Типы слоговой структуры слов

Большакова СЕ.

Б79Формируем слоговую структуру слова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 32 с. («Конфетка»)

ISBN 5-89144-754-1

Представлена краткая авторская версия методического пособия СЕ. Боль­шаковой, которое скоро выйдет в издательстве «ТЦ Сфера». Опытный ло­гопед-практик предлагает эффективные приемы формирования слоговой структуры речи, в частности приемы мануального подкрепления, облег­чающие детям усвоение многосложных слов и слов со стечениями соглас­ных. Речевой материал и дидактические игры дополнены комплектом из 64 цветных картинок на специальной вкладке журнала.

Предлагаемая автором система логопедических упражнений поможет ро­дителям и логопедам в работе с детьми, имеющими нарушения слоговой структуры.

УДК 373 ББК 74.3

Большакова Светлана Евгеньевна

ФОРМИРУЕМ СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ СЛОВА

Редактор О.Е. Громова

Художник Н.В. Кулакова

Корректор Т.Э. Балоунова

Компьютерная верстка Ю.А. Кособокова

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г.

Подписано в печать 21.09.06. Формат 70 х 1О8'/,6.

Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 2,80. Тираж 5000 экз.

Заказ № 6729.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15.

При участии ООО «Карапуз-Дидактика»

105318, Москва, а/я 59. Тел.: (495) 365-43-89.

Москва, Измайловское ш., д. 48 а.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, д. 2.

ISBN 5-89144-754-1 © ООО «ТЦ Сфера», 2006

ВВЕДЕНИЕ

В ряде случаев, помимо нарушения звукопроизношения, снижения фонематического восприятия, несовершенства грамматического строя речи, во время обследования логопед выявляет у ребенка трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Может нарушаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются искажения, заме­щения, ошибки воспроизведения стечений согласных.

В онтогенезе овладение слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 3—3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

По исследованиям Р.Е. Левиной, способность к овладению слоговым составом слова может быть выделена в качестве признака, позволяюще­го распознавать различную природу речевых расстройств. В специаль­ной литературе описание становления слоговой структуры слова у до­школьников с нарушениями речи представлено в рамках изучения речи детей с алалией (А.К. Маркова) или другими тяжелыми речевыми рас­стройствами, приводящими к общему недоразвитию речи (Т.Б. Фили-чева, Г.В. Чиркина).

Последние исследования подтверждают корреляцию нарушений сло­говой структуры слова с особенностями развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обра­ботке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).

В свою очередь, формирование слоговой структуры соотносится с ус­воением лексико-грамматической стороной речи и звукового анализа, влияет на успешность овладения письмом и чтением.

В ходе обследования слоговой структуры необходимо предлагать ре­бенку различные типы слов: простые — из открытых слогов, без стече­ний согласных, и более сложные — из 3—4 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий также должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом.

В пособии представлены 14 типов слов, над которыми последователь­но проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры (см. цветную вкладку, с. 17—32), и приводится система упражнений.

Представленные иллюстрации (в комплекте из 64 картинок) рекомен­дуется использовать для экспресс-диагностики нарушений слоговой струк­туры, проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми.

ТИПЫ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

I. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов:

дыня, вода*, сова,вата,

кофе, муха, мыло, дети,

ноги, луна, духи, весы,

ваза, ноты, коза, зубы.

П. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов:

лопата, собака,кубики, сапоги,

кабина, панама, утята, голова,

малина, газета, мимоза, ягоды,

машина, монета, колесо, молоко.

III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога:

мак,лук, мяч, кит,

лес,жук, сом, сок,

дуб, лев, мед, дом,

Кот,гусь, дым, нос.

IV. Двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога:

лимон, веник,букет, банан,

огонь, пакет, бидон, гамак,

вагон, батон, утюг, петух,

каток, диван,совок, канат.

V. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка,

буквы,утка, ванна, нитки,

вилка, кепка, тыква, тапки,

Наши рекомендации