Методические указания для курсантов по подготовке к семинару. Круг полномочий следователя значительно шире перечня, приведенного в ч
Круг полномочий следователя значительно шире перечня, приведенного в ч. 2 ст. 38 УПК РФ. На это указывает и открытый характер п. 6 данной части. Целесообразно к занятию приготовить примеры «иных полномочий» следователя, предусмотренных Кодексом. Вопрос о процессуальной самостоятельности следователя многогранен. Имеется два основных подхода к определению содержания понятия «процессуальная самостоятельность». Первый исходит из того, что самостоятельность вызревает за счет полномочий производить действия или принимать решения лично, без испрашивания разрешения или согласия. Поэтому, чем больше согласований при принятии решений, тем ниже степень самостоятельности. Вторая точка зрения самостоятельность сводит исключительно к иммунитету против выполнения указаний (причем не по всем, а по принципиальным вопросам) руководителя следственного органа и прокурора, противоречащих внутреннему убеждению следователя. Для себя курсант должен выработать приемлемую позицию. Готовясь к занятию, надо составить схемы, отражающие правоотношения следователя и руководителя следственного органа, следователя и прокурора.
Вопрос о сроках расследования не должен сводиться к констатации их наличия и воспроизведению количественного выражения, хотя знание сроков важно и их нужно назвать. Рекомендуется использовать при ответе информацию о порядке исчисления (ст. ст. 128-130 УПК РФ) и значении сроков. Ответ можно сопроводить примерами, в том числе фабулой и решением рекомендованной задачи № 117.
Нормативной основой соединения и выделения УД являются ст. ст. 153-155 и п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК РФ. Закон содержит основания этих решений (это соответственно чч. 1 и 2 ст. 153 и чч. 1 и 2 ст. 154 УПК РФ), определяет порядок их принятия (как оформляется решение?; требует ли оно согласования?). Важно усвоить исчисление сроков расследования при соединении и выделении уголовного дела (закрепить понимание поможет задача № 118). Сущность выделения уголовного дела хорошо подчеркивает его соотношение с выделением материалов. Эти понятия нужно четко различать. Еще один тест: какое отношение к рассматриваемому вопросу имеют ст. ст. 69 и 70 УК РФ?
Заключение досудебного соглашения о сотрудничестве регламентируется гл. 401 УПК РФ. В рамках рассматриваемой темы изучаются: порядок заявления и рассмотрения ходатайства о заключении данного соглашения, его содержание в досудебном производстве по уголовному делу. Необходимо обратить внимание на правовые последствия заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, сравнить его с аналогичными институтами в законодательстве зарубежных стран. Интересно соотнести нормы УПК о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с положениями ст. 18 Закона об оперативно-розыскной деятельности, предусматривающей гарантии гражданам, содействующим органам, осуществляющим ОРД.
Понятие неотложных следственных действий как начального этапа расследования органом дознания уголовного дела, подследственного следователям (по УПК РСФСР – дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно) рассмотрено в рамках первого вопроса. Здесь необходимо закрепить процедуру. Подготовку можно начать с разрешения следующих подвопросов: а) каков порядок ВУД органом дознания? б) каков срок производства неотложных следственных действий? в) какова компетенция органа дознания (например, вправе ли орган дознания задерживать подозреваемого, применять меры пресечения, принимать решения о постановке в соответствующий процессуальный статус, производить любые следственные действия, предусмотренные УПК РФ)? Главный вопрос, который нужно решить для себя: в чем предназначение института неотложных следственных действий как формы деятельности органов дознания?
Задание для самостоятельной работы
В рабочих тетрадях письменно решить задачи: 117, 118, 119, 123.
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Обязательность рассмотрения ходатайства.
2. Восстановление уголовных дел.
3. Расследование уголовных дел следственной группой и группой дознавателей.
4. Профилактическая деятельность органов дознания и предварительного следствия.
5. Сущность, значение, задачи, принципы и формы взаимодействия следователей (дознавателей) подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Задачи: 125, 126, 127, 128.