Накажем непослушный язычок. (с произнесением «пя-пя-пя») 4
(с произнесением «пя-пя-пя»)
4. Чашечка |
См. упражнение 3 на с. 49.
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.
Бублик
Фокус
Лошадка
Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.
54 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 55
Маляр
Гармошка
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.
Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.
56 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 57
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х
1. Лягушка — хоботок
2. Лопаточка — иголочка |
См. упражнение 4 на с. 45.
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.
Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием.
3. Киска сердится |
Чистим нижние зубки
Посчитай нижние зубки
См. упражнение 9 на с. 51.
Катушка
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.
Качели
См. упражнение 12 на с. 47.
См. упражнение 4 на с. 49 и упражнение 7 на с. 50.
58 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 59
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ
2. Лопаточка |
1. Лягушка — хоботок
См. упражнение 4 на с. 45. См. упражнение 5 на с. 45.