Работа над музыкальным произведением
ПРОГРАММА
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС
(балалайка)
Для детских музыкальных школ
Тамбов 2006
ПРОГРАММА
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС
(балалайка)
для детских музыкальных школ
Составитель: Туркина Н. А. Преподаватель
музыкальной школы при ТГМПИ
им. С. В. Рахманинова.
Рецензенты:
Преподаватель оркестрового отделения
ОГОУ СПО «Тамбовский колледж искусств»
Клейменова Т. А.
Преподаватель кафедры
Народных инструментов
ТГМПИ им. С. В. Рахманинова
Печатается по решению Ученого совета ТГМПИ им. С. В. Рахманинова
Тамбовский государственный музыкально – педагогический институт им.
С. В. Рахманинова
Объем курса – 360 часов
Занятия индивидуальные
Пояснительная записка.
Предмет «Специальный класс балалайки» предусматривает развитие навыков игры на инструменте.
За время обучения в детской музыкальной школе учащийся должен научиться самостоятельно работать над музыкальным произведением, инструктивным материалом, овладеть необходимыми техническими навыками, а также чтением нот «с листа», игрой в ансамбле и оркестре.
Целью обучения в классе специального инструмента – является освоение учащимися исполнительских навыков и умений в объеме музыкальной школы, формирование у учащихся музыкального вкуса, приобщение их к лучшим образцам отечественного и зарубежного классического наследия, современной музыки, фольклора.
Задачи предмета
- развитие у учащихся интереса к музыке;
- воспитание способности чувствовать и эмоционально переживать музыку;
- приобретение учащимися практических навыков овладения основными техническими приемами игры на инструменте;
- воспитание художественного вкуса в процессе ознакомления с классической и современной музыкальной культурой;
- овладение навыками чтения нот «с листа» и постепенное развитие этих навыков;
- воспитание у учащихся самостоятельности, инициативности, продуктивности в работе.
Методические указания.
Основной формой учебно-воспитательной работы в специальном классе является урок. На уроке в рассматриваются теоретические и практические вопросы исполнительства, развивается художественный вкус, музыкальный слух, чувство ритма, память, навыки чтения нот «с листа». Определяется целесообразность применения приемов игры, штрихов, обращается внимание на качество звука, динамику, аппликатуру, выразительность мелодии, свободу исполнения.
Занятия строятся на основе индивидуального плана, составленного преподавателем с учетом данных учащегося. План утверждается заведующим отделением на каждое полугодие.
В индивидуальный план должны быть включены произведения различные по жанру и стилю: произведения русская и зарубежная классика, пьесы современных композиторов, обработки народных мелодий, а также инструктивный материал: гаммы, этюды на различные виды техники, упражнения.
Преподавателю во время занятий необходимо направлять внимание учащегося на правильную посадку, постановку рук, положение инструмента, свободу работы обеих рук, добиваясь технической свободы исполнения.
Основная учебно-воспитательная задача преподавателя по специальности – формирование творческой индивидуальности учащегося.
В работе над музыкальным произведением следует научить ученика точно исполнять авторский текст, музыкальные термины. Учащийся должен знать закономерности фразировки, динамического развития, владеть исполнительскими приемами и штрихами.
Особое внимание стоит уделять формированию у учащихся навыков самостоятельной работы. Учащийся должен четко выполнять домашнее задание, записанное в дневнике, вдумчиво работать над произведением, совершенствовать техническое мастерство. Работа над этюдами, гаммами, упражнениями способствует укреплению и развитию беглости пальцев, артикуляции, воспитанию ритмичности, совершенствованию аппликатурных формул.
Домашние занятия рекомендуется начинать с инструктивного материала.
Работа над музыкальным произведением
включает следующие этапы:
1. Знакомство с произведением и его автором.
2. Анализ произведения.
3. Освоение технических и художественных трудностей.
4. Работа с концертмейстером.
5. Исполнение произведения на занятии, экзамене, концерте.
Контроль и учет знаний
Контроль за работой учащегося осуществляется в форме контрольных уроков, зачетов, академических концертов, прослушиваний, конкурсов, сроки которых определяются учебным планом на первое и второе полугодие каждого учебного года. Каждый учащийся в течение учебного года должен выступить не менее 4-х раз. Выступление учащегося в конкурсе приравнивается к выступлению на академическом концерте.
В первом и втором полугодии проводятся технические зачеты, которые включают в себя исполнение гамм, арпеджио, этюдов, знание музыкальных терминов.
Кроме обязательных выступлений учащееся должны принимать участие в конкурсах, тематических концертах, проводимых в школах, на других концертных площадках – детских садах, общеобразовательных школах с целью знакомства с русскими народными инструментами и привлечения детей в музыкальную школу.
Годовой план – минимум
8 – 10 пьес;
2 произведения крупной формы (в старших классах);
2 обработки народных тем;
4 этюда на различные виды техники;
5 гаммы, арпеджио, упражнения;
6 чтение нот «с листа».
Технический минимум
За период обучения учащийся должен освоить:
1. Основные и колористические приемы игры на балалайке (пиццикато правой и левой рукой, вибрато, глиссандо, флажолеты, дробь, арпеджиато, бряцание, тремоло, гитарный прием), ориентироваться в диапазоне инструмента. Различные виды фактуры (одноголосие, двухголосие, аккорды).
2. Гаммы, арпеджио различными штрихами и ритмическими комбинациями.
Одноголосные однооктавные мажорные, минорные и хроматические гаммы.
Одноголосные двухоктавные мажорные, минорные и хроматические гаммы.
3. Этюды и упражнения на различные виды техники.
4. Овладеть навыком чтения нот «с листа».
Годовые требования.
Класс.
В течение учебного года учащийся должен пройти:
4 этюда.
8 – 10 разнохарактерных пьес.
3 –4 пьесы ознакомительно.
Пьесы для чтения нот «с листа».
ОТЧЕТНОСТЬ.
1 полугодие.