Начальный, основной и заключительный.
Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Начальный период длится около восьми недель.
Первая неделя
Занятия начинаются с беседы об осанке. Методист рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды нарушений осанки, как важно корригировать свою осанку не только из эстетических соображений, но и для нормального функционирования внутренних органов и систем. Необходимо объяснить детям, что осанка является сложным двигательным навыком и изменить его, сформировать правильный стереотип движений и положений различных частей тела — задача нелегкая, поэтому нужно довести до автоматизма привычку к правильному расположению отдельных звеньев по элементам и лишь затем соединить их в одно целое. Вот почему в первую неделю занятий обучают тому, как правильно принимать основные исходные положения — лежа на спине и животе, сидя на скамейке, стоя. В исходных положениях сидя и стоя сначала идет работа только над постановкой стоп. Кроме того, в основной части занятий выполняются упражнения на самовытяжение, общеразвивающие, дыхательные, упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Все эти группы упражнений повторяют каждую неделю, и они занимают большую часть времени (35 из 45 минут занятия).
Вторая неделя
В исходном положении сидя объясняется и прорабатывается положение плечевого пояса и рук. Рассказывается, какие движения выполняет плечевой пояс, дети сами ощущают сведение и разведение, поднятие и опускание надплечий, различные движения свободной верхней конечностью (сгибание-разгибание, приведение-отведение, круговое вращение).
В исходном положении стоя повторяется положение стоп. Основная часть занятий проводится по обычной схеме с постоянным контролем над точностью выполнения упражнений.
Третья неделя
На каждом последующем занятии следует вспоминать все, что прошли на предыдущих уроках, и прорабатывать новые элементы, в частности на третьей неделе — положение головы сидя. Детям объясняется, какие возможны движения в шейном отделе позвоночника (наклоны, повороты, круговые вращения). В исходном положении стоя отрабатывается положения стоп и коленных суставов, которые должны быть разогнуты, за исключением детей с рекурвацией (переразгибанием) в коленных суставах.
Четвертая неделя
Детям объясняется, как правильно принимать рабочую позу при письме и чтении сидя, — данный навык необходимо постепенно довести до автоматизма.
Так, при письме ребенок должен сидеть на стуле на таком расстоянии от стола, чтобы между грудью и столом свободно проходила ребром кисть руки, локти симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе. Такое положение рук должно обусловить симметричное положение плеч. Голова располагается прямо с небольшим наклоном вперед. Тетрадь лежит под углом 30°.
Рабочая поза при чтении в основном та же, за исключением положения рук, которые можно удерживать тремя способами:
· локти и предплечья лежат на столе, кисти поддерживают книгу в наклонном положении;
· локти опираются на стол, предплечья подняты, кисти рук поддерживают подбородок;
· локти лежат на столе, предплечья - на столе у груди.
Основные требования к рабочей позе при чтении и письме сводятся к созданию максимально возможной опоры для мышц спины и симметричному положению туловища, верхних конечностей, плечевого пояса.
Стоя отрабатывается положение стоп и коленных суставов. Кроме того, разбирается движение рук во время ходьбы и бега.
Пятая неделя
В исходном положении сидя повторяем рабочие позы при чтении и письме, индивидуально проверяем усвоение данной позы.
В исходном положении стоя разбираем оптимальное положение всех частей тела — ноги, таз, туловище, голова должны составить прямую линию, перпендикулярную полу. Стоя у стены оценивается осанка: пять точек должны коснуться опоры — пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и затылок. Контроль — шаг вперед от стены.
Шестая неделя
В исходном положении сидя с мешочком на голове дети обучаются элементарным движениям рук, объясняется работа рук во время ходьбы (движение делается расслабленными руками от плечевых суставов). Сидя продолжаем закреплять рабочую позу при чтении и письме. Стоя проверяем положение ног, туловища и головы.
Седьмая неделя
Отрабатывается и. п. стоя с мешочком на голове, при этом производится движение рук в различных плоскостях. Ходьба на месте с остановками. Подробно объясняется правильное положение таза в исходном положении стоя с указанием на возможные ошибки:
· увеличение угла наклона таза проверяется по носкам, опустив голову вниз;
· «косой» таз проверяется по положению передних верхних подвздошных костей таза;
· «скрученный» таз также проверяется по положению передних верхних подвздошных костей.
Восьмая неделя
В исходном положении сидя дети учатся постепенно расслаблять мускулатуру шеи, плечевого пояса, рук, туловища и ног с возвращением в и. п.
Стоя выполняется ходьба на месте с махом рук, с высоким подниманием бедра, с сохранением правильной осанки.
Проверяется осанка перед зеркалом (снизу, со стоп вверх, до головы).
На этом заканчивается начальный период. Дети уже знают все исходные положения, правильность их выполнения. Далее начинается основной, тренирующий период, который решает следующие задачи:
1. Формирование правильной осанки в различных исходных положениях и с различными движениями рук, с передвижениями и остановками.
2. Формирование правильной осанки на уменьшенной площади опоры (на гимнастической скамейке) и с предметами.
3. Выработка мышечно-суставного чувства с исключением зрительного контроля над осанкой.
4. Тренировка самовытяжения.
5. Создание общей и избирательной силовой выносливости мышц туловища.
Начальный период особенно ответственен для методиста, потому что методист должен побудить у ребенка волевое стремление к выработке правильной осанки, ребенок должен полюбить занятия лечебной гимнастикой, а для этого недостаточно только изучить изложенную схему тренировки, необходим творческий подход к занятиям — с играми, улыбкой, добрым и ласковым отношением к ребенку.
Основной период — тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на самовытяжение, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника. Основной период длится с 9 по 15-ю неделю занятий.
Девятая неделя
В исходном положении сидя на гимнастической скамейке выполняются различные движения руками, с постепенным расслаблением различных частей тела сверху вниз и возвращением в и. п. Ходьба на месте с разным положением рук, с махом руками в различных направлениях. Выполняются упражнения для мышц спины и брюшного пресса, с акцентом на движения рук и ног, упражнения на самовытяжение, дыхательные упражнения, игры с мячом.
Десятая неделя
Выполняется ходьба с мешочками на голове вперед, назад, в стороны, с остановками, во время которых подключается работа рук в различных положениях. Лежа на животе и на спине выполняются упражнения с различными движениями руками и ногами, а также упражнения с предметами, например с гимнастической палкой. Вводятся упражнения в исходном положении на четвереньках.
Одиннадцатая неделя
Дети обучаются правильно стоять у гимнастической стенки, у продольной и поперечной перекладины. Так, продольной части гимнастической стенки касаются пятки, крестец, грудной отдел позвоночника между лопатками. Икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и затылок касаются поперечной перекладины гимнастической стенки. Необходимо научить принимать правильное положение у гимнастической стенки с контролем — шагом вперед и дальнейшим расслаблением.
Используются различные виды построений, перестроений, ходьба по часовой и против часовой стрелки, в колонну, врассыпную, с мешочками на голове, основное условие — сохранение правильной осанки.
С мешочками на голове выполняются различные упражнения, стоя и сидя, а также в равновесии на гимнастической скамейке. Широко используются упражнения с мячами и гимнастическими палками.
12—13-я недели
Идет работа над движениями рук во время ходьбы и бега. Сначала отрабатывается движение рук сидя, затем стоя, а затем уже в ходьбе и беге. Выполняются упражнения в исходных положениях сидя, стоя, на четвереньках и на коленях. Продолжается выработка силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса лежа на животе и лежа на спине с разным положением рук и с различными предметами. Используются дыхательные упражнения, упражнения в самовытя-жении, в расслаблении и равновесии, проводятся подвижные игры с мячом.
14—15-я недели
Особенное внимание в этот период необходимо уделить тренировке общей и избирательной силовой выносливости мышц. Каждый ребенок должен знать свой тип нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и выполнять «свои» корригирующие упражнения, укрепляющие или расслабляющие отдельные группы мышц.
Методист должен обучить каждого ребенка четкому и правильному выполнению индивидуальных упражнений, которые отрабатываются не только в зале ЛФК, но и ежедневно дома.
Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений, он длится с 16-й до 18-й недели. Одна из основных задач заключительного периода, которая должна решаться на протяжении всего курса лечения, — это воспитание, тренировка и закрепление навыка правильной осанки. В конечном счете нужно добиться осевой коррекции и изометрического напряжения нужных мышечных групп индивидуально для каждого ребенка. Из гимнастических упражнений особое место занимают упражнения в различных исходных положениях с отягощениями и в сопротивлении.
Закрепляется правильное положение тела в передвижениях. Самовытяжение выполняется не только на занятиях ЛФК, но и в повседневной деятельности при сидении, стоянии, ходьбе. До сознания каждого ребенка доводится необходимость самостоя-тельных занятий дома и постоянного контроля над своей осанкой.
В итоге проводится зачет по контролю индивидуальных упражнений ребенка, тесты на силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома.
Каждый инструктор ЛФК должен четко знать основные исходные положения при нарушениях осанки и точно, до деталей, их выполнять с детьми.
И. п. лежа на спине — голова, туловище и ноги располагаются на одной прямой линии, руки вдоль туловища, ладонями к полу, поясница прижата к опоре, плечи опущены, голова прямо (лоб и подбородок в одной плоскости).
И. п. лежа на животе — голова, туловище и ноги на одной прямой линии, руки согнуты в локтях, локти в стороны на уровне плеч, лоб лежит на тыльной поверхности пальцев.
И. п. сидя на гимнастической скамейке — ступни стоят на полу, колени на одном уровне, опора одинаковая на обе половины таза, живот подтянут, грудь вперед, плечи слегка опущены и отведены назад, голова прямо.
И. п. стоя — стопы параллельно на ширине ступни, колени выпрямлены, живот подтянут, грудь вперед, плечи опущены и отведены назад, голова прямо, руки вдоль туловища, свободно, по средней линии тела.
При работе над осанкой вначале используется и. п. лежа как исключающее напряжение мышц, удерживающих тело в вертикальной позе. В дальнейшем происходит работа в исходном положении сидя, а затем стоя. В положении стоя контроль начинается снизу, со стоп, с постепенным включением правильного положения вышележащих частей. Такое положение тела в дальнейшем закрепляется при ходьбе и выполнении различных упражнений, с помощью которых достигаются стойкие изменения в осанке, но для этого требуется время и определенные волевые усилия.