Обязанности руководителя практики от кафедры
Методистами педагогической практики назначаются преподаватели профильных кафедр, специалисты в вопросах ФВ школьников. Методист по специальности должен:
- разработать и утвердить индивидуальные планы прохождения практики;
- совместно с учителем ФК и здоровья закрепить практикантов за классами, спортивными секциями и другими участками внеклассной работы;
- обеспечить присутствие студентов согласно утвержденному расписанию занятий;
- оказать организационно-методическую помощь при подготовке всех плановых мероприятий, при оформлении всех видов документации;
- провести анализ выполненных практикантами заданий, завизировать их;
- подготовить и сдать итоговый отчет о проведении практики в учреждении образования (на соответствующую кафедру, деканат факультета);
- еженедельно информировать руководство кафедры (факультета) о ходе практики в базовом учреждении.
Обязанности руководителя практики от факультета
Руководитель роактики от факультета обязан:
- обеспечить планирование, организацию и учет результатов практики;
- за месяц до начала практики заключить договоры с базовыми учреждениями образования;
- подготовить приказ о практике и сдать его в учебно-методическое управление за неделю до начала практики;
- организовать и провести организационно-методические сборы накануне и по окончании практики;
- ознакомить студентов с содержанием практики, рекомендациями по оформлению отчета, критериями оценки;
- составить отчёт о педагогической практике и представить его в деканат факультета и учебно-методическое управление.
Структура практики
Накануне практики проводится организационно-методический сбор с участием всех практикантов, групповых методистов по специальности, педагогике, психологии. Желательно, чтобы на этом сборе присутствовали и учителя – непосредственные руководители практики от школ, что позволяет устранить разночтение в требованиях по учебно-воспитательным задачам практики и установить единые критерии оценки деятельности практикантов.
Одна из основных задач сбора – мотивировать студентов к активной работе во время практики, актуализировать необходимые знания, умения, навыки.
Кроме того, на организационно-методическом сборе практиканты:
- знакомятся с приказом о закреплении бригад практикантов за конкретными базами практик;
- знакомятся с целями и задачами практики, ее содержанием и сроками проведения, а также с требованиями, предъявляемыми к ведению отчетной документации;
- знакомятся с методистами кафедр, обеспечивающих методическое сопровождение, консультации, контроль и оценку выполнения заданий практики;
- получают методические указания по организации и проведению мероприятий, направленных на приобретение и закрепление практических навыков и умений, необходимых в их будущей профессиональной деятельности;
- проходят инструктаж по вопросам трудового законодательства и охраны труда.
В соответствии с частными задачами все виды работ на практике условно можно разделить на три этапа: вводный, основной и заключительный.
НаI (вводном) этапе студенты участвуют в организационно-методическом сборе; знакомятся с базовой школой (участвуют в беседе с директором школы, его заместителем, организатором внеклассной и внешкольной работы; изучают прикреплённый класс (коллектив), в котором будут проходить педагогическую практику; знакомятся с работой учителей-предметников и классного руководителя; знакомятся с учебной документацией (классными журналами, журналами учебных групп, личными делами и медицинскими картами учащихся); проводят педагогические наблюдения на уроках ФК и здоровья с последующим педагогическим анализом поведения школьников и учителя, методических приёмов организации класса, обучения, интереса к занятиям, характера, объёма и интенсивности упражнений, реакций занимающихся на нагрузку и т.д.; планируют свою работу на весь период практики.
Основная задача этого этапа практики – включение студентов в активную, творческую, практическую деятельность по приобретению профессиональных умений и навыков в реальных условиях образовательного учреждения.
В содержание практики на II (основном) этапевходит:
- изучение и анализ опыта работы учителей школы;
- посещение уроков учителей ФК и здоровья и участие в их анализе;
- посещение внеклассных занятий и участие в их обсуждении;
- подготовка и проведение уроков ФК и здоровья в качестве стажера (не менее 5 уроков);
- подготовка и проведение уроков ФК и здоровья в качестве учителя ФК с применением разнообразных методов и технических средств обучения (не менее 7 зачетных уроков);
- проведение педагогического анализа урока;
- организация внеклассной работы в соответствии с планом классного руководителя на учебную четверть (в период практики);
- организация спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- проведение учебно-тренировочных занятий в секции (не менее 3 занятий);
- работа с активом класса, оказание помощи классному руководителю в планировании и организации воспитательной работы;
- проведение воспитательных мероприятий по формированию ЗОЖ в прикрепленном классе;
- работа по профессиональной ориентации учащихся;
- участие в работе школьных (районных) методических объединений учителей, в совещаниях и семинарах классных руководителей и заседаниях педагогического совета школы.
На III (заключительном) этапе студенты оформляют отчёт по практике, участвуют в организационно-методическом сборе по итогам практики, на котором выступают методисты от кафедр, учителя школ, представители бригад практикантов, демонстрируются и обсуждаются мультимедийные презентации по выполнению отдельных заданий практики, образцы документации (как лучшие, так и худшие).
Документация по итогам педагогической практики, написанная от руки на листах белой бумаги формата А 4 или набранная на компьютере, представляется в папке-скоросшивателе в следующей последовательности:
- титульный лист;
- содержание;
- индивидуальный план работы на весь период практики (Приложение А);
- расписание занятий: проведение уроков с указанием класса, времени, даты и места;
- расписание работы секций;
- годовой план-график (Приложение Б);
- поурочный план-график распределения учебных занятий по предмету «Физическая культура и здоровье» в соответствии со сроками прохождения практики (Приложение В);
- планы-конспекты зачётных занятий в младших, средних и старших классах (количество зачётных уроков определяется методистом по специальности в зависимости от подготовленности практиканта) (Приложение Г);
- планы-конспекты зачётных секционных занятий (не менее 3 занятий);
- карта плотности урока (Приложение Д);
- график и анализ пульсовой кривой занятия (Приложение Ж);
- педагогическое наблюдение (Приложение З);
- педагогический анализ урока (Приложение И);
- сценарий спортивно-массового мероприятия (не менее 2 мероприятий);
- планы-конспекты воспитательных мероприятий по формированию ЗОЖ (не менее 2 мероприятий) (Приложение К);
- итоговый отчёт о проделанной работе с оценкой своей деятельности и предложениями по совершенствованию практики (Приложение Л);
- характеристика от руководителя практикой в учебном учреждении (Приложение М).
Основная задача заключительного организационно-методического сбора – выявление недоработок в профессиональной подготовке учителей ФК и здоровья, её корректировка, совершенствование организации практики.
По окончании работы организационно-методического сбора подводятся окончательные итоги практики с выставлением оценок.
Так, например, 10 баллов выставляется при наличии у практиканта:
- устойчивого интереса к профессионально-педагогической деятельности;
- гибкой ориентировочной основы действий с элементами творчества;
- глубокого понимания связи теоретического материала с реальным педагогическим процессом;
- высокого уровня педагогического мышления;
- способности самостоятельно разрабатывать программу профессионально-педагогических действий, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
- способности выносить краткие рациональные суждения;
- способности продуктивно использовать учебное время;
- высокой работоспособности, самостоятельности и целеустремленности в выполнении работы, единства пытливой мысли и действия, инициативности и находчивости в нестандартных ситуациях, требующих выхода на новый уровень профессионально-педагогических знаний (умений и навыков) и их применения.
Контрольные вопросы и темы для закрепления материала
1. Какими документами регламентируется система профессиональных умений и навыков учителя (преподавателя) ФК и здоровья?
2. Какие качества личности имеют первостепенное значение для формирования и развития практических умений и навыков?
3. Укажите наиболее важные умения учителя (преподавателя) ФК и здоровья (проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного характера). Обоснуйте Ваш выбор.
4. Определите, какие профессионально-значимые умения и навыки формируются при проведении лекций (семинарских, практических и лабораторных занятий) по психолого-педагогическим, медико-биологическим и специальным дисциплинам?
5. Определите, какие умения необходимы для подготовки и проведения спортивных, воспитательных и спортивно-массовых мероприятий? Отметьте, какими из указанных умений Вы владеете в достаточной степени?
6. Перечислите задачи инструктивно-методического сбора накануне практики, основных этапов практики.
7. Обоснуйте необходимость составления всех отчётных документов по практике.
8. Укажите критерии оценки прохождения практики. Обоснуйте снижение оценки до 9-1 баллов.
Рекомендуемая литература
1. Кузьмина, Н.В. Способности, одарённость, талант учителя / Н.В. Кузьмина. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 87 с.
2. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры: учебное пособие / А.М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 320 с.
3. Максименко, А.М. Педагогическая практика студентов по физическому воспитанию в общеобразовательной школе: учебн. пособие для студентов вузов физ. культуры и спорта / А.М. Максименко. – М.:РГАФК, 2002. – 87 с.
4. Маркина, Т.А. Формирование профессиональной педагогической компетентности студентов института физической культуры в процессе изучения педагогических дисциплин: Дисс. канд. пед. наук. – М., 1994. – 391 с.
5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 480 с.
6. Педагогическая практика в школе / С.Ю. Балбека, Ю.Г. Васин, В.Ф. Медведев и др. – Киев, 1990.
7. Педагогическая практика в школе: программно-методический комплекс / Сост. С.Я. Юранов, Н.Н. Анисимов. – Мн.: БГПУ, 2002. – 29 с.