Соборное уложение 1649 г.: первое упоминание о «ненормальных» подданных в российском законодательстве
В самодержавной стране институт гражданского права отсутствовал, львиную долю населения составляли люди зависимые — крепостные и холопы, чья жизнь безраздельно принадлежала помещику (вотчиннику). По волеизъявлению владельца крепостной мог быть передан или продан другому хозяину как вместе с семьей, так и отдельно, причем церковь не видела греха в практике торговли православными, т. е. единоверцами.
Сословная элита формально обладала значительной свободой, но та вмиг улетучивалась, стоило боярину впасть в царскую немилость. Права владельца на землю, недвижимость, частное пользование и распоряжение имуществом в любой момент могли быть самодержцем пересмотрены и изменены.
Точную характеристику Московской Руси дает профессор права Н. Л. Дювернуа: «Чтобы определить, насколько в эту пору и позже государство поглощало личность, насколько salus rei publicae suprema lex (общественное благо – высший закон) преобладал над всем, и прежде всего над интересом отдельных лиц, мы возьмем <...> положение лица по законодательным памятникам той эпохи. Иной оценки достоинства личного, кроме государственной, Уложение 1649 г. не знает, и любопытнее всего то, что этот единственный для всех критерий обнимает не светских только, а и духовного чина людей. Критерий этот и тут и там один — степень близости к власти не только в смысле иерархическом, но прямо в смысле физической близости, которая, конечно, каждую минуту может измениться. Никаких определений для лиц, терпящих или наносящих бесчестье, нет... Характерна забота власти не о лице и его правах, а об интересах государства».
Общине не доставало воли противостоять прихоти самодержца, во всяком случае, отечественная история не знает примеров защиты родовым союзом своего члена от царской опалы.
XVII век явился для Руси столетием медленного и тяжелого восстановления государственного порядка, разрушенного во времена Смуты. Процесс нормализации государственной и общественной жизни неоднократно прерывался масштабными социальными потрясениями: крестьянскими войнами, церковной реформой и расколом. Недовольство злоупотреблениями и мздоимством воевод и приказных людей периодически вызывало волну народных бунтов и мятежей. Для умиротворения подданных и удовлетворения сословных притязаний созывается Земский собор, дабы пересмотреть старые и выработать новые законы, «при которых прежние злоупотребления были бы невозможны и суд и расправа была во всяких делах всем равна». Борьба сословий за свои права, личное достоинство, обретение гражданского статуса сделала возможной ревизию существующего законодательства. (Похожая ситуация, возникшая в XIII в. в Англии, как известно, привела к принятию Хартии вольностей и созданию парламента.)
Собор принял Уложение (1649) — свод законов, куда частично вошли Судебники Ивана III и Ивана IV, постановления Боярской думы и Земских соборов, статьи из «правил апостольских и святых отцов, а также некоторые законы греческих царей»; структурно за образец был взят Литовский статут. Соборное уложение подчинило церковь государству, окончательно прикрепило крестьян к земле.
Политическая необходимость упорядочить и законодательно закрепить сословные права на собственность неотвратимо заставила авторов Уложения вспомнить о глухонемых, слепых и умалишенных. Самодержец, вынужденный принять закон, ясно определяющий сословные права, в том числе право на наследство, столкнулся с необходимостью юридически зафиксировать наличие среди подданных лиц с умственными и физическими нарушениями (XVII в.). Как мы помним, подобные прецеденты в Римской империи датируются V в. до н. э., в Византии — VI—VII столетиями, в странах Западной Европы — VII—XII вв. Принятие Московской Русью закона о правах наследников из знатных фамилий на недвижимость, ранее принадлежавшую умершим родителям, обусловило появление в отечественной юрисдикции первого официального упоминания о лицах с отклонениями в развитии. Глава VII «О вотчинах» Соборного уложения царя Алексея Михайловича содержит статью, регламентирующую право собственности братьев на родовую недвижимость — вотчину.
«Статья 15. А будет после которого умершего останутся дети глухи и немы, а братья их или сестры начнут обижать их, и от отцова и матери имения начнут их отлучать, и тем умершего детям имения отца их или матери разделить по жеребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был».
Уложение де-юре установило для глухого или немого претендента на родительское наследство такое же право на полноценную долю, что и для его здоровых братьев и сестер. Однако, предписав не обижать наследников, что «глухи и немы», самодержец лишь формально проявил государственную заботу об этих подданных. Указ оставался скорее декларацией о благих намерениях власти: в характерном для Московского государства укладе жизни глухонемой из знатной фамилии оставался в полной зависимости от воли своих родственников.
Тем не менее принятие Уложения 1649 г. следует оценить как значимое событие в социально-культурной жизни страны, как важный шаг на пути к организации призрения инвалидов. На примере Западной Европы мы убедились, что любая законодательная инициатива в регламентации гражданского права неминуемо влечет за собой следующие шаги в деле заботы об инвалидах. Так случилось и на Руси. Менее чем через тридцать лет после принятия Уложения царь Федор Алексеевич, ревизуя его, столкнулся с необходимостью внести коррективы в статьи, где упоминались подданные, которых до 1649 г. государство не замечало. В марте 1676 г. Уложение пополняется новыми разъяснениями в части наследования имений:
«Статья 23. Которые всяких чинов люди и глупы и глухи, и слепы и немы, и службы не служат, а поместья свои начнут кому поступаться, а матери их, и жены, и дети, и сродники начнут челобитьем спорить, чтобы по той их поступке поместий не справливать для их скорбей, и поступок таких скорбных поместья за теми людьми, кому они поступаются, справливать ли, или за спором не справливать?» «Великий государь указал, и бояре приговорили: Поместья свои сдавать всякому вольно, а челобитья от матери, и от жен, детей и от сродников не принимать».
Самодержцу поначалу пришлось подтвердить законность продажи поместий любым землевладельцем независимо от его физического и психического состояния, а затем внести уточнения. Указ 1677 г. предлагает статью о поместьях и вотчинах в исправленной редакции. Право свободно распоряжаться наследством лица, страдающего физическими недостатками (глухие, немые, слепые), сохранили. В случае просьбы родственников не признавать подобную сделку по причине умственной отсталости или пьянства собственника, желающего продать имение, полагалось производить расследование:
«Статья 27. Бояре приговорили пополнить: которые люди глухи и немы и слепы, и тем поместья свои сдавать вольно; а которые пьяницы и глупы, и про тех разыскивать, и буде по розыску объявятся глупы и пьяницы, и тех поместий по поступке не справливать».
Иными словами, глухой, немой или слепой владелец имения (земли, недвижимости и пр.) признавался способным распоряжаться имуществом самостоятельно, ссылки родственников на физический недостаток человека, объявленного наследником по завещанию, суду не следовало принимать к рассмотрению. Даже распоряжения глупых и пьяниц могли признаваться незаконными только после юридической фиксации их недееспособности по материалам специального расследования.
Признаем безусловную гуманность отечественного закона к слепым и глухим людям из знатных фамилий. Есть основания считать, что Уложение имело в виду не врожденную слепоту или глухоту, а приобретенную в зрелом возрасте, так как глухой или слепой от рождения изначально не мог стать владельцем поместья, которое жаловалось царем за заслуги на государственной службе.
Появление в Уложении процитированных статей позволяет утверждать, что самодержец и авторы свода законов не считали собственника, приобретшего инвалидность, человеком, утратившим сословные, в том числе имущественные, права. Уникальное свидетельство щадящего отношения наших предков к глухонемым и безумцам в эпоху, когда закон и право постоянно отступали перед силой и произволом, содержит статья 441:
«Пункт 28: Глухих и немых и бесных и которые в малых летах, а не в возрасте при учинении повального обыска в обыск не писать».
Для государства Московского (самодержца и светской власти) глухота, немота и сумасшествие не представлялись (в чем убеждает пункт 28 статьи 441 Уложения 1676 г.) обстоятельством отягчающим, более того, освобождали от обыска. Мы далеки от мысли о проявлении карательными службами снисхождения к глухонемым или безумным, если те, к несчастью, оказывались в числе захваченных бунтовщиков или обвиненных в «злом умышлении» — умысле, направленном против царя и государства. И все же, признаем, мы сталкиваемся с уникальным прецедентом законодательно закрепленного снисходительного отношения к инвалидам и малолетним! Уложение, пришедшееся на первый период, оказывается гуманнее, чем законодательство европейских стран, проживавших в это время второй период эволюции отношения к людям с физическими и умственными недостатками. Неудивительно, что принятый много позже чужеземных отечественный закон оказался, как об этом пишут многие исследователи, «прогрессивнее» западных. Беда в том, что анализируемый акт именно в силу своей прогрессивности не мог кардинально изменить отношение к инвалидам, ибо опередил не только отечественные, но и европейские реалии. Московское царство, оставаясь в первом периоде, попыталось ввести в судебную практику нормы, близкие по духу к весьма еще далекому третьему периоду эволюции, что делало задуманные нововведения неисполнимыми.
Итак, предпринятая в XVII в. кодификация прежде писаных законов поставила монарха (государство) перед необходимостью внести в отечественную юрисдикцию статьи, касающиеся имущественных и иных прав инвалидов. Принятое уложение деюре должно было изменить их жизнь, де-факто этого не случилось: дистанция между законодательным предписанием и реальной жизнью была слишком велика.