсии, клубы общения по интересам) должен способствовать переключению внимания детей и отдыху их от уроков в школе, общению, ознакомлению с природой и культурными ценностями.
Принцип интереса. Мотивы, побуждающие ребят включиться в досуговую деятельность, существенно отличаются от мотивов, действующих в учебных заведениях. В отличие от регламентированных учебными планами и программами занятий в школе, одинаковых и обязательных для всех, орга-низация досуговой деятельности ведется на основе добровольности и учета интересов детей. Поэтому решающее значение приобретает привлекательность досуговых дел, интерес, вызываемый ими. Воспитательное значение их заклю-чается в том, что они помогают преодолеть трудности познания, облегчают волевое напряжение, делают его более целеустремленным и устойчивым.
Возникновение и развитие интереса у подростков к досуговым делам зависит, с одной стороны, от их содержания, а с другой – от способа проведе-ния. Если организатор досуга хочет заинтересовать предстоящей досуговой деятельностью как можно большее количество школьников, он должен стремиться к тому, чтобы все, что предлагается детям, соотносилось с их основными устремлениями и имело для них познавательное значение. Поэтому реализация принципа интереса требует детального изучения запросов и потребностей детской аудитории, что поможет специалистам правильно осуществить прогнозирование процесса воспитания и получить нужный результат.
Принцип занимательности и развлекательности. В развлекательных досуговых мероприятиях детям предоставляются обширные возможности для тренировки и проявления сообразительности, находчивости, изобрета-тельности. Каждое детское мероприятие требует гибкости ума, творческой активности, остроумия. Соревновательная обстановка, присущая многим детским развлечениям, активизирует их, особенно если состязания носят командный характер. Красочность и эмоциональность мероприятий произво-дит неизгладимое впечатление на детей и подростков, способствует форми-рованию нравственных качеств личности, воспитанию культуры чувств.
Принцип развития инициативы и самодеятельности ребят был сформулирован и введен в практику основателем детских клубов в России С.Т.Шацким. В современных условиях социальные педагоги стараются заме-тить первые ростки инициативы, самодеятельности у кружковцев, развивают и закрепляют организаторские умения, навыки у всех групп актива детских досуговых подразделений. Очень важно пробудить у детей и подростков социальную активность, желание приобщиться к общественно полезному труду. Накапливая опыт общественных отношений, ребята быстрее и успешнее приобретают навыки самоуправления. Широкое участие детей и подростков в организации досуговой деятельности делает ее особенно близкой для них, интересной и необходимой.
Важен и другой аспект развития детского самоуправления. Штатный аппарат социально-педагогических центров весьма ограничен. И если его ра-
ботники сумеют организовать вокруг себя актив, их возможности возрастут.
Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее – его больше». Увидеть доброе в ребенке и опираться на это – в этом заключается этот принцип.
По мнению ряда педагогов-исследователей в последнее время работать с подростками стало труднее.[26] Сегодняшние проблемы школьников есть спе-цифическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество. Утеряны ориентиры социальной жизни, еще недавно казавшиеся незыблемыми, а новые еще не утвердились. Затруднения в отношениях вызваны и тем, что общество стало сильно меняться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Воспитатель сами должны быть способным к изменениям и не относится к своему сложившемуся опыту как единственно ценному; уметь понять позицию сегодняшних подростков.
В качестве таких целевых установок можно рассматривать формирование у подростков мотивов к творческой деятельности; поддержку молодежных общественных инициатив в сфере нравственности, экологии, истории и др.; создание организационно-правовых условий для социального самовыражения, самоутверждения, самореализации; обеспечение взаимопонимания между поколениями; гуманизация духовного облика подростков, повышение их культурного уровня.
Главная целевая установка культурно-досуговых программ – ориентация на те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у подростков.
В городе Орле и городах области успешно реализуются многие культурно-досуговые программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации региональной программы «Молодежь Орловщины» на базе областного молодежного центра «Полет» разработаны программы «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Рост» и др.
Одной из интересных инновационных методик по организации досуга подростков является валеологическая программа курса «Тропинкой здоровья» для подростков 12-13 лет. Курс рассчитан на 20 занятий продолжительностью 1-2 учебных часа, который может осуществляться как во внешкольных детских учреждениях, так и в качестве факультатива в школе.
В качестве примера рассмотрим один из наиболее интересных проектов работы с детьми и подростками – «Хобби-Центр» (г. Томск).
Задача центра – компенсация социальных условий самореализации лич-ности подростка; формирование общественно-полезной направленности их деятельности; создание естественных условий для выдвижения ребят в качестве лидера; обеспечение социальной защищенности подростков, уменьшение опасности замкнутости, одиночества; воспитание общечеловеческих идеалов красоты, доброты, милосердия.
Хобби-Центр имеет статус юридического лица (т.е.счет в банке, печать, символику и другие атрибуты).
В отличие от традиционных форм работы с подростками центр предос-тавляет широкий набор видов деятельности; позволяет каждому члену коллектива открыть «свое дело»; предполагает семейное участие в работе центра.
Программы Центра можно условно сгруппировать по 3-м направлениям:
1. Художественная деятельность подростков:
- создание картинной галереи из «малышовых» рисунков в подъездах домов;
- проведение детских конкурсов художественного творчества;
- издание детской газеты и журнала «Хобби-Вестник»;
- участие в работе агитбригады;
- организация групп игрового кино (хобби-комиксы), фото-студии, фото-салона, изостудии, хореографического коллектива и детского театра;
- работа видеоцентра, компьютерного класса (подготовка игровых прог-рамм, уроков информатики).
2. Производственная деятельность Центра:
- детский сад короткого посещения;
- учетная комната интенсивных методов обучения;
- «фабрика» развивающих игр;
- сельскохозяйственные бригады по выращиванию овощей;
- «биржа труда» для родителей;
- детская служба быта;
- столярная мастерская для совместного с родителями труда;
- программа «мы строим дом» - реставрация заброшенных сельских домов.
3. Организация отдыха, спортивной деятельности:
- палаточный лагерь «Солнечная республика»;
- туристские походы и экспедиции по родному краю;
- организация спортивных состязаний.
Центр возглавляет Сенат во главе с Президентом. Сенат формирует постоянные и временные рабочие группы, определяет им задания, утверждает основные направления работы и программы Центра. Любой из «хоббитов» может выдвинуть на общем собрании идею, которая после защиты ложится в основу конкретной программы. Автор идеи формирует рабочую группу, несет ответственность за реализацию программы. Инициатива может исходить не только от ребят, но и от родителей, учителей, «выпускников» Центра.
Основным источником извлечения материальных средств является типография Центра, фотосалон, студия звукозаписи, детский бар, служба быта и столярная мастерская. Остальные программы не ориентируются на извлечение прибыли.
Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности регио-нальных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в области досуговой деятельности и создавать условия для их успешной реализации.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие факторы влияют на развитие современных подростков.
2. Как современная общественная обстановка в нашей стране влияет на мировоззрение подростков, формирование их ценностей.
3. Охарактеризуйте основные проблемы современных подростков.
4. Считаете ли Вы необходимым введение валеологического курса в школах, учреждениях досуговой сферы.
Список рекомендуемой литературы:
1. Кондратьев Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги // Педагогика, 1998. №4. С. 7-73.
2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.
3.Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1990. С. 5-12.
4. Наш проблемный подросток: Учебн. пособие. СПб.: Союз, 1998.
5. Педагогика: Учебн. пособие /А.Г.Шебуняев и др. 2-е изд., испр. и доп. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999.