Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения

Дегтяренко В.М.,

ФГОУ ВПО «АмГПГУ»,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

Secondary area of "technology" as a comprehensive system of employment training, education and the formation of school readiness to getting jobs in various areas in all spheres of economic activity.

Современный урок технологии направлен на формирование основных компетенций учащихся, прежде всего – познавательной, социально-коммуникативной, личностно-мировоззренческой. Модернизация Российского образования, переход на новые стандарты общего образования требуют активного участия педагогов в решении главной задачи современной школы – раскрытия способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. При этом школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру. Нынешний образовательный стандарт основного общего образования по технологии ставит масштабные педагогические цели в формировании личности школьника.

Общеобразовательная область «Технология» может выполнять функции комплексной системы трудового обучения, воспитания и формирования готовности школьников к получению профессий по различным направлениям во всех сферах экономической деятельности. Достижение этих целей предусматривает решение следующих задач: формирование знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом возможностей и интересов ребёнка, а также в соответствии с потребностями общества; развитие творческих, профессионально значимых качеств личности учащихся; достижение эффективного уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности; формирование культуры личности, связанной с практической деятельностью человека; воспитание потребности учащихся в трудовой деятельности.

Для выполнения этих функций в образовательной области «Технология» должны учитываться принципы: фундаментальности ивариативности, что означает построение обучения на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которая дополняется региональной и гуманитарной вариативными составляющими; многопрофильности, обеспечивающей возможность практического обучения по основным направлениям взаимодействия субъекта и объекта труда в системе технологических профилей; при этом обучение должно быть социально обусловлено и структурировано по различным сферам и типам профессиональной деятельности; непрерывности и преемственности, для обеспечения системного практикоориентированного обучения на протяжении всего периода с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат; многоуровности, предполагающей подготовку к трудовой деятельности на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей учащихся, задач их воспитания и творческого развития, формирования готовности к получению профессии; комплексности обучения, что подразумевает единство воздействия содержания изучаемого материала образовательной области «Технология» на сознание и поведение учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование профессионально значимых качеств личности, взаимосвязь общего образования, трудового обучения, и самостоятельной деятельности.

Таким образом, при подготовке учителя технологии необходимо учитывать требования единой общеобразовательной, психолого-педагогической и медико-биологической подготовки специалиста с высшим педагогическим образованием, овладение им навыками творческой практической деятельности, освоение теоретико-методических основ организации и обеспечения творческой деятельности учащихся, развития творческих качеств личности специалиста;

Реализация задач образовательной области «Технология» требует решения вопросов материально-технического и организационного обеспечения учебного процесса. Развитие системы технологического образования и подготовки профессиональных кадров для реализации содержания образовательной области «Технология», может осуществляться как в общем процессе укрепления образовательной базы учебных заведений, так и путем создания учебно-педагогических комплексов учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, объединенных целями согласованного учебного процесса. Комплексное использование учебной и материально-технической базы позволяет активизировать процесс развития системы образования путем концентрации и интенсификации использования образовательных ресурсов, содействует решению региональных проблем образования в русле современных задач.

На современном этапе развития, общество требует от школы внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, постоянного повышения квалификации преподавателей, использования на уроках интегрированных форм обучения и осуществления межпредметных связей.

Практика проведения занятий в высшей школе показала, что использование информационных технологий помогает активно внедрять методику интегрирования и осуществления межпредметных связей в процесс преподавания дисциплин по устройству, обслуживанию и безопасному управлению автомобилем, реализовывать личностно-ориентированный и индивидуальный подходы в обучении, использовать работу на компьютере как мотивационный компонент. Это предоставляет возможность каждому студенту раскрыть себя в познании, в учебной деятельности с опорой на собственные склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18

Кузнецова Н.С.,

КГКОУ НПО «Профессиональное училище № 18»,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

The formation of a harmonious and aesthetically developed individual lessons in vocational schools by means of interdisciplinary lessons with educational and professional cycles. Experience in the use of innovative methods of teaching activities.

Реализация содержания предметов специальных дисциплин в условиях введения нового государственного образовательного стандарта играет большую роль в практической востребованности результатов обучения учащихся. В связи с переходом на новые образовательные стандарты деятельностный характер образования, формирование у учащихся общих умений и навыков, обобщение способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности нацелены на обеспечение целостности содержания образования. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы.

Использование инновационных технологий в учебном процессе направлено на повышение качества профессиональной подготовки и активизации роли самостоятельной работы учащихся в профессиональных училищах. На сегодняшний день существует достаточно утверждений о том, что сформировать гармоничную, эстетически развитую личность на уроках в профессиональных училищах можно средствами межпредметной связи с уроками общеобразовательного и профессионального циклов. Применение на занятиях классической музыки, произведений декоративно – прикладного искусства, шедевров Высокой моды, полотен великих мастеров живописи – помогает строить в душах учащихся «храм духовности» и оберегать его от разрушений. Подключая к учебному процессу разные виды искусства, мы формируем и обогащаем духовный мир учащегося, развиваем его чувства. В этом и состоит задача учителей, педагогов дополнительного образования и родителей.

Изучив опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают учащимся овладеть активными способами получения новых знаний, дают возможность подняться на более высокий уровень личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся, помогают приблизить теорию к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [2, с.120-125].

В процессе художественно – эстетического образования и воспитания на уроках, кроме развивающих целей, предполагается подготовка к профессиональной деятельности. У учащихся вырабатываются нравственно–волевые качества, развивается эстетический вкус, без которых невозможен учебный и профессиональный труд. Изобразительное искусство, музыка, архитектура и многие другие культурные ценности хранят богатейшие возможности для эстетического воспитания в процессе преподавания специальных предметов. Часто способные к живописи ученики тяготятся уроками, на которых точные науки преподаются им в виде свода законов и формул. Задача учителя - показать, что людям творческих профессий знания по общеобразовательным предметам просто необходимы профессионально, поскольку «…художнику, не обладающему определенным мировоззрением, в искусстве ныне делать нечего – его произведения, блуждающие вокруг частностей жизни, никого не заинтересуют и умрут, не успев родиться». Кроме того, очень часто интерес к предмету начинается именно с интереса к учителю, и учитель обязан знать хотя бы основы живописи и быть художественно образованным человеком, чтобы между ним и его учениками было взаимопонимание.

Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, используя мультимедиа, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся, повышает действенность живого слова учителя. Такой компьютер, оснащенный мультимедиа, с успехом может заменить киноаппарат, диапроектор или кодоскоп, проигрыватель или магнитофон. Он позволяет осуществить демонстрацию видеофильмов или их фрагментов, подготовить слайд-шоу.

Для многих учащихся Интернет - это уже не только гигантская библиотека, а среда существования. Задача педагогов сделать ее не только развлекательной, но и познавательной. При создании проектов на уроках специальных дисциплин учащиеся с помощью Интернета смогут расширить возможности в отборе материала для своей темы, а также объединится со своими сверстниками из различных регионов, т.к. Интернет предоставляет возможность работать вместе, преодолевая возрастные, культурные, языковые барьеры.

На уроках «Основы конструирования и моделирования одежды» учащиеся знакомятся с техникой создания моделей. Мало просто создать модель, ей надо придать красивый вид, подходящий для выставок.

В этом учащимся помогает такой предмет как «Основы художественного проектирования одежды», на котором они учатся дизайну.

Дизайн – сфера, в которой пересекаются профессионализм и творчество.

Графический редактор Paint входит в состав Microsoft Office, поэтому доступен всем пользователям. При дальнейшей работе с компьютером учащиеся проявляют интерес к использованию программных продуктов, позволяющих создавать более сложные графические объекты. Здесь уже происходит создание многослойных изображений, имитация различной техники рисования и т.д. Использование мультимедийного проектора и пакета Power Point (презентации) позволяет украсить любое выступление, доклад или урок.

Например, учащиеся на уроке «Основы художественного проектирования одежды» создали рисунки моделей с применением оптических иллюзий и использовали их в оформлении курсовой работы. С помощью интерактивной доски учащиеся могут представить порядок и правила снятия мерок в трехмерном изображении, выполнить моделирование (разрезать, раздвинуть, соединить детали), увидеть фигуру человека в движении для создания модели.

Таким образом, на уроках специальных дисциплин непременно должен присутствовать элемент художественно – эстетического воспитания и развития, используя который, мы вводим учащегося в мир профессиональной деятельности человека, раскрываем жизнь в новых для него чертах и образах, способствуем развитию творческих профессиональных способностей. Перед педагогами стоит задача воспитания эстетически развитого и культурного человека с помощью информационных технологий. А без этого нет шанса занять достойное место среди профессионалов. Для внедрения федерального государственного образовательного стандарта нам поможет накопленный опыт в объединении специальных дисциплин и практических занятий, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение. Все это и много другое позволят создать условия для реализации образовательной программы, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования.

Библиографический список:

1. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005.

2. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.

Наши рекомендации