Этиология и патогенез сложного дефекта
В рассмотренных нарушениях с опорой на литературные источники мы выделили сходные причины возникновения умственной отсталости и нарушений зрения, которые могут быть причиной сложного дефекта:
- Эндогенные, возникающие в следствии повреждения или заболевания плода в период внутриутробного развития, либо является следствием наследственной передачи.
1. различные интоксикации, которые могут изменить развитие плода;
2. тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;
3. заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери;
4. травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба;
5. длительная асфиксия во время родов.
- Экзогенные, т. е. приобретенные (у умственной отсталости в период до 3-х лет):
1. воспалительные заболевания мозга и его оболочки;
2. осложнение после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина);
3. травматические повреждения мозга.
Классификация сложного нарушения.
К слабовидящим относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Дефекты зрения делятся на прогрессирующие и резидуальные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, злокачественные формы высокой близорукости, отслойка сетчатки и т.д., к резидуальным – пороки развития: микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней и непрогрессирующие последствия заболеваний и операций – стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационна афакия.
Умственную отсталость можно разделить на врожденную и приобретенную. Врожденная может быть осложненной (наличием дополнительных психопатологических расстройств) и неосложненной, а приобретенная прогредиентной и непрогредиентной.
Таким образом, исходя из выше сказанного можно предложить следующую классификацию сложного дефекта нарушения зрения, осложненного умственной отсталостью:
· Врожденная умственная отсталость сочетающаяся с врожденной атрофией зрительного нерва, с врожденной патологией хрусталика (в основном катаракта), с патологией сетчатки и врожденной глаукомы.
· Приобретенная прогредиентная умственная отсталость в сочетании с первичной и вторичной глаукомой, злокачественными формами высокой близорукости, отслойкой сетчатки.
· Приобретенная непрогредиентная форма умственной отсталости с такими пороками развития зрительного анализатора как микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия.
Жигорева М. В. «Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: чеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М. В.Жигорева. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.