Семинар 5. Тема: Социально-педагогическое исследование
Семинар 1. Тема: Предмет и задачи социальной педагогики
Задачи:
- определить предмет, объект социальной педагогики
- определить место социальной педагогики в системе социальных наук
- выявить соотношение социальной педагогики и социальной работы
- охарактеризовать функции социальной педагогики
План занятия:
1. Подготовить сообщение «Определения социальной педагогики: общее и отличное»
2. Предмет и объект социальной педагогики
3. Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе
4. Соотношение социальной педагогики и социальной работы
5. Основные функции социальной педагогики
6. Этапы становления социальной педагогики в России и за рубежом
7. Профессиограмма социального педагога
Литература
1. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2006
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2007.-200с.
3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, Екатеринбург, 2002. - 416 с.
4. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1996
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997
6. Нагавкина Л.С.и др. Социальный педагог: введение в должность – СПб: КАРО, 2002
7. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. – Ярославль, 2001.
8. Никулина О.М. , Смотрова Л.Н. Социальная педагогика: конспект лекций. – М. Высшее образование,2007. -256с.
9. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. – Екатеринбург, 1995.
10. Социальная педагогика: Практическое пособие/Сост. Л.А. Штыкова, Л.Л. Проказова - Глазов:Изд.цент ГГПИ, 2007.- 112с
Семинар 2. Тема: Категории и принципы социальной педагогики
Задачи:
- провести сравнительный анализ заимствованных и собственных категорий социальной педагогики и общей педагогики;
- определить сущность социально-педагогической деятельности, социального воспитания и социального обучения.
План занятия
1.Принципы социальной педагогики: природосообразности, культуросообразности, гуманизма, правила их реализации
2.Охарактеризовать заимствованные категории социальной педагогики из педагогики, психологии, социологии и др. наук
3.Сущность социально-педагогической деятельности. основные направления социально-педагогической деятельности
4.Сущность социального обучения
5.Сущность социального воспитания: место и роль социального воспитания в жизни человека
6.Цель, задачи, содержание и формы социального воспитания
7.Принципы социального воспитания и их реализация
8.Зарубежные концепции социального воспитания
9.Проблемы социального воспитания в современных условиях
Литература
1. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2006
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2007.-200с.
3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, Екатеринбург, 2002. - 416 с.
4. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1996
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997
6. Нагавкина Л.С.и др. Социальный педагог: введение в должность – СПб: КАРО, 2002
7. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. – Ярославль, 2001.
8.Никулина О.М. , Смотрова Л.Н. Социальная педагогика: конспект лекций. – М. Высшее образование,2007. -256с.
9. Учебники по педагогике
Семинар 3. Тема: Развитие ребенка в социуме
План занятия
1. Понятие о развитии ребенка
2. Биологические факторы развития
3. Социальные факторы развития
4. Влияние среды на развитие ребенка
5. Социальный статус личности. Социальная роль.
6. Соотношение понятий «воспитание» и «социализация»
Литература
4. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2006
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2007.-200с.
6. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, Екатеринбург, 2002. - 416 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2007
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997
6. Нагавкина Л.С.и др. Социальный педагог: введение в должность – СПб: КАРО, 2002
7. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. – Ярославль, 2001.
8.Никулина О.М. , Смотрова Л.Н. Социальная педагогика: конспект лекций. – М. Высшее образование,2007. -256с.
9. Учебники по педагогике
Семинар 4. Тема: социализация как социально-педагогическое явление (для 233 гр – 4-5)
План занятия
1. Сущность понятия «Социализация» и ее содержание
2. Возрастные этапы социализации
3. Факторы социализации, их типология и влияние на развитие личности
Для 233 гр. А) характеристика государства как фактора социализации;
Б) Характеристика общества как фактора социализации;
В) Тип поселения как фактор социализации. Особенности социализации в городе и сельской местности;
Г) Влияние СМИ как фактора социализации;
Д) Влияние группы сверстников как фактора социализации
4. Средства и агенты социализации
5. Механизмы социализации
6. Человек жертва процесса социализации
7. Роль микросреды в социализации ребенка
8. Работа в группах – Охарактеризовать один из факторов социализации, показать его влияние на личность ребенка в современных условиях, привести примеры.
Литература
1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика /А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2009.
2. Кон И.С. Ребенок и общество /И.С. Кон. – М., 1988. – С.133 – 166.
3. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994. – С. 94-130
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2007
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997
6. Нагавкина Л.С.и др. Социальный педагог: введение в должность – СПб: КАРО, 2002
7. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. – Ярославль, 2001.
8. Никулина О.М. , Смотрова Л.Н. Социальная педагогика: конспект лекций. – М. Высшее образование,2007. -256с.
9. Учебники по педагогике
Семинар 5. Тема: Социально-педагогическое исследование
План занятия:
1.Сущность научного исследования, специфика социально-педагогического исследования
2.Задачи научного исследования в социальной педагогике
3. Этапы социально-педагогического исследования
4.Понятийный аппарат исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза.
5. Методы социально-педагогического исследования: теоеретические и эмпирические методы
6. Эксперимент как метод исследования: типы экспериментов, их назначение.
Литература
1. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – м., 1995
2. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования. – М. 1986
3. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2006