Типы слоговой структуры слов
Большакова СЕ.
Б79Формируем слоговую структуру слова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 32 с. («Конфетка»)
ISBN 5-89144-754-1
Представлена краткая авторская версия методического пособия СЕ. Большаковой, которое скоро выйдет в издательстве «ТЦ Сфера». Опытный логопед-практик предлагает эффективные приемы формирования слоговой структуры речи, в частности приемы мануального подкрепления, облегчающие детям усвоение многосложных слов и слов со стечениями согласных. Речевой материал и дидактические игры дополнены комплектом из 64 цветных картинок на специальной вкладке журнала.
Предлагаемая автором система логопедических упражнений поможет родителям и логопедам в работе с детьми, имеющими нарушения слоговой структуры.
УДК 373 ББК 74.3
Большакова Светлана Евгеньевна
ФОРМИРУЕМ СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ СЛОВА
Редактор О.Е. Громова
Художник Н.В. Кулакова
Корректор Т.Э. Балоунова
Компьютерная верстка Ю.А. Кособокова
Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера
Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г.
Подписано в печать 21.09.06. Формат 70 х 1О8'/,6.
Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 2,80. Тираж 5000 экз.
Заказ № 6729.
Издательство «ТЦ Сфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15.
При участии ООО «Карапуз-Дидактика»
105318, Москва, а/я 59. Тел.: (495) 365-43-89.
Москва, Измайловское ш., д. 48 а.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»
«Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова».
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, д. 2.
ISBN 5-89144-754-1 © ООО «ТЦ Сфера», 2006
ВВЕДЕНИЕ
В ряде случаев, помимо нарушения звукопроизношения, снижения фонематического восприятия, несовершенства грамматического строя речи, во время обследования логопед выявляет у ребенка трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Может нарушаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются искажения, замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных.
В онтогенезе овладение слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 3—3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).
По исследованиям Р.Е. Левиной, способность к овладению слоговым составом слова может быть выделена в качестве признака, позволяющего распознавать различную природу речевых расстройств. В специальной литературе описание становления слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи представлено в рамках изучения речи детей с алалией (А.К. Маркова) или другими тяжелыми речевыми расстройствами, приводящими к общему недоразвитию речи (Т.Б. Фили-чева, Г.В. Чиркина).
Последние исследования подтверждают корреляцию нарушений слоговой структуры слова с особенностями развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).
В свою очередь, формирование слоговой структуры соотносится с усвоением лексико-грамматической стороной речи и звукового анализа, влияет на успешность овладения письмом и чтением.
В ходе обследования слоговой структуры необходимо предлагать ребенку различные типы слов: простые — из открытых слогов, без стечений согласных, и более сложные — из 3—4 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий также должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом.
В пособии представлены 14 типов слов, над которыми последовательно проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры (см. цветную вкладку, с. 17—32), и приводится система упражнений.
Представленные иллюстрации (в комплекте из 64 картинок) рекомендуется использовать для экспресс-диагностики нарушений слоговой структуры, проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми.
ТИПЫ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
I. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов:
дыня, вода*, сова,вата,
кофе, муха, мыло, дети,
ноги, луна, духи, весы,
ваза, ноты, коза, зубы.
П. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов:
лопата, собака,кубики, сапоги,
кабина, панама, утята, голова,
малина, газета, мимоза, ягоды,
машина, монета, колесо, молоко.
III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога:
мак,лук, мяч, кит,
лес,жук, сом, сок,
дуб, лев, мед, дом,
Кот,гусь, дым, нос.
IV. Двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога:
лимон, веник,букет, банан,
огонь, пакет, бидон, гамак,
вагон, батон, утюг, петух,
каток, диван,совок, канат.
V. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова:
банка, юбка, письмо, ветка,
буквы,утка, ванна, нитки,
вилка, кепка, тыква, тапки,