Артикуляционного фокуса сзадних отделов ротового резонатора
впередние. Дети начинают активнее пользоватьсямускулатурой кончика языка.
Упражнения на развитие подвижности, точности движений передне-средней и задней частей спинки языка
1. Кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-
средняя часть спинки языка поднимается.
2. Кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-
средняя часть спинки языка приподнимается до соприкоснове
ния с верхними резцами.
3. Выдвижение -передней части спинки языка вперед (язык
как бы выпадает изо рта); кончик языка зафиксировать у нижних
резцов (18).
4. Поднимание задней части спинки языка с одновременным
широким открыванием рта; кончик языка зафиксировать у ниж
них резцов.
При выполнении ребенком перечисленных упражнений логопед тщательно следит за фиксацией кончика языка у нижних резцов (каждая артикуляционная поза удерживается под счет от 1 до 5).
Упражнения на динамическую организацию движений передне-средней и задней частей спинки языка
1. Поднимание и опускание передне-средней части спинки
языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-сред
няя часть спинки языка то поднимается, то опускается, как при
произнесении звука о.
2. Поднимание иопускание задней части спинки языка;
кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть спинки
языка то поднимается, то опускается.
3. Высовывание языка как можно дальше изо рта, а затем
втягивание как можно глубже в рот.
Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей
1. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко
открыть рот.
2. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко
позевать.
Зафиксироватькончик языкау нижних резцов, широко открытьрот и позевать.
Дотронутьсякончиком языка доверхней десны и широко
ОТКРЫТь, рОт.
5. Дотронуться кончиком языка до альвеоли широко от
крытьрот.
6. Дотронутьсякончиком языка до верхней десны, открыть
рог и широко позевать.
7. Дотронуться кончиком языка доальвеол, широко открыть
рот и позевать.
8. Кончик языка фиксируется у нижних резцов, а передне-средняя часть спинки языка поднимается вверх с резким опусканием челюсти.
9. Круговые движения кончиком языкапо верхней губе с постепенным открыванием рта.
Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ
I. Кончик языка фиксируется у нижних резцов, губы при этом принимаютартикуляционные позы: широко округляются, как при произнесениизвука а: широко растягиваются,как при и: растягиваютсяи округляются, как при ы, вытягиваютсяширокой трубочкой, как при у; сомкнутые губы вытягиваются хоботком.
2. Кончик языка фиксируется у верхних резцов, губы при
этом принимают перечисленные артикуляционные позы.
3. Кончик языка фиксируется у альвеол, губы при этом при
нимают перечисленные артикуляционные позы.
Правильность выполнения каждого движения контролируется отражением в зеркале и сравнением с образцом (логопед демонстрирует каждое движение). Чрезвычайно важно координировать выдох с артикуляционным движением. Упражнения проводятся перед зеркалом с опорой на кинестетическую и тактильную стимуляцию.
Упражнения на координацию движений языка и выдоха
1. Вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик
языка.
2. Вытянутькончик языкак носу, а затем выдохнутьна кон
чик языка.
Дотронутьсякончиком языка до верхней губы и выдохнуть
на кончик языка.
4. Положить широкийязык нанижнюю губу ивыдохнуть на
кончик языка.
5. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, азатем
произвести медленный выдох накончик языка.
6. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять
передне-среднюючасть спинки языка, азатем произвести выдох.
7. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять
корень языка, а затем произвести выдох.