Ожидаемые результаты и способы их проверки
Дополнительная общеобразовательная программа-
Дополнительная общеразвивающая программа
(рабочая программа)
«БЕРЕСТА»
(литературное краеведение)
срок реализации 3 года
возраст обучающихся 8 - 10 лет
Педагог дополнительного образования
Ильина Олеся Викторовна
Курск -2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы. На современном этапе развития образования в обществе возрос интерес к краеведческой работе, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессами. Краеведческая работа способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связей с жизнью и обществом. В курском регионе широкое распространение получило историческое краеведение, которое связано с дореволюционной жизнью, легендарным военным прошлым и современностью нашего края.
Культурное наследие региона богато количеством блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Многие литературные и культурные деятели, поэты и писатели, жившие в Курском крае, приезжавшие в гости, создавали произведения, оставляли интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические и прозаические строки, прославившие свою малую родину на всю страну и мир. Поэтому возможности для плодотворного развития литературно-краеведческой работы как части учебно-воспитательного процесса существуют и должны быть реализованы. Занятия литературным краеведением позволяют обучающимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию.
Концепция программы заключается в создании особого культурного пространства, соответствующего современным культурно-нравственным требованиям и образовательным стандартам, основанного на литературе родного края, формирующего личность обучающихся.
Программа «Береста» по литературному краеведению разработана в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, уровнем их подготовленности, образованности и относится к туристско-краеведческой направленности.
В основе содержания программы лежат произведения курских писателей, местный фольклор, духовная и периодическая литература. В программе предусмотрено изучение быта и нравов курского края, творчество курских художников, музыкантов, театральных деятелей, политиков, внесших большой вклад в культурное развитие края. Особое внимание уделяется изучению культурных и архитектурных памятников старины, исторически и культурно значимых улиц города. Предусмотрено взаимодействие с музеями города Курска и Курской области. В программе «Береста» большое значение имеет практическая деятельность, позволяющая не только лучше узнать литературу и культуру края, но и сформировать у обучающихся более полное представление о своей малой родине.
Практическая значимость программы. В результате освоения учебного материала программы обучающиеся могут использовать приобретенные знания и умения в повседневной и перспективной жизненной практике для:
- самообразования и саморазвития;
- использования полученных знаний и умений как средства получения знаний по другим учебным предметам (межпредметные связи) и продолжения образования;
- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к адекватной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- восприятия целостной картины культурной жизни страны, и осознания в ней места и роли литературы края;
- формирования четкой гражданской позиции и патриотических чувств через литературные примеры и жизнь культурных деятелей Курского края;
- критичного восприятия окружающего мира;
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни.
Особенностью программы является: закрепление теоретического материала через практическую деятельность и связь с окружающей действительностью; изучение общих культурологических и лингвистических понятий на краеведческой основе; интегрированный подход к содержанию и проведению занятий.
Реализация программы предполагает:
- сотрудничество с археологическим, краеведческим, литературным музеями, музеем им. Плевицкой, музеем им. Воробьева, музеями городских учебных заведений, работниками областного центра турима и планетария;
- библиотеками города, иконописными мастерскими, центрами художественного промысла, картинными галереями им. Дейнеки и «АЯ»;
- учителями и педагогами русского языка и литературы, истории, географии, фольклора, изобразительного искусства, краеведами и научными деятелями, духовными деятелями;
- крупными областными центрами культурного значения (Центр народного творчества «Русь» г. Курск, Рыльский краеведческий музей, Районный Дом культуры г. Суджи и т.д.), театрами, кинотеатрами города.
Цель программы: приобщение обучающихся к литературному и историко-культурному наследию Курского края средствами литературного краеведения.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих педагогических задач.
Обучающие задачи:
- знакомить обучающихся с литературой, культурой и историей Курского края, их особенностями и ролью в общем культурном развитии страны;
- изучить с обучающимися устное народное творчество Курского края, его жанровое и языковое разнообразие;
- познакомить обучающихся с историей и особенностями народного костюма, особенностями быта, основными промыслами и ремеслами Курского края;
- изучить с обучающимися курские традиции и особенности народного театра и народных гуляний;
- ознакомить обучающихся с языковыми особенностями курского говора;
- ознакомить обучающихся духовным развитием и становлением монашества на Курской земле, памятниками и зданиями церковного значения;
- знакомить обучающихся с памятниками архитектуры, старинными зданиями Курска и Курской области;
- познакомить обучающихся с выдающимися литературными, историческими деятелями Курского края, их биографией и творческом;
- познакомить обучающихся с творчеством и биографией курских художников и скульпторов;
- учить обучающихся грамотно применять литературоведческую, краеведческую и фольклорную терминологию;
- учить обучающихся понимать и оценивать красоту художественного слова, глубину мыслей и чувств литературных и фольклорных произведений;
- учить обучающихся способам анализа художественной, краеведческой, исторической литераторы;
- учить обучающихся проектно-исследовательской краеведческой и литературной деятельности.
Развивающие задачи:
- формировать способности обучающихся к анализу и синтезу изучаемых учебных материалов;
- развивать эмоционально-образное мышление обучающихся;
- формировать ассоциативное мышление и творческий потенциал обучающихся, их стремление к культурному самоопределению и самовыражению;
- развивать познавательный интерес обучающихся к литературному и историко-культурному наследию родного края, его традициям и обычаям;
- формировать устойчивую мотивацию обучающихся к занятиям литературным краеведением;
- развивать устойчивость внимания, память, быстроту мышления, воображение обучающихся;
- развивать речевые, ораторские, актёрские способности обучающихся при разучивании и исполнении фольклорных, поэтических и прозаических произведений;
- развивать крупную и мелкую моторику рук, сенсорные способности обучающихся при выполнении художественных и декоративно-прикладных работ;
- развивать художественно-эстетический вкус обучающихся;
- формирование у обучающихся познавательных потребностей и устойчивой мотивации к обучению.
Воспитательные задачи:
- формировать навыки коллективной учебной деятельности, способы взаимодействия и сотрудничества обучающихся;
- воспитывать у обучающихся патриотизм, чувство причастности к историческому прошлому и культуре своего народа, гражданскую позицию по отношению к своей стране;
- воспитывать уважительное отношение обучающихся к традициям и обычаям родного края;
- формировать толерантное отношение обучающихся к культуре других народов;
- воспитывать любознательность, целеустремленность, ответственность, дружелюбие, взаимопомощь, культуру поведения обучающихся, аккуратность, трудолюбие, способность к адекватной самооценке, самокритичность.
Работа с обучающимися строится на основе следующей системы дидактических принципов.
1. Принцип научности(программа соответствует современным образовательным стандартам дополнительного образования детей, строится на изучении научных фактов и явлений в культурной и литературной жизни края).
2. Принцип связи теории с практикой (дополнение теоретического материала практической деятельностью для формирования полноценной картины мира у обучающихся).
Принцип последовательности, систематичности (циклическая структура программы, в которой изучаемый материал усложняется от первого занятия к последнему, от первого года к третьему, что позволяет сформировать у обучающихся логически выстроенную систему знаний, умений и навыков).
Принцип доступности (обучение в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся, направленность на расширение и углубление имеющихся знаний и умений по литературоведческим дисциплинам).
5. Принцип наглядности (реализуется работа с литературным текстом, наглядными пособиями, информационно-компьютерными технологиями, чтообеспечивает формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых знаний).
6. Принцип сознательности и активности (игровые формы работы, проектно-исследовательская деятельность, методы декоративно-прикладного творчества, экскурсии, выставки поделок, организация праздников и воспитательных мероприятий).
Содержание программы позволяет создать условия для формирования ряда универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) у обучающихся.
Формы и режим занятий
Программа «Береста» рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Возраст обучающихся – 8-11 лет. На первый год обучения принимаются все желающие, ограничений нет. Группы разновозрастные. На занятиях используются групповые и индивидуально-групповые формы работы.
Наполняемость групп первого года обучения – 15 человек, второго года обучения – 10-12 человек, третьего – 8-10 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год. Продолжительность часа – 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
- основные этапы истории Курского края, значимые даты и события;
- особенности быта, обычаев, нравов жителей Курской области;
- историю и особенности народного костюма Курской губернии;
- основные промыслы и ремёсла жителей Курской области;
- главные понятия и термины по темам;
- основы вспомогательных дисциплин (литературы, лингвистики, археологии, истории, географии, фольклора);
- большие и малые формы фольклорных жанров;
- духовно-значимые объекты Курской области;
- символы городов Курского края и их отличие друг от друга;
- основные произведения Древнерусской литературы и фольклорных текстов;
- биографические и творческие вехи жизни знаменитых людей Курской области до XVIII века.
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
- выразительно читать литературные произведения, применять приёмы монологической и диалогической речи;
- связно рассказывать, находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
- использовать в речи литературоведческую, краеведческую и фольклорную терминологию (в соответствии с программой);
- самостоятельно анализировать литературные, в том числе и фольклорные, произведения;
- определять жанры фольклорных и литературных произведений, находить их отличительные особенности;
- работать со словарями и учебной литературой;
- самостоятельно подготавливать информацию (доклады, рефераты, сочинения и другие творческие работы);
-иллюстрировать различные жанры примерами из регионального фольклора;
- связывать жизнь отдельной исторической личности с судьбой края.
Будут сформированы следующие общеучебные умения и личностные качества обучающихся:
- умение определять цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- умение работать по предложенному плану;
- умение ориентироваться в справочной литературе;
- умение оформлять свою речь в устной и письменной речи;
- умение подробно пересказывать тексты, называть их тему;
- умение выслушать собеседника и найди компромисс;
- уважение к мнению собеседника;
- умение высказывать свое предложение (версию);
- умение делать выводы в результате работы коллективной и индивидуальной работы;
- умение вступать в беседу и отстаивать свою точку зрения на занятии и в жизни;
- умение отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью педагога;
- умение совместно давать эмоциональную оценку своей и коллективной деятельности на занятии;
- умение проговаривать последовательность действий на занятии;
- умение учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- любознательность;
- дружелюбие, взаимопомощь;
- аккуратность.
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
- основы культурного развития Курского края в указанный период;
- художественные жанры изобразительного искусства;
- основные литературные термины и понятия, относящиеся к указанному периоду;
- географические и территориальные особенности Курского края, его климатические характеристики;
- исторических и литературных деятелей курской области, знаменитых гостей города;
- события времен Великой Отечественной войны и литературный процесс, связанный с этим временем;
- развитие образования в Курске и Курской губернии;
- виды произведений у курских писателей и поэтов;
- памятники исторического и культурного значения Курской области;
- архитектурные особенности города;
- разновидности музыкальных жанров и произведений, распространенных в Курской области.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
- определять литературные жанры, стили и их особенности;
- анализировать художественные жанры, самостоятельно давать характеристику любому из литературных произведений;
- находить причинно-следственные связи между историческим и творческим процессами у конкретного исторического лица;
- сопоставлять историю и культуры Курской области с историей страны и мира;
- грамотно строить свою речь с использованием расширенного словарного запаса;
- вести диалог, спор, дискуссию;
- различать художественные методы изобразительного искусства.
Будут развиты общеучебные умения и личностные качества обучающихся:
- умение составлять простой план небольшого текста-повествования;
- умение анализировать произведение по плану, видеть основные художественные средства;
- умение делать самостоятельные выводы;
- умение понимать идею произведения;
- умение видеть авторскую позицию;
- умение работать в группе;
- самостоятельность и уверенность в своих силах;
- умение воспринимать произведение эстетически (уметь видеть и осознавать не только то, что написано, но и как это написано);
- умение самостоятельно выбрать справочную литературу для подготовки доклада, выступления, проекта;
- взаимопомощь;
- трудолюбие, упорство в достижении цели;
- ответственность;
- культуру поведения обучающихся.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать:
- диалекты и местные говоры Курской области, их отличие от литературной нормы;
- основы современного развития культуры и истории Курского края;
- основные понятия топонимики;
- поэтов-современников и общие сведения об их творчестве;
- особенности мифологических представлений южных славян, классификацию мифологических существ и их свойства;
- современную культуру, ее сопоставление с культурой прошлых веков;
- о средствах массовой информации, их зарождении и влиянии на культурную жизнь края;
- современные литературные процессы, творческие методы современных писателей и поэтов;
- историю и современность культурных заведений Курска и Курской области (цирк, театр, филармония, планетарий, центры народного творчества);
- географические объекты, имеющие важное культурное значение (парки, экологические центры, заповедник им. В.В.Алехина, Марьино, реки и озера Курской области, Боева дача).
К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:
- анализировать диалектные слова и тексты, определять их роль в предложении;
- сочинять мини-рассказы и очерки на тему курской природы, описывать ее особенности;
- анализировать творчество современных курских писателей и поэтов;
- пользоваться специальными топонимическими, этимологическим, диалектным словарем и справочниками;
- давать письменную или устную характеристику литературному сюжету, содержанию, персонажам;
- анализировать топонимы, определять их происхождение;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов края;
- находить культурные и исторические связи между прошлыми и современными традициями.
Будут развиты общеучебные умения и личностные качества обучающихся:
- умение анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);
- умение сравнивать и группировать факты и явления;
- умение определять причины явлений, событий:
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- умение воспринимать конструктивную критику;
- умение задавать уточняющие вопросы;
- умение представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- умение делать выводы на основе обобщенных знаний;
- умение высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
- умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- умение вырабатывать критерии оценки в диалоге с педагогом и определять степень успешности выполнения своей и чужой работы, исходя из имеющихся критериев;
- владение различными видами пересказа;
- самокритичность;
- способность к адекватной самооценке.
Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля.
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль | Собеседование, наблюдение |
Текущий контроль (по итогам занятий) | Опросы, собеседование, наблюдение, самостоятельная работа, творческие задания |
Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы) | Викторины, игры, мини-сочинения, мини-выставки, рефераты, беседы, картотека терминов и понятий, макеты |
В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, участие в конференциях, коллективные познавательные игры).
Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.