Квалификационные требования по ГОСО.

К БАКАЛАВРАМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Важная роль в здравоохранении, обеспечении доступности и качества медицинских услуг, усилении профилактической направленности и медико-социального обеспечения отводится специалистам общественного здравооохранения, составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

Актуальность развития в Казахстане определяется многими факторами, важнейшими из которых являются необходимость повышения результативности и качества медицинской помощи, использования более экономичных и эффективных видов медико-социальной помощи, а также увеличение спроса населения на традиционные и новые виды медицинских услуг, медико-демографические процессы, в т.ч. изменение уровня и структуры заболеваемости, дисбаланс кадровой структуры здравоохранения.

Общественное здравоохранение в Казахстане должно базироваться на определении перспективных направлений развития, соответствующих политике ВОЗ и стратегии реформирования здравоохранения Республики Казахстан, и изменении теоретического содержания дисциплины, т.е. определения роли и места медицинского персонала среднего звена в общественном здравоохранении, на различных этапах оказания медицинской помощи населению.

Цикл общеобразовательных дисциплин направлен на:

- приобретение знаний, необходимых для понимания социально-экономических, демографических, культурных особенностей медицинских проблем;

- формирование навыков эффективного общения на принципах медицинской этики и понимания роли и ответственности врача в обществе.

Цикл базовых дисциплин направлен на формирование и понимание научных концепций и методов в области базовых медицинских наук, являющихся основополагающими для приобретения санитарно-гигиенических, основ клинических и научных знаний в практической деятельности.

Цикл профилирующих дисциплин направлен на решение задач осуществления менеджмента в области общественного здравоохранения в социально-экономическом, культурном и профессиональном аспектах, приобретение профильных знаний и навыков, необходимых для решения задач в своей профессиональной деятельности.

Квалификационные требования по ГОСО.

Согласно ГОСО РК 3.08.388-2006 для специальности 5В110200 – «Общественного здравоохранения» определены следующие квалификационные требования:

Бакалавр общественного здравоохранения должен иметь представление:

- об основных процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, возможностях современных научных методов познания природы;

- о тенденциях развития управления предприятиями и национальной экономике в целом;

- о методах и инструментах государственной политики регулированию экономической жизни Казахстана и других государств, внешнеэкономической деятельности;

- об экономических законах и формах их проявления;

- о теоретико-методологических основах науки, политики, истории и политической жизни;

- о факторах формирования здоровья, защитно-приспособительных процессах, регуляции и саморегуляции в норме и патологии;

- об основных проблемах здравоохранения в их связи и взаимозависимости с другими сферами социальной политики;

- о международной политике в области здравоохранения;

- о методах познания на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при исполнении профессиональных функций;

должен знать:

- основные учения в области социально-гуманитарных и экономических наук;

- законы и нормативные документы Республики Казахстан области здравоохранения;

- этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, в том числе и в профессиональной сфере;

- общие закономерности происхождения и развития жизни, строение и функционирование клеток, тканей, органов и систем организма в норме и в патологии;

- требования к лечебно-охранительному, санитарно-гигиеническому и санитарно-эпидемиологическому режиму в медицинских учреждениях;

- методы эффективной коммуникации в организации, вопросы психологии для управления конфликтами, стрессами и инновациями в организации;

- основные принципы менеджмента, маркетинга, их особенности в системе здравоохранения;

- методы эффективной коммуникации и организации;

должен уметь:

- научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

- проводить целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний, укреплению, восстановлению здоровья индивида и группы населения;

- анализировать состояние общественного здоровья и потребности населения в медицинской, медико-социальной и медико-санитарной помощи для решения профессиональных задач;

- проводить сбор и оценку данных о состоянии здоровья пациента;

- организовать квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем;

- оценивать эффективность оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту;

- оказывать медицинскую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

- на научной основе организовать труд коллектива;

- поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изучаемых дисциплин;

- взаимодействовать с коллегами, организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения, связанные с трудовыми ресурсами организации;

- работать с нормативно-распорядительной документацией;

- применять основы экономических и правовых знаний для реализации профессиональных функций в области здравоохранения;

- проводить анализ работы организации в системе оказания сестринской помощи, выявлять её ограничения и потенциальные возможности, разрабатывать программу повышения эффективности с учетом имеющихся ресурсов и обеспечивать её выполнение;

- использовать принципы бухгалтерского учета при организации финансово-хозяйственной деятельности;

должен владеть навыками:

- сбора, хранения и обработки информации, в том числе и компьютерной, в сфере профессиональной деятельности;

- оказания медицинской, медико-социальной, медико-санитарной и неотложной помощи;

- пропаганды здорового образа жизни, проведение мероприятий по профилактике заболеваний;

- планирования, организации, руководства, координации и контроля служб в системе здравоохранения;

- эффективной коммуникации, управления конфликтами, стрессами и использования инноваций в организации;

- определения профессиональной готовности исполнителей, проведения методического анализа дидактического материала для преподавания, формулировки целей обучения, организации и проведения учебного процесса по постановке и решению профессиональных задач;

быть компетентным в вопросах:

- государственной экономической и социальной политики страны;

- предпринимательского, хозяйственного законодательства и законодательства в здравоохранении;

- международного и отечественного состояния и развития в системе организации здравоохранения;

- совершенствования качества оказания медицинских услуг;

- разработки и использования стандартов оказания медицинской помощи специалистами;

- управления, руководства и маркетинговой деятельности в сфере здравоохранения.

Предполагаемые результаты подготовки специалиста бакалавра 5В110200 – «ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»- получение полноценного качественного высшего базового образования;

- формирование и развитие профессиональной компетенции в области менеджмента, экономики, маркетинга в системе здравоохранения и фармации,

- развитие творческого потенциала, инициативы и новаторства, креативного мышления;

- приобретение высокого общего интеллектуального уровня развития, культуры делового общения, высоких нравственных и этических норм;

- знание приемов и методов административно-правового и организационно-правового регулирования и управления в сфере здравоохранения и фармации;

- развитие стимула продолжения непрерывного образования специалистами на последующей ступени профессионального образования.

Сфера профессиональной деятельности выпускника по специальности 5В110200 – «Общественного здравоохранения» - здравоохранение, медицина, наука, образование, социальная защита. Бакалавры имеют право работать со взрослым и детским населением в:

- организациях управления здравоохранением;

- организациях здравоохранения;

- организациях образования;

- организациях науки;

- организациях социальной защиты.

Выпускник по специальности 5В110200 – «Общественного здравоохранения»допускается к самостоятельной практической деятельности в установленном законодательством порядке:

- заместителем главного врача по лечебной работе,

- заведующей отделением,

- преподавателем по подготовке специалистов организаторов здравоохранения.

Бакалавр общественного здравоохранения имеет право продолжить дальнейшее обучение в магистратуре.

Виды профессиональной деятельности бакалавра:

- лечебно-профилактическая и диагностическая;

- санитарно-гигиеническая, противоэпидемическая;

- организационно-управленческая;

- научно-исследовательская;

- педагогическая;

- консультативная;

- информационно-аналитическая;

- маркетинговая;

- инновационная.

Предметы профессиональной деятельности бакалавра общественного здравоохранения:

- осуществление и развитие организационно-экономической и управленческой деятельности организаций здравоохранения;

- оказание квалифицированной медицинской помощи взрослому и детскому населению;

- организация и проведение санитарно-гигиенической и противоэпидемической деятельности;

- формирование и развитие эффективных взаимоотношений с пациентом, родственниками пациентов, коллегами, представителями социальных служб;

- пропаганда здорового образа жизни;

- развитие и применение принципов научной методологии и доказательной медицины;

- планирование научных исследований и развитие педагогических навыков;

- обучение на протяжении всей жизни и использование новых знаний и технологий в своей профессиональной деятельности.

Функции профессиональной деятельности бакалавров общественного здравоохранения:

- руководство ,разработка и внедрение управленческих решений по повышению эффективности работы организации;

- осуществление процесса, ориентированного на индивидуальные потребности пациента

- анализ работы и оценка потенциальных возможностей развития службы;

- эффективное взаимодействие с пациентом, родственниками пациента, коллегами, представителями социальных служб с соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии;

- осуществление социально-психологического регулирования в коллективе;

- планирование и проведение научных исследований в области организации здравоохранения;

- проведение анализ и оценки состояния здоровья населения;

- организация и проведение профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий;

- организация и оказание скорой и неотложной помощи;

- эффективное использование информационных и коммуникационных технологий для доступа к достоверной информации, решения медицинских проблем, оказания помощи населению, работы в единой информационной сети системы здравоохранения и для самостоятельного обучения;

- осуществление педагогической и воспитательной деятельности;

Типовые задачи профессиональной деятельности бакалавров специалистов общественного здравоохранения:

- оказание медицинской помощи населению, учитывая физические, психологические, социальные и культурные факторы и проведение профилактических мероприятий;

- анализ и оценка состояния в системе здравоохранения;

- разработка перспектив развития организаторской службы в условиях рыночной экономики;

- совершенствование качества оказания медицинской помощи населению на основе научных достижений в области здравоохранения;

- разработка управленческих решений по повышению эффективности работы;

- совершенствование системы подготовки специалистов организаторов здравоохранения.

- применение принципов менеджмента к организации и осуществлению медицинской помощи населению.

Направления профессиональной деятельности бакалавров специалистов общественного здравоохранения:

- руководство, разработка и внедрение управленческих решений по повышению эффективности работы организации;

- осуществление процесса, ориентированного на индивидуальные потребности пациента

- анализ работы и оценка потенциальных возможностей развития службы;

Содержание профессиональной деятельности бакалавров общественного здравоохранения:

- организационно-управленческая: поиск, разработка, организация оперативного и стратегического управления; выбор управленческих решений, направленных на эффективное функционирование медицинского учреждения по качественному оказанию медико-профилактической помощи населению;

- производственно-технологическая: разработка и внедрение новых экономически выгодных медицинских технологий, способствующих улучшению качества оказания медицинской помощи;

- педагогическая: разработка содержания, методов и технологий обучения сестринскому делу; использование педагогических знаний в образовательном процессе со студентами, в работе с медицинскими кадрами, а также с пациентами и их родственниками;

- научно-исследовательская: организация и проведение научно-практических исследований в области сестринского дела;

- консультативная: осуществление разъяснений в проблемных ситуациях в решении профессиональных вопросов;

- информационно-аналитическая: владение методами сбора (в том числе компьютерными), хранения и обработки информации, применяемых в сфере оказания медицинской помощи;

- маркетинговая: управление маркетингом в здравоохранении в реализации медицинских услуг населению;

- инновационная: разработка новых технологий по организации и оказанию лечебно-профилактической и медико-санитарной помощи населению;

- клиническая: владение основными алгоритмами проведения профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, экстренной помощи при неотложных состояниях, паллиативной помощи; обучение пациента и персонала; планирование, организация, выполнение и анализ эффективности;

- медико-профилактическая: проведение целенаправленных мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению, восстановлению здоровья индивида и группы населения.

Наши рекомендации