Построение воспитательно-развивающей среды в университете

Социально-психологический портрет студенчества за последние десятилетия значительно изменился - появились иные моральные критерии, жизненные ориентиры. Студенты вынуждены материально обеспечивать себя, подрабатывая параллельно учебе, сильно подвержены стрессам и неврозам, склонны к антисоциальному поведению. Наблюдается снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи, их сниженная способность адекватно анализировать объективную реальность, видеть и понимать свои цели, задачи, а также способы и средства их достижения.

Особого внимания требуют субкультуры, появившиеся в студенческой среде: геймеры, меломаны, киноманы, рассматривающие свои мировоззрения и нравственные позиции как самодостаточные в «эрзаце» жизнетворчества, абстрагированного от реальных ценностей мира.

В настоящее время возникли и обострились противоречия между:

· опытом использования культурного опыта в воспитательных целях в эпоху глобальной информатизации;

· средами, применяемыми для воспитания, и потенциальной возможностью использовать пространство сознания личности;

· устаревшими форматами организации мероприятий и естественной тягой молодежи к современным культурным и техническим инновациям;

· медиапространством, обладающим возможностью ценностно-смысловой коммуникации, гражданской социализации, и его реальным освоением в процессе воспитания личности, рефлексии и самореализации;

· ориентацией современного воспитания на личность с ее общекультурным, индивидуально-творческим потенциалом и существующей практикой традиционных подходов к воспитанию в высшей школе;

Поэтому настоящее время требует от университета активного осовременивания воспитательного процесса, т.к. возникла принципиально новая ситуация в сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом.

Глобальная информатизация общества, мультимедийные технологии в интеграции с культурными традициями приобретают важнейшее воспитательное значение в становлении сознания молодежи, с одной стороны, с другой же – в условиях стремительно развивающихся мультимедийных технологий возникает риск выхолащивания из сознания молодого поколения абсолютных ценностей.

Поэтому укреплять сознание молодежи надо не только используя проверенные временем методы воспитания, но и внедряя в практику медиавоспитание, органично создающееся на основе интеграции разных педагогических приёмов. Новые условия предполагают преодоление старых стереотипов, форм и методов воспитания.

Актуальность модернизации воспитания приобретает значительные масштабы, поскольку происходит становление нового образа белорусского высшего образования как особой современной социальной практики, взаимозависимой и взаимовлияющей на культурно-историческое развитие нашего общества в контексте мирового сообщества.

Ввиду этого концепция современного воспитания требует глубинного теоретико-методологического обоснования путей использования инновационных технологий для достижения результата.

Стратегические планы и задачи, которые поставил перед обществом Президент Республики Беларусь в Послании к народу и в приоритетном национальном проекте «Образование», непосредственно касаются воспитания молодёжи. А.Г. Лукашенко определил воспитание как социальную и государственную задачу высшего образования, что нашло отражение в «Кодексе Республик Беларусь об образовании». В преамбуле сказано: «Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося».

Воспитание можно представить как процесс ценностной коммуникации, культурной идентификации, творческой самореализации, социально-профессиональной активности и ответственности.

Сама интеграционная идея рассматривается в качественно новом единстве педагогики и культурологических традиций белорусского общества, которое придает воспитанию инновационный характер, инициирующий возникновение высокодинамичных воспитательных процессов.

Процессы, приведённые в соответствие с новыми социальной действительностью и воспитательной ситуацией, позволяют осуществлять воспитание современными средствами с учетом заинтересованности молодежи.

Образование в университетах представляется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Воспитательная работа в Белорусском государственном университете транспорта и его филиалах проводится с контингентом студентов, находящихся на бюджетном и внебюджетном финансировании, обучающимися на всех ступенях обучения, определённых Кодексом Об образовании. Молодёжная политика является неотъемлемой частью воспитательной работы и проводится в интересах развития молодых специалистов, обучающихся и работающих в БелГУТе.

Главная цель БелГУТа – подготовка конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, человека и гражданина – носителя белорусской культуры и отечественных традиций, обладающего качествами и свойствами, востребованными в условиях рынка, способного ставить и достигать личностно значимые цели, способствующие развитию экономики страны.

Практическая цель воспитания сводится к формированию жизнеспособной личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей гражданской активностью, целеустремленностью и предприимчивостью.

Технология воспитания предполагает как непосредственное управляющие воздействие на личность студента, так и опосредованное воздействие на воспитывающую среду.

Воспитательная работа в БелГУТе является частью единого образовательного процесса и реализуется в образовательном процессе и во внеучебное время по нескольким направлениям (рисунок 7).

Формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей проходит в следующих направлениях:

· получение фундаментальных знаний в системах человек-человек; человек-общество; человек-техника; человек-природа;

· развитие духовно-нравственных ценностей;

· создание условий для осознания и присвоения личностью сущности и значимости гражданско-патриотических ценностей;

· ознакомление с системой правовых знаний;

· формирование системы эстетических и этических знаний и ценностей;

формирование у студентов потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей ценности и главному способу достижения жизненного успеха.

Духовно нравственное воспитание включает в себя:

· формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей;

· реализацию знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности;

· формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей.

Гражданско-патриотическое воспитание
Формирование коммуникативной культуры
  Социальное развитие
Развитие интеллектуальной культуры
  Физическая культура И ЗОЖ
  Правовая культура
  Экологическая культура
  Эстетическая культура
  Духовно-нравственная культура
    СТУДЕНТ

Рисунок 7 – Направления воспитательной работы в университете

Патриотическое воспитание направлено на:

· повышение социального статуса студенческой молодежи как патриотов своей страны;

· проведение научно-обоснованной организаторской политики;

· повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания в вузе на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур.

Формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни проходит через:

· организация широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, проведение всевозможных межфакультетских соревнований;

· пропаганда здорового образа жизни, профилактика курения, употребления алкоголя, наркозависимости и других вредных привычек.

Формирование конкурентоспособных качеств основано на:

· повышение мотивации самосовершенствования студентов;

· формирование ориентации на успех, на лидерство и карьерное поведение;

· навыки самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел.

Психологическая поддержка осуществляется через:

· проведение мероприятий первичной психологической поддержки студентов;

· психологических тренингов и тестирования студентов;

· повышение морально-психологической устойчивости обучающихся.

Работа с иностранными студентами дополнительно включает:

· адаптацию к условиям обучения и проживания в Республике Беларусь;

· формирование межкультурного общения и взаимодействия;

· знакомство с историей и традициями Республике Беларусь;

· построение отношений на принципах дружбы народов.

Модель личности выпускника БелГУТа, получившего высшее профессиональное образование, можно представить как молодого специалиста (инженера) с большим жизненным потенциалом, высоким уровнем духовного и нравственного развития, мировоззрением, качествами и свойствами специалиста, позволяющими максимально проявить себя в труде, занять достойное место в жизни, достигать личные цели, принести пользу обществу и государству.

В соответствии с современными тенденциями образования к общепрофессиональным компетенциям выпускника БелГУТа относят следующие:

· обладание глубокими знаниями и навыками по направлению профессиональной подготовки, смежным областям знаний, фундаментальным и гуманитарным дисциплинам;

· повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

· быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

· самостоятельно учиться;– принимать решения и нести за них ответственность;

· адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

· нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации,

· уметь сочетать свои интересы с интересами общества;

· уметь работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться к другим людям, их мнению и интересам;

Воспитательная работа в БелГУТе реализуется на нескольких уровнях: вуза, факультета, кафедры, студенческой группы и иных структурных подразделений.

На уровне вуза организацию и контроль внеучебной работы осуществляет проректор по воспитательной работе.

Для координации работы в конкретных направлениях в университете созданы:

· отдел по воспитательной работе;

· институты заместителей деканов факультетов по воспитательной работе; кураторства; студенческого самоуправления.

Указанные структуры осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.

На факультете из числа профессорско-преподавательского состава выбирается заместитель декана для координации и организации воспитательной работы.

На уровне кафедры для координации и организации внеучебной работы назначаются кураторы студенческих групп из числа профессорско-преподавательского состава, сотрудников института.

На уровне учебной группы для организации внеучебной работы по представлению заведующего выпускающей кафедрой из числа ППС закрепляются функции куратора академической группы, организация работы которого осуществляется на основании утвержденного в вузе положения о кураторе. На собрании учебной группы избирается актив группы во главе со старостой.

Институт студенческого самоуправления представлен следующими структурами, действующими на основе утвержденных в установленном порядке положений: студенческий совет; студенческие советы на факультетах; студенческие советы в общежитиях; совет старост учебных групп; студенческие творческие организации (научные, художественные, общественные, по интересам); студенческие организации в области молодёжной политики.

В БелГУТе широко используют различные методы воспитательного воздействия как субъекта на объект в системе воспитания, а также путем воздействия на среду воспитания. К первым относятся:

- методы побуждения к активным действиям (поощрение, стимулирование, повышение социальной значимости, сила положительного примера и т.д.);

- методы принуждения – законодательство, нормативные требования, регулирующие отношения между объектом и субъектом воспитания (вузом и студентом), директивные указания, распоряжения, приказы;

- методы убеждения – те, которые базируются на мотивации поведения через потребности. К ним относятся методы морального стимулирования достижения высоких результатов в учебе и жизни в установленные сроки и оптимальными способами.

В воспитательной системе БелГУТа используются несколько уровней общеуниверситетских форм организации воспитательной деятельности:

На первый уровень относятсякультурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия в масштабах университета, района, города.

На второй уровень – групповые формы такие как: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа научно-исследовательских студенческих групп, работа кружков по интересам, студий творческого направления, клубная работа, работа общественных студенческих объединений.

Третий уровень – индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляется в следующих формах:

· индивидуальное консультирование преподавателями студентов по вопросам организации учебно-познавательной вузовской деятельности в рамках учебного курса;

· разработка индивидуализированных программ профессионального становления и развития студента;

· работа в составе небольших временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов (научных, культурных и т. п.) и конкурсов;

· индивидуальная научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателей и аспирантов.

Четвертый уровень у молодёжной политики на уровне региона и государства: организация и участие в межрегиональных и международных молодёжных проектах и конкурсах;

Показатели эффективности воспитательной работы включают в себя:

· степень стабильности и четкости работы всех звеньев системы воспитательной работы в вузе;

· массовость и качество участия студентов в различных факультетских и университетских мероприятиях;

· участие студентов в районных и городских мероприятиях в области воспитательной работы и молодёжной политики;

· участие студентов в межрегиональных и международных мероприятиях;

· присутствие постоянной инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм внеучебной работы, стремление к повышению качества проведения культурно-массовых мероприятий и мероприятий молодёжной политики;

· отсутствие правонарушений среди студентов.

Таким образом, системообразующую роль выполняет пространство индивидуального сознания личности, которое проявляется в созидательной, творческой деятельности, ценностной коммуникации и социальной профессионализации.

Наши рекомендации