Началь­ный, основной и заключительный.

Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивиду­альных особенностей ребенка. Начальный период длится около восьми недель.

Первая неделя

Занятия начинаются с беседы об осанке. Методист рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды нарушений осанки, как важно корригировать свою осанку не только из эстетиче­ских соображений, но и для нормального функционирования внутренних органов и систем. Необходимо объяснить детям, что осанка является сложным двигательным навыком и изменить его, сформировать правиль­ный стереотип движений и положений различных частей тела — задача нелегкая, поэтому нужно довести до автоматизма привычку к правиль­ному расположению отдельных звеньев по элементам и лишь затем со­единить их в одно целое. Вот почему в первую неделю занятий обучают тому, как правильно принимать основные исходные положения — лежа на спине и животе, сидя на скамейке, стоя. В исходных положениях сидя и стоя сначала идет работа только над постановкой стоп. Кроме того, в основной части занятий выполняются упражнения на самовы­тяжение, общеразвивающие, дыхательные, упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Все эти группы упражнений повто­ряют каждую неделю, и они занимают большую часть времени (35 из 45 минут занятия).

Вторая неделя

В исходном положении сидя объясняется и прорабатывается положе­ние плечевого пояса и рук. Рассказывается, какие движения выполняет плечевой пояс, дети сами ощущают сведение и разведение, поднятие и опускание надплечий, различные движения свободной верхней конечно­стью (сгибание-разгибание, приведение-отведение, круговое вращение).

В исходном положении стоя повторяется положение стоп. Основная часть занятий проводится по обычной схеме с постоянным контролем над точностью выполнения упражнений.

Третья неделя

На каждом последующем занятии следует вспоминать все, что прошли на предыдущих уроках, и прорабатывать новые элементы, в частности на третьей неделе — положение головы сидя. Детям объ­ясняется, какие возможны движения в шейном отделе позвоночника (наклоны, повороты, круговые вращения). В исходном положении стоя отрабатывается положения стоп и коленных суставов, которые должны быть разогнуты, за исключением детей с рекурвацией (переразгибанием) в коленных суставах.

Четвертая неделя

Детям объясняется, как правильно принимать рабочую позу при письме и чтении сидя, — данный навык необходимо постепенно довести до автоматизма.

Так, при письме ребенок должен сидеть на стуле на таком рас­стоянии от стола, чтобы между грудью и столом свободно проходила ребром кисть руки, локти симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе. Такое положение рук должно обусловить симметричное положение плеч. Голова располагается прямо с небольшим наклоном вперед. Тетрадь лежит под углом 30°.

Рабочая поза при чтении в основном та же, за исключением по­ложения рук, которые можно удерживать тремя способами:

· локти и предплечья лежат на столе, кисти поддерживают книгу в наклонном положении;

· локти опираются на стол, предплечья подняты, кисти рук поддер­живают подбородок;

· локти лежат на столе, предплечья - на столе у груди.

Основные требования к рабочей позе при чтении и письме сводятся к созданию максимально возможной опоры для мышц спины и симмет­ричному положению туловища, верхних конечностей, плечевого пояса.

Стоя отрабатывается положение стоп и коленных суставов. Кроме того, разбирается движение рук во время ходьбы и бега.

Пятая неделя

В исходном положении сидя повторяем рабочие позы при чтении и письме, индивидуально проверяем усвоение данной позы.

В исходном положении стоя разбираем оптимальное положение всех частей тела — ноги, таз, туловище, голова должны составить прямую линию, перпендикулярную полу. Стоя у стены оценивается осанка: пять точек должны коснуться опоры — пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и затылок. Контроль — шаг вперед от стены.

Шестая неделя

В исходном положении сидя с мешочком на голове дети обучаются элементарным движениям рук, объясняется работа рук во время ходьбы (движение делается расслабленными руками от плечевых суставов). Сидя продолжаем закреплять рабочую позу при чтении и письме. Стоя проверяем положение ног, туловища и головы.

Седьмая неделя

Отрабатывается и. п. стоя с мешочком на голове, при этом произ­водится движение рук в различных плоскостях. Ходьба на месте с оста­новками. Подробно объясняется правильное положение таза в исходном положении стоя с указанием на возможные ошибки:

· увеличение угла наклона таза проверяется по носкам, опустив голову вниз;

· «косой» таз проверяется по положению передних верхних подвздош­ных костей таза;

· «скрученный» таз также проверяется по положению передних верх­них подвздошных костей.

Восьмая неделя

В исходном положении сидя дети учатся постепенно расслаблять мускулатуру шеи, плечевого пояса, рук, туловища и ног с возвращением в и. п.

Стоя выполняется ходьба на месте с махом рук, с высоким подни­манием бедра, с сохранением правильной осанки.

Проверяется осанка перед зеркалом (снизу, со стоп вверх, до го­ловы).

На этом заканчивается начальный период. Дети уже знают все исходные положения, правильность их выполнения. Далее начинается основной, тренирующий период, который решает следующие задачи:

1. Формирование правильной осанки в различных исходных поло­жениях и с различными движениями рук, с передвижениями и остановками.

2. Формирование правильной осанки на уменьшенной площади опоры (на гимнастической скамейке) и с предметами.

3. Выработка мышечно-суставного чувства с исключением зрительного контроля над осанкой.

4. Тренировка самовытяжения.

5. Создание общей и избирательной силовой выносливости мышц туловища.

Начальный период особенно ответственен для методиста, потому что методист должен побудить у ребенка волевое стремление к выра­ботке правильной осанки, ребенок должен полюбить занятия лечебной гимнастикой, а для этого недостаточно только изучить изложенную схе­му тренировки, необходим творческий подход к занятиям — с играми, улыбкой, добрым и ласковым отношением к ребенку.

Основной период — тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на самовытяжение, с индивиду­альным подходом к особенностям деформации позвоночника. Основной период длится с 9 по 15-ю неделю занятий.

Девятая неделя

В исходном положении сидя на гимнастической скамейке выпол­няются различные движения руками, с постепенным расслаблением различных частей тела сверху вниз и возвращением в и. п. Ходьба на месте с разным положением рук, с махом руками в раз­личных направлениях. Выполняются упражнения для мышц спины и брюшного пресса, с акцентом на движения рук и ног, упражнения на самовытяжение, дыхательные упражнения, игры с мячом.

Десятая неделя

Выполняется ходьба с мешочками на голове вперед, назад, в сто­роны, с остановками, во время которых подключается работа рук в различных положениях. Лежа на животе и на спине выполняются упражнения с различны­ми движениями руками и ногами, а также упражнения с предметами, например с гимнастической палкой. Вводятся упражнения в исходном положении на четвереньках.

Одиннадцатая неделя

Дети обучаются правильно стоять у гимнастической стенки, у про­дольной и поперечной перекладины. Так, продольной части гимнасти­ческой стенки касаются пятки, крестец, грудной отдел позвоночника между лопатками. Икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и затылок касаются поперечной перекладины гимнастической стенки. Необходимо научить принимать правильное положение у гимнастической стенки с контролем — шагом вперед и дальнейшим расслаблением.

Используются различные виды построений, перестроений, ходьба по часовой и против часовой стрелки, в колонну, врассыпную, с мешочками на голове, основное условие — сохранение правильной осанки.

С мешочками на голове выполняются различные упражнения, стоя и сидя, а также в равновесии на гимнастической скамейке. Широко используются упражнения с мячами и гимнастическими палками.

12—13-я недели

Идет работа над движениями рук во время ходьбы и бега. Сначала отрабатывается движение рук сидя, затем стоя, а затем уже в ходьбе и беге. Выполняются упражнения в исходных положениях сидя, стоя, на четвереньках и на коленях. Продолжается выработка силовой выносли­вости мышц спины и брюшного пресса лежа на животе и лежа на спине с разным положением рук и с различными предметами. Используются дыхательные упражнения, упражнения в самовытя-жении, в расслаблении и равновесии, проводятся подвижные игры с мячом.

14—15-я недели

Особенное внимание в этот период необходимо уделить тренировке общей и избирательной силовой выносливости мышц. Каждый ребенок должен знать свой тип нарушения осанки во фронтальной и сагит­тальной плоскостях и выполнять «свои» корригирующие упражнения, укрепляющие или расслабляющие отдельные группы мышц.

Методист должен обучить каждого ребенка четкому и правильному выполнению индивидуальных упражнений, которые отрабатываются не только в зале ЛФК, но и ежедневно дома.

Заключительный период предусматривает закрепление ранее достиг­нутых знаний и умений, он длится с 16-й до 18-й недели. Одна из основных задач заключительного периода, которая должна решаться на протяжении всего курса лечения, — это воспитание, тренировка и закрепление навыка правильной осанки. В конечном счете нужно добить­ся осевой коррекции и изометрического напряжения нужных мышечных групп индивидуально для каждого ребенка. Из гимнастических упражнений особое место занимают упражнения в различных исходных положениях с отягощениями и в сопротивлении.

Закрепляется правильное положение тела в передвижениях. Самовы­тяжение выполняется не только на занятиях ЛФК, но и в повседневной деятельности при сидении, стоянии, ходьбе. До сознания каждого ребенка доводится необходимость самостоя-тельных занятий дома и постоянного контроля над своей осанкой.

В итоге проводится зачет по контролю индивидуальных упражнений ребенка, тесты на силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости система­тического продолжения самостоятельных занятий дома.

Каждый инструктор ЛФК должен четко знать основные исходные положения при нарушениях осанки и точно, до деталей, их выпол­нять с детьми.

И. п. лежа на спине — голова, туловище и ноги располагаются на одной прямой линии, руки вдоль туловища, ладонями к полу, поясница прижата к опоре, плечи опущены, голова прямо (лоб и подбородок в одной плоскости).

И. п. лежа на животе — голова, туловище и ноги на одной прямой линии, руки согнуты в локтях, локти в стороны на уровне плеч, лоб лежит на тыльной поверхности пальцев.

И. п. сидя на гимнастической скамейке — ступни стоят на полу, колени на одном уровне, опора одинаковая на обе половины таза, живот подтянут, грудь вперед, плечи слегка опущены и отведены назад, голова прямо.

И. п. стоя — стопы параллельно на ширине ступни, колени выпрям­лены, живот подтянут, грудь вперед, плечи опущены и отведены назад, голова прямо, руки вдоль туловища, свободно, по средней линии тела.

При работе над осанкой вначале используется и. п. лежа как исклю­чающее напряжение мышц, удерживающих тело в вертикальной позе. В дальнейшем происходит работа в исходном положении сидя, а затем стоя. В положении стоя контроль начинается снизу, со стоп, с постепенным включением правильного положения вышележащих частей. Такое положение тела в дальнейшем закрепляется при ходьбе и выполнении различных упражнений, с помощью которых достигаются стойкие изменения в осанке, но для этого требуется время и опреде­ленные волевые усилия.

Наши рекомендации