Этапы работы над темой ВКР.
Выделяются девять этапов выполнения ВКР:
1) выбор темы ВКР;
2) составление календарного плана выполнения ВКР;
3) составление первоначального плана выполнения ВКР;
4) ознакомление с темой исследования или разработки при изучении и анализе литературных источников;
5) аргументация актуальности выбранной темы ВКР;
6) определение понятийного аппарата (объектная область, цели, задачи, объекты, предметы исследований);
7) построение гипотезы ВКР;
8) сбор и отбор материала для подтверждения гипотезы ВКР;
9) редактирование рукописи ВКР.
Основное содержание этих этапов можно раскрыть следующим образом.
Этап 1. Выбор темы ВКР
Тема ВКР - это сформулированное в одном предложении основное содержание дипломного исследования, раскрытию которого это исследование посвящено. Основными критериями выбора темы ВКР являются:
- научный или практический интерес студента;
- стремление студента расширить свои познания в определенной области;
- наличие у студента достаточных знаний и положительного опыта в той предметной области, которую отражает тема дипломного проекта (работы).
Выбор темы может быть обоснован студентом самостоятельно как результат собственных наблюдений, изучение передового опыта, анализа научно-технической и педагогической литературы. Также тема может быть рекомендована кафедрой и руководителем.
При выборе темы следует учитывать и то, насколько полно рассматриваемая проблема исследована в научных работах и отражена в публикациях. Рекомендуется отдавать предпочтение менее изученным и слабо освещенным в литературных источниках темам. Не менее важным критерием при выборе темы дипломной работы (проекта), следует считать и личностные способности студента-дипломника, его творческий и интеллектуальный потенциал. Необходимо учитывать выполнимость дипломного исследования в рамках отведенного на дипломирование времени. Однако, пожалуй, наиболее важным критерием из всего множества критериев выбора темы дипломной работы (проекта) является ее актуальность, современность. Актуальность выбранной темы дипломной работы (проекта) доказывает, что практика (общественная и личная) нуждается в разработке именно этой темы.
Этап 2. Составление календарного плана выполнения ВКР
Календарный план устанавливает логическую последовательность и сроки отдельных этапов работы над ВКР в соответствии с определенными в задании требованиями. Сроки эти обычно намечаются самим студентом с учетом конкретных условий (особенностей темы, цели и задач исследования, общего бюджета времени, зависящего от срока сдачи законченной работы, характера и полноты источников, проведенной предварительной работы, сложности предстоящего эксперимента и др.). Образец календарного плана выполнения ВКР приведен в приложении В.
Этап 3. Составление первоначального плана выполнения ВКР
Как правило, в первоначальном плане выполнения ВКР отражают цель дипломного исследования. Иногда это выясняется уже из названия темы ВКР. Однако без определенно поставленной цели невозможно целеустремленное развитие работы.
Задачи исследования конкретизируют его цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование, поэтому обозначение задач дипломного исследования не менее важно. Задачи должны быть связаны с целью и не должны перекрывать друг друга. Дипломное исследование окажется малопродуктивным, если тема не раскрыта в содержании конкретных задач.
Этап 4. Ознакомление с темой исследования или разработки при изучении и анализе литературных источников
Значение поиска необходимой литературы огромно. От полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество дипломной работы (проекта).
Основным источником информации для студентов в процессе работы над темой ВКР является библиотека.
Существуют следующие основные формы обслуживания читателей:
- справочно-библиографическое;
- обслуживание в читальном зале;
- обслуживание на абонементе;
- межбиблиотечный обмен;
- изготовление копий на копировальных аппаратах и др.
Научная и специальная литература издается, как правило, сравнительно ограниченными тиражами. Поэтому в большинстве библиотек основной формой обслуживания является не абонемент, а читальный зал.
Принадлежностью любой библиотеки являются каталоги и картотеки. Создается по крайней мере два вида каталогов, один из которых алфавитный, а другой, группирующий литературу по содержанию, - систематический или предметный.
В настоящее время необходимую информацию можно получить не только из традиционных источников в библиотеке, но и через сеть Интернет — глобальную информационную сеть.
Поиск информации в Интернете предполагает использование поисковых серверов (Rambler, Yandex и т.д.), для чего достаточно указать ключевые слова в соответствующем окне программы. На полученную через сеть Интернет информацию делают также ссылки в тексте и дают описание источника в списке используемых источников.
Этап 5. Аргументация актуальности выбранной темы ВКР
Актуальность темы дипломного исследования есть форма доказательств соответствия выбранной темы возникшим общественным потребностям и состоянию научного обеспечения ее предстоящего исследования.
Актуальность темы дипломного исследования показывает, что выбранная тема еще не исследовалась либо это делалось иначе. Именно в этой главе показывают, что выбранная тема преемственно связана с ранее сделанными открытиями, опубликованными работами, именами известных ученых.
Этап 6. Определение понятийного аппарата (проблема, объект и предмет, цель, задачи)
В дипломной работе (проекте) одним из важнейших требований к содержанию являются строгость, четкостью и однозначность применяемой терминологии. Поэтому в процессе дипломного исследования и, особенно, на этапе написания материала дипломной работы (проекта) необходимо тщательно отслеживать смысл, который вкладывается в тот или иной используемый термин.
Каждый раз, когда появляется необходимость использовать какой-либо термин, следует, прежде всего, обратиться к общему или энциклопедическому словарям. Совокупность основных терминов по выбранной теме позволяет сформировать понятийный научный аппарат дипломной работы (проекта) и на его основе сформулировать объектную область исследования, его цель, объект и предмет.
Проблема исследования – это формулирование основного вопроса, ответ на который дается в ВКР.
Объект исследования - это крупная и относительно самостоятельная часть области, в которой находится предмет исследования. В качестве объекта могут выступать различные системы, технологии, методики, процессы, деятельность, условия, модели, структуры и т.д.
Предмет исследования - это конкретная часть объекта исследования, в рамках которой выбирается тема. Между объектом и предметом исследования существует отношение соподчинения (от общего - к частному).
Цель исследования - это желаемый, заранее мыслимый конечный результат исследовательской деятельности. Он может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным.
Задачи исследования являются конкретным выражением цели и дают представление о том, в каком направлении должно идти исследование. Задачи должны быть взаимосвязаны, причем некоторые из них могут быть решены теоретически, другие - экспериментально, а третьи - на основе осмысления и обобщения результатов эксперимента.
Благодаря рассмотренным понятиям научного аппарата дипломная работа (проект) приобретает устойчивую единую структуру.
Этап 7. Построение гипотезы ВКР
Гипотеза исследования - это лаконично, ясно сформулированное предположение о причинно-следственных связях, явлениях, процессах, достоверность которых необходимо проверить экспериментально. Гипотеза может содержать отрицательное или положительное утверждение, разрешаемое на предмет соответствия действительности.
Построение гипотезы дипломного исследования является одним из самых важных этапов проектирования. Гипотеза - это недоказанный тезис, дающий возможный (предполагаемый) ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой. В общем смысле гипотеза состоит из предполагаемых связей между изучаемыми фактами.
Таким образом, построение гипотезы представляет собой творческую фазу в дипломном исследовании, результат мышления, при котором студент-дипломник создает себе представление о возможных связях между исследуемыми явлениями.
Этап 8. Сбор и отбор материала для подтверждения гипотезы ВКР
Для получения и обработки экспериментальных материалов используют самые разнообразные методы, которые подразделяют на теоретические и эмпирические.
К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов развития и функционирования, относят: теоретический анализ и синтез; абстрагирование; конкретизацию и идеализацию; индукцию и дедукцию; аналогию; моделирование; сравнение; классификацию и обобщение. По функциям выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.
К эмпирическим методам, т.е. к способам выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, в практике, относят различные способы экспериментальных исследований, а также изучение научной литературы или других источников.
Задачей всех перечисленных методов в дипломном исследовании является проверка состоятельности приведенных в гипотезе положений.
Все полученные и отобранные для подтверждения гипотезы материалы обрабатываются статистически, затем на основе сведений по отдельным изучаемым явлениям структурируются данные, характеризующие исследуемую проблему в целом.
На основе полученных и обработанных теоретических и экспериментальных результатов можно приступить к написанию черновика рукописи выпускной квалификационной работы.
Этап 9. Редактирование рукописи ВКР
Работа над рукописью ВКР по содержанию начинается с общей оценки ее построения. Следует проанализировать, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, умозаключения и выводы. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения, степень подробности их изложения. После этого проверяется правильность оформления рукописи ВКР. Проверке подлежат фактически все элементы рукописи ВКР: ее рубрики, ссылки на литературные источники, цитаты, библиографические указатели, таблицы и иллюстративные (демонстрационные) материалы и т.д.
Основными задачами литературной правки (редактирования) рукописи ВКР являются:
- достижение единства стиля изложения;
- внесение в текст необходимых пояснений, дополнительных рубрик;
- проверка правильности орфографии и пунктуации.
Примерная структура ВКР.
Выпускная квалификационная работа должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка литературы, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа. Выпускная квалификационная работа по направлению «Педагогическое образование», должна, как правило, содержать раздел по методике обучения предмету.
Оптимальный объем квалификационной работы должен составлять:
· для бакалаврских работ – 40-60 страниц машинописного текста;
Общими требованиями к содержанию выпускной квалификационной работы студента-выпускника должны быть следующие:
- актуальность;
- научно-исследовательский характер;
- практическая значимость;
- четкая структура, завершенность;
- логичное, последовательное изложение материала;
- обоснованность выводов и предложений.
Результаты работы должны свидетельствовать о наличии у ее автора соответствующих компетенций в избранной области профессиональной деятельности.
Во введении должны быть обоснованы выбор темы, ее актуальность, практическая значимость, степень разработанности в отраслевой науке, цели и задачи выпускной квалификационной работы, предмет, объект, теоретическая и практическая базы исследования. В сжатой форме следует описать применяемые методы исследования и структуру работы. Как правило, объем введения не должен превышать 3-4 страниц машинописного текста.
В теоретической части исследования анализируются литературные источники по проблеме разработки, основные теории изучаемой проблемы, возможность применения теории в совершенствовании учебно-воспитательного процесса подготовки по профессии.
В исследовательской части работы содержится практическое решение поставленной проблемы и экспериментальную апробацию предлагаемых материалов.
Методическая часть является основной в случае написания выпускной квалификационной работы педагогического содержания, направленного на разработку новых технологий и дидактических средств в образовательном процессе. Поэтому в методическом разделе должен быть разработан и приведен, как минимум, план-конспект урока (презентация урока) или иного учебного мероприятия, тема которого непосредственно связана с темой ВКР.
В заключении излагаются теоретические и практические выводы и предложения по результатам проделанной работы (объем не менее 5 страниц).
В библиографический список (объемом в 35 – 40 наименований) включаются нормативные документы (ФГОС по специальности), методические документы (положения, инструкции), теоретические работы (монографии, сборники научных трудов, отдельные статьи), учебная литература, специальная литература, словари, энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы.
Вприложение следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. Это могут быть таблицы, схемы, анкеты, рисунки, фотографии, программы, конспекты уроков и т.д. (Методические материалы разрабатываемые студентами в рамках прохождения педагогической и преддипломной практик).
Выпускная квалификационная работа бакалавра может основываться на обобщении и развитии выполненной курсовой работы и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.
Оптимальный объем квалификационной работы бакалавра должен составлять 60 – 80 страниц машинописного текста без учета приложений.
Общими требованиями к содержанию выпускной квалификационной работы студента-выпускника должны быть следующие: актуальность; научно-исследовательский характер; практическая значимость; четкая структура, завершенность; логичное, последовательное изложение материала; обоснованность выводов и предложений.
Результаты работы должны свидетельствовать о наличии у ее автора профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности.
Обязательным требованием к выполнению выпускной квалификационной работы является самостоятельность студента-выпускника в сборе, систематизации и анализе фактического материала, формулировании выводов и рекомендаций.