Модуль 2. Производственная (воспитательная практика) студентов третьего курса
Воспитательная практика студентов третьего курса направлена на формирование профессионально-значимых качеств будущего учителя права в процессе освоения таких направлений его деятельности, как: учебно-воспитательная, социально-педагогическая, организационно-управленческая деятельность и непосредственно связана с овладением будущими специалистами функциональными обязанностями организатора внеклассной (внеучебной) работы (по предмету), организатора семейного и правового воспитания.
Организация внеклассной работы по предмету представляет важное направление профессиональной деятельности учителя, один из способов его профессионального роста. Являясь составной частью учебно-воспитательного процесса, она имеет ряд специфических особенностей (добровольный характер, свобода в выборе содержания и т.д.), знание которых необходимо будущему учителю права.
Социально-педагогическое направление деятельности специалиста в области правового образования наиболее востребовано в современном российском обществе. Выпускник по профилю специальности в соответствии с требованиями ГОС ВПО должен быть готов к решению задач, связанных с осуществлением процесса социализации личности в различных типах образовательных учреждений: с организацией взаимодействия семьи и школы по оказанию помощи родителям в воспитании детей: с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; а также задач правового просвещения педагогов, школьников и их родителей.
Реализуя данное направление профессионально-педагогической деятельности, студенты в процессе прохождения практики должны ознакомиться с содержанием, формами и методами работы социального педагога (организатора семейного и правового воспитания) и принять участие в проведении профилактической работы школы с детьми и подростками, требующими особого внимания.
Педагогическая практика студентов третьего курса проходит во ……. семестре в течение …….. недель и включает вводный, основной и заключительный этапы (первый и последний проводятся - на базе факультета).
Основной этап педагогической практики проходит на базе опорных ОУ факультета. В рамках воспитательной практики студенты знакомятся с постановкой внеклассной работы по социально-гуманитарным дисциплинам и изучают работу организатора семейного и правового воспитания (социального педагога) с педагогами школы, учащимися и их родителями.
На основании бесед с учителями права (обществознания) и учащимися об основных направлениях, формах и методах внеклассной работы, изучения документации (журналов факультативных и кружковых занятий, итогов научно-практических конференций и олимпиад и т.д.), посещения занятий факультативов, кружков, школьного музея студенты составляют аналитический отчет о состоянии внеклассной работы по предмету в конкретном ОУ.
Составив аналитический отчет, студенты на дальнейших этапах практики разрабатывают под руководством учителей права (либо организатора внеклассной воспитательной работы) и групповых руководителей практики план работы кружка, научного общества, клуба (на период прохождения практики) и принимают участие в проведении внеклассных мероприятий по предмету.
Во время практики студенты заполняют дневники педпрактики, выполняют задания по педагогике, психологии, воспитательной деятельности (выполняются в отдельных файлах и сдаются для проверки преподавателям - руководителям практики). Дневники проверяются групповыми руководителями, ими же решается вопрос об аттестации (неаттестации) студентов по согласованию с преподавателями педагогики, психологии. Студентам, не прошедшим практику по уважительной причине, предоставляется возможность пройти ее в более поздние сроки, но не позднее мая.
С целью оказания помощи практикантам при выполнении ими заданий групповые руководители, преподаватели педагогики, психологии и методики преподавания предмета проводят консультации.
Примерный план проведения воспитательной практики студентов третьего курса
Содержание работы | Основные виды деятельности | Формы отчетности |
1.1. Вводный этап | Проведение установочной конференции (на базе факультета) | |
1.2. Основной этап 1.2.1. Знакомство с постановкой внеклассной работы по социально-гуманитарным дисциплинам и изучение работы организатора семейного и правового воспитания (социального педагога) с педагогами школы, учащимися и их родителями. | Беседа с директором и завучами о состоянии и перспективах воспитательной деятельности в ОУ, приоритетных направлениях работы, материальной базе, характеристика педагогического коллектива. Изучение концепции воспитательно-правовой работы ОУ, изучение образовательной программы школы (раздел «Воспитательная работа»), отслеживание инноваций в плане правового воспитания и просвещения в ОУ. Знакомство с системой просветительской работы школы по правовым вопросам с родителями. Выявление проблем воспитательной работы в ОУ. | Составление аналитического отчета по воспитательной работе ОУ |
1.2.2. Изучение системы внеклассной и воспитательной работы школы | Беседа с ОВВР об особенностях воспитательной работы в современной школе, содержании, формах и методах работы в конкретной школе (система наставничества, создание разновозрастных отрядов, реализация программ «Досуг», «Здоровье» и др., работа органов ученического самоуправления). Беседа с социальным педагогом (педагогом по правовому и семейному воспитанию) об особенностях работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания и их семьями. Знакомство с планом работы социального педагога. Беседа с педагогом дополнительного образования об организации досуговой деятельности учащихся школы. | Составление отчета по внеклассной работе правового направления |
1.2.3. Знакомство с организацией правового обучения и воспитания (формы, методы, средства правового обучения и воспитания). | Посещение уроков/занятий/мероприятий учителей права. Анализ посещенных уроков с руководителем практики в школе. | Составление фотографии урока/занятия, мероприятия по праву (по выбору студента). |
1.2.4. Освоение практики проведения внеклассного занятия/мероприятия по праву | Разработка целей, задач, содержания внеклассного занятия/мероприятия. Подбор средств, отбор форм для проведения занятия/мероприятия. Составление конспекта занятия/мероприятия. Согласование конспекта с руководителем практики в школе. Проведение и анализ пробного урока/занятия/мероприятия. Проведение и анализ результативности итогового занятия/урока/мероприятия. | Отчет по практике проведения внеклассного занятия/мероприятия. |
1.3. Заключительный этап | Проведение итоговой конференции (на базе факультета). | Окончательное оформление отчетов согласно программе педпрактики. |