Сокращения, термины и определения
стандарт организации;СТО:Нормативный документ по стандартизации, разработанный в соответствии с положениями государственной системы стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации в высшей школе и утвержденный руководством учебного заведения.
основная образовательная программа;ООП:Совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
выпускная квалификационная работа;ВКР: Самостоятельное теоретико-прикладное исследование, в котором на основе сформированных компетенций по всем циклам учебных дисциплин, а также прохождения практик, выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция относительно природы, масштаба и путей преодоления проблемы, имеющей теоретическое, методическое или практическое значение.
Целью выполнения ВКРявляется теоретический и (или) практический анализ проблем в сфере производства, экономики и управления, расчета и разработки проекта совершенствования объекта исследования.
Выполнение ВКР направлено на:
- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов и применение этих знаний при решении конкретных научных, производственных, управленческих задач;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и решений;
- выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в условиях современного многообразия форм научно-исследовательской, экономической и производственной деятельности.
Основные задачи ВКР:
- обоснование актуальности и значимости темы для теории и (или) практики;
- теоретическое исследование заданной проблемы или задачи, раскрытие сущности категорий, явлений;
- анализ состояния объекта исследования (региона, отрасли, объединения, предприятия и т.п.) за определенный период, выявление динамики изменения его показателей, тенденций их (показателей) развития и проблем, требующих решения;
- обоснование практической направленности рекомендаций и предложений и оценка их эффективности (социальной, или экономической, или налоговой и т.д.);
- выявление умения самостоятельно работать с литературой, правильно цитировать и делать ссылки на источники;
- формирование умений грамотно и логически обоснованно излагать, обобщать и систематизировать результаты исследований.
Выполняется в форме соответствующей определенной ступени высшего профессионального образования: для квалификации (степени) «бакалавр» – в форме бакалаврской работы; для квалификации «дипломированный специалист» - в форме дипломной работы (проекта); для квалификации (степени) «магистр» – в форме магистерской диссертации.
бакалаврская работа: Самостоятельная творческая, логически завершенная учебно-исследовательская работа, выполненная на основе полученных теоретических знаний и практических умений, в которой исследуется и анализируется одна из теоретических либо практических проблем соответствующего направления подготовки и представляются рекомендации по разрешению данной проблемы.
дипломная работа:Форма выпускной квалификационной работы, ориентированная на решение конкретной исследовательской задачи, включающая результаты эмпирического и/или теоретического исследования и обоснованные рекомендации, содержащие различные коррекционные, тренинговые и/или диагностические методики.
Полученные в дипломной работе результаты в виде выявленных закономерностей, тенденций, разработанных выводов по результатам анализа, предложений по совершенствованию и созданию новых методик и др. могут в дальнейшем использоваться для разнообразных предложений и проектов.
Дипломная работа содержит развернутую аналитическую и исследовательскую части, широкий анализ информации по рассматриваемой проблеме и обоснование предложений по ее решению.
дипломный проект:Форма выпускной квалификационной работы, направленная на получение практически значимого результата в виде законченных организационно-экономических, управленческих разработок и иных мероприятий, имеющих всестороннее обоснование (социально-экономическое или финансово-экономическое, правовое и др.).
По своему характеру дипломные проекты могут быть:
- исследовательско-теоретические и экспериментальные, связанные с проверкой теоретических положений, с исследованиями различных аспектов рассматриваемого объекта;
- посвященные разработке рекомендаций и механизма реализации проекта, схемы управления им.
Основное отличие дипломного проекта от дипломной работы состоит в практико-ориентированном характере проекта. Студент при выполнении дипломного проекта должен продемонстрировать не только соответствующие теоретические знания, но и практические умения и навыки относительно предмета исследования.
магистерская диссертация: Законченная разработка актуальной социальной проблемы, отличающаяся глубокой теоретической проработкой и научной направленностью, отражающая образовательный уровень выпускника вуза и свидетельствующая об его углубленной фундаментальной подготовке, которая необходима для осуществления профессиональной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
научный руководитель ВКР:Специалист, осуществляющий научное руководство процессом выполнения выпускной квалификационной работы. Им может быть профессор, доцент или старший преподаватель выпускающей кафедры либо квалифицированный специалист организации, являющейся объектом исследования.
консультант ВКР:Специалист, консультирующий исполнителя ВКР по ее практическим аспектам. Им может быть квалифицированный специалист организации – объекта исследования, также в качестве консультантов могут быть приглашены преподаватели других кафедр СГУПС.
выпускающая кафедра:Структурная единица университета, объединяющая профессорско-преподавательский состав и научных работников, осуществляющая учебную, методическую и научно-исследовательскую деятельность и отвечающая за подготовку конкретной группы студентов по конкретной специальности или направлению подготовки.
комиссия по предварительной защите ВКР:Комиссия, формирующаяся из числа ведущих преподавателей, профессоров, доцентов выпускающей кафедры, имеющих опыт научного руководства ВКР. Комиссия по предварительной защите ВКР определяет степень готовности ВКР к защите.
нормоконтролер:Сотрудник выпускающей кафедры, осуществляющий контроль за соблюдением требований к оформлению ВКР.
рецензент:Квалифицированный специалист в области предмета исследования, руководитель организации (структурного подразделения), на материалах которой выполнялась ВКР, высококвалифицированный преподаватель другого вуза (профессор, доцент) или преподаватель другой кафедры данного вуза.
Государственная аттестационная комиссия;ГАК:Группа высококвалифицированных специалистов из числа профессорско-педагогического состава университета, работников органов образования, ведущих преподавателей и научных сотрудников других высших учебных заведений, сформированная в университете по каждой основной профессионально-образовательной программе для осуществления следующих функций:
- комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствие его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта;
- решение вопроса о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома о высшем образовании;
- разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки выпускников на основании результатов работы комиссий.
Структура и содержание выпускной квалификационной работы
К написанию выпускной квалификационной работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.
По решению выпускающей кафедры допускается выполнение индивидуальных и комплексных ВКР. При разработке комплексной темы выпускной квалификационной работы предполагается создание коллективов студентов (не более 3-х человек), в которых каждый студент выполняет в соответствии с общей задачей свое конкретное задание (различные разделы темы или различные варианты решения отдельных ее задач).
Обязательным требованием подготовки ВКР является применение современных информационных технологий.
4.1.1. Структура выпускной квалификационной работы представлена в приложении А.
Для всех форм ВКР, представляемых к защите на факультете «Управление персоналом», обязательными являются следующие структурные элементы (в указанной последовательности):
- титульный лист;
- задание на выполнение ВКР;
- аннотация (автореферат для магистерской диссертации);
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
4.1.2. Содержание выпускной квалификационной работы определяется требованиями ООП по специальности (направлению подготовки) и методическими указаниями по написанию ВКР, разработанными выпускающими кафедрами. Характер проектно-расчетных, теоретико-методологических и прикладных решений, а также научных исследований, степень их детализации могут быть различными в зависимости от специальности (направления подготовки).
4.1.3. Объемвыпускной квалификационной работы (ВКР) составляет:
- бакалаврской работы - 60-80 страниц;
- дипломной работы – 50-85 страниц;
- дипломного проекта - 85-100 страниц;
- магистерской диссертации - 100-120 страниц.
Выпускная квалификационная работа оформляется в виде законченной письменной работы, которая должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел ВКР, содержать анализ и обоснование принимаемых решений, и другие материалы, в том числе и иллюстративные, в соответствии с методическими указаниями кафедры.
4.1.4. Титульный лист должен быть оформлен аккуратно в соответствии с установленными в СГУПСе стандартными формами для:
- бакалаврской работы - приложение Б;
- дипломной работы – приложение В;
- дипломного проекта - приложение Г;
- магистерской диссертации - приложение Д.
На титульном листе указывается соответствующий шифр документа, в котором приняты следующие сокращения:
- бакалаврская работа - БЛ;
- дипломная работа - ДР;
- дипломный проект – ДП;
- магистерская диссертация - МД;
- государственное и муниципальное управление – ГМУ;
- организация работы с молодежью – ОРМ;
- психология – ПЛ;
- реклама и связи с общественностью – РСО;
- управление персоналом – УП.
Например, ДР.ПЛ.02.2012. означает ДР – дипломная работа по специальности ПЛ – «Психология»; 02 – порядковый номер темы по приказу ректора; 2012 – год выполнения.
Название темы выпускной квалификационной работы должно в точности соответствовать формулировке темы в приказе ректора. На титульном листе должны быть подписи: студента, руководителя ВКР, консультантов (если они назначены), нормоконтролера, а также заведующего кафедрой о допуске студента к защите ВКР.
Инициалы и фамилии лиц, подписывающих работу, приводят справа от соответствующих подписей. Перед фамилией указывается ученая степень и ученое звание. Подписи и даты на титульном листе должны быть выполнены от руки черными чернилами или пастой. Дата должна быть указана следующим образом: число – арабскими цифрами, месяц – прописью, год – арабскими цифрами.
В оформлении титульного листа точки в конце строк не ставятся.
4.1.5. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы выдается руководителем и является основанием для разработки плана и графика её подготовки, в которых излагаются: структура, содержание, последовательность выполнения работы и сроки подготовки её составных частей. Тема работы, указанная в задании, должна быть идентична теме, указанной на титульном листе. Срок сдачи законченной работы должен соответствовать сроку, указанному в приказе ректора.
Задание подписывается руководителем, студентом и утверждается заведующим кафедрой. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы оформляется на стандартном бланке в соответствии с установленным образцом для:
- бакалаврской работы - приложение Е;
- дипломной работы – приложение Ж;
- дипломного проекта – приложение И;
- магистерской диссертации - приложение К.
Задание на выполнение дипломного проекта брошюруется в папке текстовых документов после титульного листа, включается в общее количество листов, но не нумеруется.
4.1.6. Аннотация включает краткую характеристику результатов ВКР. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная разработка в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
В аннотации не следует повторять названия работы, разделов, пересказывать оглавление, приводить выводы и предложения.
В аннотации также указывается количество страниц, таблиц, рисунков и приложений. Рекомендуемый средний объем аннотации 500 печатных знаков. Пример оформления аннотации ВКР представлен в приложении Л.
Отличие аннотации ВКР и автореферата магистерской диссертации заключается в их объеме, следовательно, в глубине конкретизации и подробности изложения полученных результатов. Объем аннотации обычно составляет до 1-2-х страниц. Оптимальный объем автореферата – до 10 страниц.
В автореферате дается более подробное обоснование основных положений и результатов, выносимых на защиту. Подготовка автореферата позволяет автору диссертации в концентрированном виде обосновать цели, задачи, логику работы, элементы научной новизны и научные результаты, основные выводы и рекомендации практического характера.
В автореферате магистерской диссертации должны быть отражены:
- сведения об объеме диссертации, количестве рисунков, таблиц, приложений, библиографических источников.
- актуальность темы;
- объект и предмет исследования;
- цель и задачи магистерской диссертации;
- теоретические и методологические основы исследования;
- методы исследований;
- новизна магистерской диссертации: научная, прикладная, учебная, учебно-методическая;
- практическая ценность;
- основные положения и результаты, выносимые на защиту;
- публикации с указанием необходимых выходных данных.
Оформляется автореферат или аннотация ВКР в соответствии с общими требованиями (см. раздел 5).
4.1.7. Раздел «Содержание» включает в себя заголовки всех разделов и подразделов, содержащихся в тексте ВКР, с указанием номеров страниц, с которых начинается изложение каждого раздела. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания названий разделов, представленных в тексте ВКР, в той же последовательности и соподчиненности.
Содержание оформляется в соответствии с приложением М (с учетом специфики ВКР).
4.1.8. В разделе «Введение» кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная квалификационная работа, при этом определяется и обосновывается:
- актуальность выбранной темы;
- степень ее проработанности со ссылками на специальную литературу, зарубежный и отечественный опыт;
- объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования;
- предмет исследования - то, что находится в границах объекта и непосредственно определяет тему исследования, сторона или аспект (свойство, отношения и т.п.) объекта, которые непосредственно изучаются, анализируются в объекте;
- цель работы - предполагаемый результат исследовательской деятельности;
- совокупность задач, которые следует решить для раскрытия выбранной темы;
- организационная база, на основании которой выполнена квалификационная работа;
- методы сбора и обработки информации;
- теоретическая и / или практическая значимость результатов;
- гипотеза (для дипломной работы и магистерской диссертации);
- научная новизна (для магистерских диссертаций);
- основные положения и результаты, выносимые на защиту (для магистерских диссертаций).
Объем раздела «Введение» для выпускных квалификационных работ устанавливается соответственно для:
- бакалаврской работы - 2-3страницы;
- дипломной работы - 3-5 страниц;
- дипломного проекта - 3-5 страниц;
- магистерской диссертации - 6-8 страниц
4.1.9 Основная часть оформляется в соответствии с предъявляемыми требованиями к различным видам ВКР:
4.1.9.1 Бакалаврская работа. Основная часть выпускной квалификационной работы бакалавров состоит из двух разделов.
Первый раздел – теоретический, в котором освещаются основные теоретические и методологические подходы к решению заявленной проблемы, содержится анализ их применимости в конкретных организационных условиях, обосновывается выбор или необходимость синтеза конкретного подхода (направления) к решению заявленных задач ВКР. При этом объем первого раздела не должен превышать 20 страниц.
Второй раздел объединяет методические приемы и непосредственный анализ исследуемого объекта, а также включает конкретные предложения по улучшению состояния объекта.
Рекомендуемый объем второго раздела – 30–40 страниц.
4.1.9.2 Дипломная работа. Основная часть выпускной квалификационной работы специалистов состоит из двух-трех разделов.
В первом разделе излагаются теоретические подходы по основным вопросам темы, анализируются и обобщаются взгляды авторов, научных школ, производится группировка направлений исследований в рассматриваемой области, оценка различных методических подходов. Также в первом разделе можно изложить историю вопроса, показать степень его изученности, состояние проблемы в избранной для исследования сфере, ее понимание в различных школах и направлениях психологии, эволюцию взглядов на проблему.
Студенту в данном разделе необходимо осуществить переход от теоретических знаний к анализу психологической практики, от анализа единичных фактов к их теоретическому обобщению. Данный раздел служит теоретическим обоснованием будущего эмпирического исследования.
Рекомендуемый объем первого раздела – 15 страниц.
Второй раздел представляет собой анализ проделанной работы по сбору, анализу и интерпретации эмпирических данных (фактологического материала). Она должна базироваться на изучении результатов практического исследования, проведенного студентом самостоятельно либо в рамках более масштабного исследования, осуществленного совместно с научным руководителем либо с другими студентами.
Данный раздел (эмпирическая часть исследования) – является, по сути, проведением констатирующего эксперимента, который направлен на выявление существующих психологических явлений, уровня состояния тех или иных процессов к моменту исследования.
Рекомендуемый объем второго раздела – 20–30 страниц.
Третий раздел может носить эмпирически-рекомендательную направленность и содержать обоснование конкретных предложений по решению проблемы исследования.
Объем третьего раздела – 20–30 страниц.
4.1.9.3. Дипломный проект. Основная часть дипломного проекта включает три основных раздела, которые должны содержать теоретическую, аналитическую и проектную информацию.
Теоретический анализ исследуемой проблемы предполагает обоснование студентом, на основе изученных дисциплин, собственной точки зрения по данному вопросу (или принятие чьей-либо точки зрения с обоснованием такого решения).
Указанный раздел выполняется с широким использованием трудов, монографий как отечественных, так и зарубежных ученых, специалистов в области экономики и управления, законодательной базы, нормативно-правовых документов органов государственного и муниципального управления, специальной экономической литературы, включая периодическую печать.
Рекомендуемый объем первого раздела – 20 страниц.
Анализ и аналитическая часть может включать в себя отражение фактического состояния исследуемого объекта и перспектив его развития или совершенствования.
Главная цель аналитической части дипломного проекта состоит в том, чтобы дать точную, краткую характеристику объекта исследования, проанализировать и оценить рассматриваемую проблему. Анализ должен быть критическим, вскрывающим недостатки в работе, выявляющим резервы производства и управления.
Аналитическая часть дипломного проекта должна завершаться общими выводами, кратко и точно характеризующими частные недостатки и системные проблемы в изучаемой области управления персоналом. Эти выводы являются основанием для разработки рекомендаций и мероприятий по устранению недостатков, использованию резервов при разработке следующего раздела дипломного проекта, они должны быть дополнены соответствующими графиками, схемами, таблицами и другими иллюстративными материалами.
Рекомендуемый объем второго раздела – 30–40 страниц.
Проектная часть дипломного проекта содержит проектируемые мероприятия, направленные на изменение существующего положения дел, а также нормативное обеспечение запланированных мероприятий, обоснование социальной и экономической эффективности от их внедрения.
Данный раздел представляет собой разработку и конкретизацию основных направлений использования производственных резервов, на основе результатов анализа, обобщения передового опыта аналогичных предприятий и использования теоретических разработок по исследуемой проблеме. Рекомендации и предложения в этой части дипломной работы могут быть организационно-технического, организационно-экономического, социально-экономического и методического характера.
Объем третьего раздела – 30–35 страниц.
4.1.9.4. Магистерская диссертация. В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач магистерские диссертации классифицируются по следующим видам и оцениваются с учетом соответствия ниже приведенным квалификационным признакам:
1. Научно-исследовательская магистерская диссертация ориентирована на выдвижение и логическое обоснование научных гипотез о структуре, свойствах и закономерностях изучаемых явлений (процессов), или на выявление тенденций развития соответствующих отраслей науки, обоснование новых направлений исследований (особенно на стыках научных дисциплин), переосмысление устоявшихся подходов к интерпретации известных социально-экономических фактов и закономерностей.
В таком исследовании разрабатываются фундаментальные теоретические проблемы и закономерности функционирования экономических субъектов. Конечными научными результатами таких работ являются конкретные предложения о путях развития экономических процессов, систем, совершенствование деятельности экономических субъектов и т.п.
Эмпирическое (практическое) исследование в таких работах должно носить вспомогательный характер, подкреплять теоретические положения. Объектами исследования могут выступать отдельные сферы экономики, группы отраслей, экономические сообщества, группы предприятий, организаций и учреждений и т.д.
Примеры результатов научно-исследовательских диссертаций:
- выявление и описание закономерностей, тенденций, явлений;
- постановка и обоснование научных гипотез, описание принципов, правил;
- уточнение и конкретизация понятий, категорий;
- разработка, совершенствование методики исследования объекта;
- формализованное описание объекта исследования, построение математической модели и пр.
Квалификационные признаки научно-исследовательской магистерской диссертации:
- постановка теоретической задачи с характеристикой преимуществ предлагаемого подхода или критический анализ проблемной ситуации в данной области знания, требующей переосмысления существующих концепций и подходов;
- характеристика основных положений предлагаемой теоретической модели или концепции (включая вытекающую из такой концепции новую интерпретацию ключевых фактов и закономерностей, относящихся к соответствующей(-им) области(-ям) знаний);
- четкая формулировка в терминах теоретической модели научной гипотезы, подлежащей эмпирической проверке, и ее содержательная интерпретация или четкая формулировка следствий, вытекающих из предложенной методологической (историографической) концепции, для дальнейших теоретических и/или прикладных исследований в соответствующих областях; изложение аргументов в пользу предложенной гипотезы или концепции.
2. Научно-практическая магистерская диссертация ориентирована на проверку теоретических гипотез на практике путем сбора, обработки и обобщения данных (статистических, социологических), выявление и анализ документов и фактов, разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию социально-экономических, управленческих процессов и систем.
Данный вид диссертации ориентирован на применение научных знаний и методов к решению практически значимых проблем, как правило, в увязке с конкретными условиями места и времени. Таким образом, теория выступает базой (основой) для прикладных исследований. Объектами исследования могут быть предприятия и организации, учреждения различных форм собственности и отраслей экономики, органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления.
Примеры результатов научно-практических диссертаций:
- разработка методики (расчета, анализа, синтеза и т.д.);
- построение и описание модели (математические, имитационные, экспериментальные, описательные);
- обоснование рекомендаций, основных направлений развития и перспективных планов развития (страны, регионов, отдельных отраслей, организаций);
- описание предлагаемых технологий, процедур, а также инструкций, документации по управлению и пр.
Квалификационные признаки научно-практических диссертации:
- обоснование актуальной социально-экономической и управленческой проблемы, постановка конкретных целей и задач эмпирического исследования;
- формирование и развитие теоретической, методологической базы для решения задач эмпирического исследования;
- характеристика объекта исследования, используемой информации, методов ее сбора и обработки;
- разработка и реализация собственной программы эмпирического исследования;
- представление результатов исследования и содержательная интерпретация полученных результатов, их значения для соответствующей отрасли знаний;
- обоснование и глубокая проработка рекомендаций, направленных на решение актуальной социально-экономической и управленческой проблемы.
3. Научно-педагогическая магистерская диссертацияориентирована на самостоятельную разработку и обоснование учебно-методических материалов: учебно-методического пособия, курса лекций, цикла практических или семинарских занятий, методических указаний по самостоятельной работе студентов, комплекса педагогических аттестационно-измерительных средств контроля знаний студентов и пр.
Данный вид диссертации предполагает использование магистрантом научных и прикладных знаний в целях создания учебно-методических инструментов образовательного процесса. Тематика учебно-методических разработок должна соответствовать профилю магистерской программы, а сама диссертация – вносить вклад в формирование и обновление научно-педагогической базы подготовки кадров по специализациям, входящим в предметную область конкретной магистерской программы.
Примеры результатов научно-педагогических диссертаций:
- разработка учебно-тренировочных, моделирующих и мультимедийных комплексов по дисциплинам направления бакалаврской или магистерской подготовки;
- создание тестов, экзаменационных заданий, обоснование тематики курсовых и дипломных работ;
- разработка учебных планов и программ, документации по отбору и обучению студентов;
- разработка учебников, учебных пособий, курсов лекций, практикумов или разработка отдельных укрупненных разделов данных учебно-методических работ;
- разработка или существенное обновление методических рекомендаций, указаний по самостоятельной работе студентов, написанию и защите курсовых работ, выполнению контрольных работ, прохождению практики и пр.
Классификационные признаки научно-педагогических диссертаций:
- исследование теоретических аспектов: анализ отечественной и зарубежной практик подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, проведение обзора литературы выбранного направления исследования, формирование и развитие теоретических основ по изучаемой теме и т.п.;
- разработка и обоснование как учебно-методических материалов, так и педагогических инструментов, методических и организационных основ их реализации в учебном процессе;
- предложение демонстрационной версии учебно-методических материалов.
Структура и тематика разделов основной части полностью определяется проводимым исследованием. При этом возможны два подхода к структурированию, которые определяются типами магистерских диссертаций.
Первый подход рекомендуется применять для научно-исследовательской и научно-практической диссертации. В этом подходе, как правило, выделяют три раздела, их название формулируется автором совместно с руководителем. В отличие от ВКР бакалавров и специалистов, в магистерской диссертации все разделы имеют преимущественно теоретическую направленность.
Чаще всего, первый раздел носит теоретический характер, в нем описывается необходимый понятийный аппарат, делается обзор литературы по теориям, необходимым для решения проблемы.
Вместе с тем, требованием к магистерской диссертации является наличие элементов новизны: научной, практической, учебно-методической. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены (или могут быть внедрены) в практику и способны оказать существенное влияние на достижение новых социально-экономических результатов. Новыми могут быть только те положения диссертационного исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений.
Особое внимание следует уделить и структурированию информации по проблеме. Должен быть изложен личный взгляд автора на теоретические конструкции, необходимые для решения проблемы. В зависимости от характера проблемы, рассматриваемой в диссертации, теория может излагаться в виде вербальных, математических и других моделей.
Во втором разделе обычно описываются методические подходы к решению поставленной проблемы, предполагается обзор литературы по методам решения проблемы, имеющимся методикам, может быть предложена авторская методика. В любом случае в данном разделе должна быть раскрыта методическая программа научно-прикладного исследования, с помощью которой автор производит сбор, анализ и интерпретацию необходимой информации. Характеристика методической части работы предполагает описание методов сбора фактического материала — первичной информации и ее обработки (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и т. д.).
В этом же разделе описывается конкретный объект, среда, в которой он функционирует, приводятся все, необходимые для исследования сведения. Проводятся расчеты с применением теории и методов решения, рассмотренных в предыдущих разделах, выявляются необходимые закономерности, проверяются теоретические гипотезы, делаются практические выводы.
В третьем разделе автор предлагает решение выявленных проблем на уровне модели, расчета, обосновывает рекомендации практического характера по изменению законодательства, методов и форм экономической политики государства и менеджмента корпораций, дает прогнозы развития с помощью экспертной оценки различных сценариев, проводит расчет бюджетной и социально-экономической эффективности предлагаемых в диссертации путей (способов) совершенствования механизма управленческих решений в условиях неопределенности.
Третий раздел может включать разработку проекта в интересах конкретной организации, региона, отрасли и т д. Примерами проектной части магистерской диссертации можно считать разработку инновационных проектов, обоснование и оценку экономической эффективности инвестиционных проектов, разработку бизнес-планов, представление моделей развития предприятий (регионов), реинжиниринг и реорганизацию деятельности организаций, проекты внедрения новых информационных технологий и оценка экономической эффективности, модели оценки риска в условиях неопределенности и т.д.
Проектные решения, представленные в данном разделе, должны содержать описание существа предлагаемых решений, включая содержание и структуру новшеств, методические рекомендации по осуществлению управленческих процедур, технологию внедрения предлагаемых мероприятий; экономическое обоснование проекта, доказывающее его преимущества перед существующими аналогами и экономическую целесообразность затрат на его внедрение; правовое обеспечение проекта, содержащее ссылки на соответствующую нормативную базу, подкрепляющую законность разработанных предложений; компьютерное (информационно-технологическое) обеспечение проекта, в рамках которого описываются и обосновываются использованные в работе инструментальные средства и формулируются предложения по внедрению современных информационных технологий.
Второй подход изложения рекомендуется для научно-педагогической магистерской диссертации, содержание которой будет существенно отличаться от предыдущих видов диссертаций.
В первом разделе излагаются теоретические аспекты выбранного направления исследования, по которому будет разрабатываться элемент учебной программы, раскрывается понятийный аппарат, классификации, принципы, проводится сравнительный анализ подходов разных авторов к решению поставленных проблем.
Во втором разделе исследуются методы и формы организации педагогического процесса, а также методы контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых, проводится психолого-педагогические исследования.
В третьем разделе решаются организационные вопросы процесса обучения. Основные формы реализации методов обучения рекомендуется оформлять в виде документов по организации, руководству, контролю и оценке элементов учебных программ: рабочие планы, программа дисциплины, учебно-методический комплекс дисциплин, курс лекций, практикум, методические указания и т.д.
Рекомендуемый объем первого раздела – 25-30 страниц, второго и третьего раздела – 30-40 страниц.
Каждый раздел работы должен содержать выводы и обобщенные результаты, полученные по разделу. Объем раздела с выводами по главе 1-2 стр.
4.1.10 Раздел «Заключение» – последовательное логически стройное изложение итогов в сжатой и конкретизированной форме и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Выводы и предложения могут быть оформлены как тезисы с нумерацией отдельных пунктов. Они должны быть краткими и четкими, давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности полученных результатов.
Необходимо указать возможные области применения полученных результатов и дать обоснование целесообразности дальнейшей разработки тех или иных вопросов, которые не получили в работе своего окончательного решения. Объем раздела «Заключение» примерно равен объему введения и составляет соответственно для:
- бакалаврской работы - 2-3страницы;
- дипломной работы - 3-5 страниц;
- дипломного проекта - 3-5 страниц;
- магистерской диссертации - 6-8 страниц.
4.1.11 В ВКР обязательно должен присутствовать раздел «Список использованных источников», включающий использованную научную литературу и другие источники информации, к которым относятся нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, документы международных организаций, ведомств, организаций, компаний, а также Интернет-ресурсы.
Не допускается включать в список использованных источников рукописные материалы (конспекты лекций) и издания, не предназначенные для открытой печати. Порядок оформления списка использованных источников показан в приложении Н.
При написании ВКР должно быть изучено соответственно для:
- бакалаврской работы - 30-40 источников;
- дипломной работы - 40-50 источников;
- дипломного проекта - 40-50 источников;
- магистерской диссертации - 50-60 источников.
Подбирая литературу (монографии, журнальные статьи и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.
В тексте обязательно должны содержаться ссылки на источники информации. Не следует злоупотреблять цитатами, они должны приводиться и соответствовать содержанию работы. При цитировании должен быть обязательно указан соответствующий источник. Исключается дословное заимствование текста, выражений из учебников, специальной экономической литературы и других первоисточников без ссылок на них.
4.1.12 В приложениях приводятся расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ по проекту); формы документов, отражающих анализ производства и управления; рабочая проектная документация (положения, должностные инструкции, штатные расписания, формы документов и т.д.), а также другие материалы, использование которых в тексте перегружает дипломный проект и нарушает логическую стройность изложения.
В приложения включаются также объемные (более 3-х страниц) таблицы, схемы, графики, диаграммы, чертежи, иллюстративные материалы, финансовая отчетность, инструкции и другие материалы, носящие вспомогательный характер.
Все материалы, помещаемые в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения.
4.1.13 После написания доклада (тезисов доклада) студент должен подготовить презентацию (слайды) с использованием программы Microsoft Office PowerPoint, отражающую основные положения доклада дипломника.
Рекомендуемые пропорции (соотношение) слайдов по назначению:
Слайд 1. Реферат ВКР:
- тема ВКР;
- выполнил: ФИО студента-выпускника;
- научный руководитель: звание, ФИО научного руководителя;
- цель;
- задачи;
- объект;
- предмет;
- методы.
Слайды 2-3. Теоретико-методологические основы темы ВКР: могут содержать основное определение предмета ВКР, схемы изучаемого процесса, структуру системы (подсистемы), схему влияния внешних и внутренних факторов на изучаемый процесс или систему.
Слайд 4. Организационная структура предприятия (организации), на примере которой проводилось исследование.
Слайд 5. Динамика основных производственно-экономических показателей деятельности организации за последние 3 года. Отражает основные количественные, качественные и финансовые показатели деятельности организации (3-4 диаграммы)
Слайд 6. Характеристика персонала организации. Структура персонала по категориям, стажу, уровню образования, возрасту, полу (4 диаграммы).
Слайды 7-8. Основные результаты исследования. Иллюстрируют наиболее значимые результаты анализа документов, опроса и т.п. в обобщенном виде.
Слайды 9-10. Таблица проекта. Указываются выявленные при исследовании проблемы, предлагаемые пути их решения и самостоятельно разработанные мероприятия проекта
Слайды 11-12. Основные мероприятия проекта. Иллюстрируют разработанные самостоятельно компетенции, KPI, программы, формы документов и т.п.
Слайд 13. Экономическая эффективность проекта. Содержит основные расчетные формулы с итоговыми результатами.
Слайд 14. Социальная эффективность проекта. Перечисляются основные социальные результаты от внедрения проекта.