Конспект фронтального логопедического занятия. 19.10.07
МДОУ №104 д/с комбинированного вида «Росточек».
Дети второго года обучения, группа с ФФНР.
Составила Беляева А.А.
Тема занятия: «Человек», звуки Т, Т’, буква Т».
Цель занятия:Закрепление знаний по теме «Человек», закрепление употребления звуков Т, Т’, знакомство с буквой Т.
Задачи занятия:
1. Образовательные:
- закрепить употребление звуков т, т’.
- совершенствование грамматического строя речи на основе употребления существительных множественного числа, изменения существительных путем добавления уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- развитие мелкой моторики (д/и «разомнем наши пальчики»).
2. Коррекционнно-развивающие:
- развитие артикуляционной моторики, достаточной для употребления звуков верхнего и нижнего подъема (артикуляционная гимнастика).
- развитие фонематического восприятия на основе различения слов на слух. (д/и «наше тело»).
- развитие фонематического восприятия на основе различения звуков т, т’ (посредством зрительного анализатора) (д/и «лишняя картинка»).
- развитие звукового анализа на основе умения определять позицию звука в слове (в начале, в середине и в конце слова), (д/и «позиция в слове»).
- развитие мышления на основе представления (д/и «на что похожа буква?»)
3. Воспитательные:
- воспитывать желание правильно говорить.
- воспитывать контроль за собственной речью.
- воспитывать умение внимательно слушать и взрослого и товарищей.
Словарик:
Глаголы: трудиться, тащить, читать, толкаться и т.д.
Существительные:брови, глаза, уши, нос, волосы, рот, лопатки, спина, живот, галстук и др.
Прилагательные:тонкая, толстая, красивая, потрясающая, фиолетовая и др.
Оборудование:
1. Картинки (образ буквы Т, украшенная буква Т и вокруг нее много предметов со звуками Т, Т’; )
2. Горох
3. Вырезанные из цветного картона буквы Т.
4. Игрушки Тина и Том.
5. Схема к скороговорке.
6. Картинки к д/и «Лишняя картинка»
7. Медали на брейн - ринг.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Поздороваться, положительно настроить детей на занятие, вспомнить тему, которая была на протяжении всей недели.
II. Основная часть.
1. Вспомнить все слова, которые находятся на теле человека (если на голове – хлопнуть; если не на голове - топнуть) (д/и «наше тело»)
2. Дидактическая игра «Большой - маленький» (с использованием мяча).
брови – бровки
глаза – глазки и т.д.
3. Дидактическая игра «Один - много» (с использованием массажного мяча).
4. Задания за столами.
- Артикуляционная гимнастика (заборчик, грибок, почистить верхние и нижние зубки, киска сердится).
- Пальчиковая гимнастика (д/и «разомнем наши пальчики»).
- В гости пришла буква Т. (предъявляется образ буквы Т). Какая она? (дети отвечают). Буква Т принесла с собой очень много предметов (детям предъявляется картинка, где нарисована украшенная буква Т и вокруг нее много предметов со звуками Т, Т’). (дети называют все предметы). Д\И «позиция в слове». Дети находят слова со звуками Т, Т’ в начале, в середине и в конце слова. Зарисовывают картинки в тетради по схемам.
Буква Т принесла с собой стихотворение. Сначала просто рассказать стихотворение, ребята слушают. Второй раз уже с движением и дети повторяют)
«тук – тук – в лесу топор стучит,
тр – тр –так трактор тарахтит,
тх – тх, тх – тх – твердит мотор,
топ – топ – так топает танцор»
- На что похожа буква Т? (ребята поднимают руку и отвечают).
5. Динамическая пауза. Дети выходят из-за столов.
Буква Т хочет с вами поиграть, разделитесь на две команды, выберите капитанов и придумайте название команды. Игра такая: кто быстрее и правильнее выложит букву Т из гороха. Кто справился, поднимает руку. (Награждение команд).
6. Буква Т пришла не одна. Она привела с собой друзей: Тину и Тома. Тина такая мягкая, нежная, поэтому и называть мы ее будем мягко. (Дети называют). А Том такой смелый, сильный, как мы его будем называть? (ребята называют). Они запутались в своих картинках, не могут найти лишнюю. Давайте поможем им. Д/и «Лишняя картинка». Одна команда будет помогать Тому, другая – Тине. (детям предъявляются картинки, в одной команде линяя картинка с мягким звуком, в другой – с твердым). (Награждение команд).
7. Буква Т принесла с собой очень интересную скороговорку:
«Под деревом тетерев тетерева встретил: тетерев, тетерев! Кто твои тетеревята? Тетерев тетереву в ответ: мои тетеревята – здоровые ребята, твоим тетеревятам от них привет!» (сначала рассказать скороговорку, затем с опорой на картинку, потом дети должны пересказать по картинке).
8. Брейн-ринг.
(Дома детям было задание подготовить слова со звуками Т, Т’).
Логопед кидает детям по очереди мяч, ребята называют по одному слову со звуками Т, Т’. Кто не смог больше вспомнить, садится и следит, чтобы слова не повторялись. И так пока не останется один человек. Награждаем медалями тех, кто занял 1, 2, 3 места.
III. Заключительная часть. Собрать все тетрадочки (дети сами приносят и говорят «возьмите, пожалуйста»). Похвалить всех ребят, построить у дверей по очереди, сначала девочки, потом мальчики, и отвести в группу.