Модуль 2. Производственная (воспитательная практика) студентов третьего курса

Воспитательная практика студентов третьего курса направлена на формирование профессионально-значимых качеств будущего учителя права в процессе освоения таких направлений его деятельности, как: учебно-воспитательная, социально-педагогическая, организационно-управленческая деятельность и непосредственно связана с овладением будущими специалистами функциональными обязанностями организатора внеклассной (внеучебной) работы (по предмету), организатора семейного и правового воспитания.

Организация внеклассной работы по предмету представляет важное направление профессиональной деятельности учителя, один из способов его профессионального роста. Являясь составной частью учебно-воспитательного процесса, она имеет ряд специфических особенностей (добровольный характер, свобода в выборе содержания и т.д.), знание которых необходимо будущему учителю права.

Социально-педагогическое направление деятельности специалиста в области правового образования наиболее востребовано в современном российском обществе. Выпускник по профилю специальности в соответствии с требованиями ГОС ВПО должен быть готов к решению задач, связанных с осуществлением процесса социализации личности в различных типах образовательных учреждений: с организацией взаимодействия семьи и школы по оказанию помощи родителям в воспитании детей: с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; а также задач правового просвещения педагогов, школьников и их родителей.

Реализуя данное направление профессионально-педагогической деятельности, студенты в процессе прохождения практики должны ознакомиться с содержанием, формами и методами работы социального педагога (организатора семейного и правового воспитания) и принять участие в проведении профилактической работы школы с детьми и подростками, требующими особого внимания.

Педагогическая практика студентов третьего курса проходит во ……. семестре в течение …….. недель и включает вводный, основной и заключительный этапы (первый и последний проводятся - на базе факультета).

Основной этап педагогической практики проходит на базе опорных ОУ факультета. В рамках воспитательной практики студенты знакомятся с постановкой внеклассной работы по социально-гуманитарным дисциплинам и изучают работу организатора семейного и правового воспитания (социального педагога) с педагогами школы, учащимися и их родителями.

На основании бесед с учителями права (обществознания) и учащимися об основных направлениях, формах и методах внеклассной работы, изучения документации (журналов факультативных и кружковых занятий, итогов научно-практических конференций и олимпиад и т.д.), посещения занятий факультативов, кружков, школьного музея студенты составляют аналитический отчет о состоянии внеклассной работы по предмету в конкретном ОУ.

Составив аналитический отчет, студенты на дальнейших этапах практики разрабатывают под руководством учителей права (либо организатора внеклассной воспитательной работы) и групповых руководителей практики план работы кружка, научного общества, клуба (на период прохождения практики) и принимают участие в проведении внеклассных мероприятий по предмету.

Во время практики студенты заполняют дневники педпрактики, выполняют задания по педагогике, психологии, воспитательной деятельности (выполняются в отдельных файлах и сдаются для проверки преподавателям - руководителям практики). Дневники проверяются групповыми руководителями, ими же решается вопрос об аттестации (неаттестации) студентов по согласованию с преподавателями педагогики, психологии. Студентам, не прошедшим практику по уважительной причине, предоставляется возможность пройти ее в более поздние сроки, но не позднее мая.

С целью оказания помощи практикантам при выполнении ими заданий групповые руководители, преподаватели педагогики, психологии и методики преподавания предмета проводят консультации.

Примерный план проведения воспитательной практики студентов третьего курса

Содержание работы Основные виды деятельности Формы отчетности
1.1. Вводный этап Проведение установочной конференции (на базе факультета)  
1.2. Основной этап 1.2.1. Знакомство с постановкой внеклассной работы по социально-гуманитарным дисциплинам и изучение работы организатора семейного и правового воспитания (социального педагога) с педагогами школы, учащимися и их родителями.       Беседа с директором и завучами о со­стоянии и перспективах воспитательной деятельности в ОУ, приоритетных направлениях работы, материальной базе, характеристика пе­дагогического коллектива. Изучение концепции воспитательно-правовой работы ОУ, изучение образовательной программы школы (раз­дел «Воспитательная работа»), отслеживание инноваций в плане правового воспитания и просвещения в ОУ. Знакомство с системой просветительской работы школы по правовым вопросам с родителями. Выявление проблем воспитательной работы в ОУ.       Составление аналитического отчета по воспитательной работе ОУ
1.2.2. Изучение системы внеклассной и воспи­тательной работы школы     Беседа с ОВВР об особенностях воспи­тательной работы в современной школе, содержании, формах и методах работы в конкретной школе (система наставниче­ства, создание разновозрастных отря­дов, реализация программ «Досуг», «Здоровье» и др., работа органов учени­ческого самоуправления). Беседа с социальным педагогом (педа­гогом по правовому и семейному воспи­танию) об особенностях работы с уча­щимися, требующими особого педаго­гического внимания и их семьями. Знакомство с планом работы социаль­ного педагога. Беседа с педагогом до­полнительного образования об органи­зации досуговой деятельности учащихся школы.     Составление отчета по внеклассной работе правового направления    
1.2.3. Знакомство с организацией правового обучения и воспитания (формы, методы, средства правового обучения и воспитания). Посещение уроков/занятий/мероприятий учителей права. Анализ посещенных уроков с руководителем практики в школе. Составление фотографии урока/занятия, мероприятия по праву (по выбору студента).
1.2.4. Освоение практики проведения внеклассного занятия/мероприятия по праву Разработка целей, задач, содержания внеклассного занятия/мероприятия. Подбор средств, отбор форм для проведения занятия/мероприятия. Составление конспекта занятия/мероприятия. Согласование конспекта с руководителем практики в школе. Проведение и анализ пробного урока/занятия/мероприятия. Проведение и анализ результативности итогового занятия/урока/мероприятия. Отчет по практике проведения внеклассного занятия/мероприятия.
1.3. Заключительный этап Проведение итоговой конференции (на базе факультета). Окончательное оформление отчетов согласно программе педпрактики.

Наши рекомендации