Краткий информационный материал. Основные понятия: жизнедеятельность класса, планирование дел в классе, индивидуальная работа с учащимися
Основные понятия: жизнедеятельность класса, планирование дел в классе, индивидуальная работа с учащимися, работа с родителями, состояние и эффективность воспитательного процесса в классе.
«Основные направления и дела классного коллектива» - так можно назвать один из разделов плана классного руководителя, в котором педагог должен отразить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива. Они определяются в соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы.
Совокупность форм и способов жизнедеятельности класса не должна представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом дел. Чтобы подбор дел являлся научно-обоснованным, классный руководитель должен при планировании опираться на теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся.
Целесообразно использовать системно-ролевой подход в воспитательной работе с учащимися. Он предполагает, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какое-то сообщество людей и выполняет в нем определенные социальные роли.
Если классный руководитель решает строить свою воспитательную деятельность на основе системно-ролевого подхода, то может избрать форму планирования дел в классе, предложенную В.Т. Кабушем.
Тематические программы | Сентябрь | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
«Я и общество» | ||||
«Я и природа» | ||||
«Я и моя школа» | ||||
«Я и моя семья» | ||||
«Я и мое «я» |
По мнению О.С. Газмана, механизм воспитания заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей, в создании условий для жизненного самоопределения учащихся. Для осуществления процессов самопознания и самостроительства личности ребенка разрабатывают целевые программы «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».
Целевая программа | Сентябрь | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
«Учение» | ||||
«Общение» | ||||
«Досуг» | ||||
«Образ жизни» | ||||
«Здоровье» |
В.А. Караковский полагает, что общечеловеческие ценности являются основой целостного учебно-воспитательного процесса. Он предлагает воспитателям направить свои усилия на создание условий для освоения учащимися таких ценностей, как земля, отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек. Воспитательные дела в плане работы классного руководителя объединяют в соответствующие разделы.
Общечеловеческая ценность | Сентябрь | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Земля | ||||
Отечество | ||||
Семья | ||||
Труд | ||||
Знание | ||||
Культура | ||||
Мир | ||||
Человек |
Являясь сторонниками использования деятельностного подхода в воспитании учащихся, Л.И. Маленкова и Н.Е. Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие как познавательная, ценностно-ориентированная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.
Вид деятельности | Сентябрь | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Познавательная | ||||
Ценностно-ориентированная | ||||
Трудовая | ||||
Художественно-творческая | ||||
Физкультурно-оздоровительная | ||||
Коммуникативная | ||||
Игровая |
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного (системообразующего) тот вид деятельности, который может оказать наиболее существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование их неповторимой индивидуальности, а также «лица» классного коллектива. При выборе форм и способов педагог отдает предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти дела соответствуют интересам и потребностям учащихся и в большей степени влияют на процесс воспитания. Важный момент - правильно определить сроки осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение.
Наличие в плане раздела «Индивидуальная работа с учащимися» связано с заботой классного руководителя о создании в классе благоприятной среды для формирования личности каждого ребенка.
Существует большое количество форм и способов индивидуальной работы с учащимися. Классный руководитель может включить в раздел приемы и методы психолого-педагогической диагностики, материалы медицинского и психологического обследования учащихся, индивидуальные характеристики воспитанников, карты увлечений и интересов школьников и их родителей, дневники или листы личностных достижений учащихся, индивидуальные консультации и беседы, педагогический консилиум, ситуации успеха и выбора, программы коррекционной деятельности.
Раздел плана «Индивидуальная работа с учащимися» можно оформить так, как это сделала С. И. Фетисова, классный руководитель 8-го класса.
Сентябрь
1. Оформить документы на бесплатное питание Степановой Е. и Жуковой В.
2. Проанализировать включенность сильных учащихся (Егорова К., Игнатович О., Селиховской А. и др.) в деятельность ШНО и клуба интеллектуальных игр.
Октябрь
1. День профилактики в школе. Обеспечить встречу Ильина Н. с инспектором Лавринович А.Л.
2. Творческое задание Осиновой Ю. к конкурсу осенних букетов.
3. Индивидуальное собеседование по итогам успеваемости.
Ноябрь
1. Порекомендовать спортивные секции Захарову А. и Дивину Б. Консультации с руководителями секций.
2. Поручение Жукову В.: подготовить к классному часу выставку книг о самовоспитании.
3. Консультация для родителей и детей «Как готовиться к олимпиаде» (Селиховская А., Васильев А.).
Декабрь
1. Индивидуальная работа с учащимися, учителями-предметниками по предварительным итогам успеваемости.
2. Составить таблицу «Здоровье и физическое развитие учащихся» совместно с медицинским работником школы и учителем физкультуры.
3. Индивидуальное задание Каборг И. по новогоднему оформлению классной комнаты.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса -это важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане появится раздел «Работа с родителями», в котором найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями: изучение семей учащихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел класса; педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Основные направления деятельности классного руководителя с родителями.
Изучение семей учеников позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития ребенка. Это направление деятельности классного руководителя отражается в плане такими формами работы, как посещение семей учеников, анкетирование, сочинения о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей. Классный руководитель включает в план лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания, тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе, обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей и другие формы.
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ; дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классного кабинета и изготовлении наглядных пособий; организация мини-кружков и клубов.
Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса отражается в следующих пунктах плана воспитательной работы: выборы родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с социально-неблагополучными семьями, установление связей с шефами, окружающим социумом,
общественностью.
Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому классный руководитель включает в план работы посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащегося осуществляется классным руководителем с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составления карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведения дневников наблюдения за процессом развития ребенка или тетрадей достижений учащихся, направления родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток.
Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обуславливается целями и задачами воспитательной работы, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы и класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе.
Раздел плана «Работа с родителями» учитель может оформить так, как это сделала К.А. Зак, классный руководитель 5-го класса
Наименование дел
Сентябрь
1. Родительское собрание «Давайте познакомимся».
2. Анкетирование родителей.
3. Выборы родительского совета и планирование его деятельности.
4. Формирование картотеки семей учащихся.
Октябрь
1. Посещение семей учащихся.
2. Собрание родителей и учащихся по планированию совместной деятельности «Наши общие дела».
3. День открытых дверей. Экскурсия по учебным кабинетам школы «Знакомимся с нашими учителями».
4. Педагогическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться». '
Ноябрь
1. Анализ учебной работы за I четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности.
2. Лекция психолога «Познавательные процессы личности и условия их развития».
3. Посещение семей учащихся.
4. Индивидуальные педагогические поручения отдельным родителям по подготовке к обмену опытом на родительском собрании по теме: «Познавательные игры в семье».
Декабрь
1. Родительское собрание «Развитие познавательных интересов детей в семье».
2. Выставка для родителей и учащихся «Мы - люди творческие».
3. Коллективное творческое дело «Готовимся к Новому году».
Последним компонентом плана работы классного руководителя является раздел «Изучение состояния эффективности воспитательного процесса в классе». Необходимость включения этого раздела в план классного руководителя объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллег.
В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны: развитие личности учащихся; процесс формирования классного коллектива; отношение учащихся и их родителей к жизнедеятельности класса.
При исследовании процессов, происходящих в классном сообществе, классному руководителю необходимо обратить внимание на такие важные стороны жизни коллектива, как:
- сформированность социальной совместной деятельности;
- наличие приоритетного (доминирующего) вида деятельности;
- активность и самореализация учащихся в совместной деятельности;
- состояние эмоционально-психологических отношений;
- состояние деловых отношений;
- наличие связей с другими группами и отдельными индивидами;
- развитие ученического самоуправления.
Чаще всего раздел плана «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе оформляется в виде таблицы.
Раздел плана «Изучение эффективности воспитательного процесса в классе», составленный А.П. Ивановой, классным руководителем 11-го класса
Предмет изучения | Приемы и методы изучения | Сроки |
1.Состояние межличностных отношений | Социометрия | Сентябрь |
2. Сформированность коллектива класса | Методика социально-психологической самоаттестации коллектива | Сентябрь |
3. Профессиональная ориентация учащихся | Анкетирование Компьютерное тестирование | Октябрь-январь |
4. Нравственная направленность учащихся | Тест «Размышляем о жизненном опыте» | Апрель |
5. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе | Тест А. А. Андреева и Е. Н. Степанова | Апрель |
6. Творческий потенциал учащихся | Тест Торренса | Март |
7. Наличие адекватной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях | Опросник субъективного отношения к самому себе | Март |
Завершая рассмотрение содержания и структуры плана воспитательной работы, необходимо заметить, что планирование - дело творческое, поэтому классный руководитель может предложить свой научно-обоснованный вариант.
Лабораторная работа № 6
ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ
Цель работы
овладеть технологией создания форм воспитательной работы с классом.
Оборудование и материалы
примеры сценариев воспитательных мероприятий и игр.
Задания
1. Выполните тестовые задания:
1. Какое из определений формы воспитательной работы является верным?
1)это дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или кто-то персонально;
2) это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения и обучения;
3) это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач;
4) это воспитательная деятельность педагога, связанная с планированием предполагаемых результатов и способов их достижения.
2. Что из предложенного перечня не является типами форм воспитательной работы?
1) мероприятие;
2) кружок, факультатив;
3) игра;
4) дело.
3. Какое из определений понятия «мероприятие» является верным?
1) это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них;
2) это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе;
3) это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения, развития;
4) нет верного ответа.
4.Сколько выделяется подтипов воспитательных дел?
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4.
5. С целью отдыха может быть организована…
1) игра;
2) мероприятие;
3) дело;
4) проект.
2. Определите характерные черты разных типов форм воспитательной работы. Результаты оформите в таблицу.
Таблица. Характеристика типов форм воспитательной работы