Артикуляционного фокуса сзадних отделов ротового резонатора

впередние. Дети начинают активнее пользоватьсямускулатурой кончика языка.

Упражнения на развитие подвижности, точности движений передне-средней и задней частей спинки языка

1. Кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-
средняя часть спинки языка поднимается.

2. Кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-
средняя часть спинки языка приподнимается до соприкоснове­
ния с верхними резцами.

3. Выдвижение -передней части спинки языка вперед (язык
как бы выпадает изо рта); кончик языка зафиксировать у нижних
резцов (18).

4. Поднимание задней части спинки языка с одновременным
широким открыванием рта; кончик языка зафиксировать у ниж­
них резцов.

При выполнении ребенком перечисленных упражнений логопед тщательно следит за фиксацией кончика языка у нижних резцов (каждая артикуляционная поза удерживается под счет от 1 до 5).

Упражнения на динамическую организацию движений передне-средней и задней частей спинки языка

1. Поднимание и опускание передне-средней части спинки
языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-сред­
няя часть спинки языка то поднимается, то опускается, как при
произнесении звука о.

2. Поднимание иопускание задней части спинки языка;
кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть спинки
языка то поднимается, то опускается.

3. Высовывание языка как можно дальше изо рта, а затем
втягивание как можно глубже в рот.

Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей

1. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко
открыть рот.

2. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко
позевать.

Зафиксироватькончик языкау нижних резцов, широко открытьрот и позевать.

Дотронутьсякончиком языка доверхней десны и широко

ОТКРЫТь, рОт.

5. Дотронуться кончиком языка до альвеоли широко от­
крытьрот.

6. Дотронутьсякончиком языка до верхней десны, открыть
рог и широко позевать.

7. Дотронуться кончиком языка доальвеол, широко открыть
рот и позевать.

8. Кончик языка фиксируется у нижних резцов, а передне-средняя часть спинки языка поднимается вверх с резким опуска­нием челюсти.

9. Круговые движения кончиком языкапо верхней губе с по­степенным открыванием рта.

Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ

I. Кончик языка фиксируется у нижних резцов, губы при этом принимаютартикуляционные позы: широко округляются, как при произнесениизвука а: широко растягиваются,как при и: растяги­ваютсяи округляются, как при ы, вытягиваютсяширокой тру­бочкой, как при у; сомкнутые губы вытягиваются хоботком.

2. Кончик языка фиксируется у верхних резцов, губы при
этом принимают перечисленные артикуляционные позы.

3. Кончик языка фиксируется у альвеол, губы при этом при­
нимают перечисленные артикуляционные позы.

Правильность выполнения каждого движения контролируется отражением в зеркале и сравнением с образцом (логопед демон­стрирует каждое движение). Чрезвычайно важно координировать выдох с артикуляционным движением. Упражнения проводятся перед зеркалом с опорой на кинестетическую и тактильную сти­муляцию.

Упражнения на координацию движений языка и выдоха

1. Вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик
языка.

2. Вытянутькончик языкак носу, а затем выдохнутьна кон­
чик языка.

Дотронутьсякончиком языка до верхней губы и выдохнуть

на кончик языка.

4. Положить широкийязык нанижнюю губу ивыдохнуть на
кончик языка.

5. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, азатем
произвести медленный выдох накончик языка.

6. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять
передне-среднюючасть спинки языка, азатем произвести выдох.

7. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять
корень языка, а затем произвести выдох.

Наши рекомендации