Интегративный подход к построению целостной педагогической системы.
Модель интегративного планированияпедагогического процесса с дошкольниками отличается общими целевыми установками освоения окружающего мира во всех его проявлениях, в полноте и целостности.
Различные виды детской деятельности объединяются поставленнымизадачами, взрослые коллегиально относятся друг к другу, дети вступают в различные виды взаимодействия в свободной и организованной деятельности.
Логика развития от года к году сохраняется, но обогащается на новой ступени развития детского сообществаи каждого ребенка индивидуально с учетом возраста, времени года, момента педагогического процесса, актуального содержания окружающей действительности, что позволяет решать и спонтанно возникающие нравственные задачи.
Овладение педагогами механизмом интегративного планирования повышает их профессиональную компетентность, способствует развитию умения выстраивать стратегию и тактику своей работы в контексте педагогического процесса на основе рефлексирования собственной деятельности, оценки ее результатов с точки зрения общего развития ребенка.
Основной целью интегративного планированиясодержания педагогического процесса является приобщение ребенка к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях (предметах, природе, человеческих отношениях, способах познания и др.), которые обогащаютсяуглубляются, что обеспечивает формирование первых представлений о целостности окружающего мира, а также развитие у детей общих способностей к познанию, творчеству. Последнее проявляется в умении детей самостоятельно выделять разные свойства и устанавливать некоторые связи между ними, отражать свое понимание того или другого смысла, создавая субъективный оригинальный продукт разного типа (конструкция, рисунок, текст, сюжет игры и др.). Все это способствует их личностному росту.
Формы и виды планирования образовательного процесса ДОО.
Успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от системы планирования.
Планирование—основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОО.
Планирование воспитательно-образовательной работыв дошкольном учреждении –одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы –отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
Планирование бывает:
Формы планирования
Годовая форма планирования
Перспективная форма планирования
Тематическая форма планирования
Виды планирования
Календарно -Тематическое
Перспективно -календарное
Блочное, комплексное
Календарная форма планирования
Модульное планирование
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.
Однако существует несколько важных условий,которые руководителю ДОО, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:
•объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
•выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениямиобразовательного процесса в ДОО;
•четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
•выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значитполучить планируемый результат;
•учѐт возможностей педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
•уровень профессиональной компетентности педагогов.
План воспитательно-образовательной работы с детьми –документ, по которому работают два сменных воспитателя.
Следовательно, это модельсовместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и
мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
Первостепенное значение при планированииимеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальныхособенностей детей, сколько учѐт их личностных характеристик и возможностей.
Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:
•постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
•умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
•своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;
•сочетания воспитания с самовоспитанием;
•опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.
Составляющие плана ежедневной работы воспитателя в группе в соответствии с ФГОС ДО:
·Режимные моменты.
·Виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями.
·Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации.
·Непосредственная образовательная деятельность.
·Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)
·Поддержка индивидуальности ребенка.
·Взаимодействие с родителями.
Задачи педагога в процессе планирования:
·Увидеть в режиме дня место для планирования совместной деятельности педагога и детей в ходе непосредственно организованной деятельность(НОД), во время режимных моментов (РМ), самостоятельной деятельности детей.
·Спланировать работу по взаимодействию с семьями воспитанников.
·Создать условия, необходимые для каждого вида детской деятельности.
·Увидеть результат освоения программы, представленный в виде целевых ориентиров дошкольного образования посредством возрастных характеристик возможных достижений ребѐнка на этапе завершения уровня дошкольного образования (ФГОС ДО).
Комплексно-тематическое планирование НОД
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Перспективное планирование
Перспективный план–составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются: