Общие результаты исследования


Оценка результатов:

1 вариант ответа — 5 баллов. Оценивается только одно пра­вильное решение.

Дети, получившие высокие результаты креативности, дол-ясны и в дальнейшем быть объектом пристального внимания психолога и учителей начальных классов. По отношению к ним необходима как внутренняя, так и внешняя дифферен­циация обучения. Зная их возможности, учителя и родители смогут предлагать им индивидуальные творческие задания, задания повышенной трудности, дозировать учебную нагрузку так, чтобы сохранить и развить у этих детей положительную мотивацию учения.

Мы рассмотрели некоторые аспекты проблемы адаптации детей к школе. Успешная адаптация зависит в конечном итоге от благоприятных условий и содержания учения, деятельно­сти и общения ребенка в семье, детском саду и школе. Взаи­мосвязанные итоги сформированное™ познавательных про­цессов, овладение значимой для данного возраста деятель­ностью, хороший уровень социально-психологического раз­вития ребенка, стимулирование его как субъекта развития со стороны педагога и родителей находят свое выражение в школьной зрелости и обучаемости ребенка. Определенные отклонения со знаком «плюс» или «минус» в этих трех сфе­рах создают необходимость оказания детям психолого-педа­гогической помощи, правильно сориентировать которую при­зван школьный психолог.

Креативности



Номер теста  
Б О Б О Б О Б О
Среднее значение 5,6 ф 3,6 4,3 3,5 11,6 2,2 11,3 6,5
Стандартное отклонение 3,1 4,4, 2,6 6,6 8,8 3,1 6,3 8,8

Общий результат
Б О Б О Б О Б О Б О
9,1 2,3 8,8 5,4 12,1 8,2 8,7    
2,7 4,2 3,3 5,8 4,8 7,8 5,8    

ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ

ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Цель программы: помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нор­мальному эмоциональному самочувствию и общению со свер­стниками.

Предмет психокоррекции — эмоциональная сфера детей:

1) состояние психического дискомфорта,

2) зависимость от окружающих,

3) противоречивость личности,

4) враждебность,

5) тревожность.

Объект психокоррекции: младшие школьники с эмоциональ­ными проблемами.

Содержание программы БЛОК I. «Снятие состояния психического дискомфорта»

ЗАДАЧИ:

1. Снижение эмоционального напряжения.

2. Создание положительного эмоционального настроения и ат­
мосферы «безопасности» в группе.

3. Перенос положительного опыта из труппы в реальную школь-

ную обстановку.

4. Обучение приемам ауторелаксации.

5. Психомышечная тренировка.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема:«Обезьянки».

1. 1) «Что слышно?» (внимание).

2) «Назови мое имя» (имитация).

2. 3) Загадка.

, «Повтори!» (пантомимика).

>) «Фотографии* (распознавание эмоций).

1) «Передай рядом сидящему» (работа над выразительно­
стью движений).

7) «Успокой обезьянку» (эмоция испуга, чувство эмпатии).

3. 8) Сказка «Про хвастунишку Коки».

9) Беседа по сказке.

10) Инсценировка по сказке.

4. И) Свободное рисование.
12) Рассказ о своем рисунке.

5. 13) Комплекс «Музыкальная мозаика» (саморасслабление).

ЗАНЯТИЕ 2 Тема:«Игры гномиков».

1. 1) «Забавные человечки» (двигательная и эмоциональная

разминка).

2) «Будь внимателен!» (пантомимика, внимание).

2. 3) «Бубенчики» (пантомимика).

4) «Непобедимые гномики».

5) «Брызгалочки».

6) «Кулачки-молоточки».

7) «Встряхивание».

8) «Прыжки сидя».

9) «В густом лесу».

3. 10) «Молодцы».

11) «Страшный медведь» (эмоция страха, испуга).

4. 12) Игра «Когда всем весело, а одному грустно» (тренинг

желательного поведения).

5. 13) Хоровод.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема:«Магазин игрушек».

1. 1) Беседа «Любимые игрушки».

2) «Угадай, что это за игрушки» (развитие тактильных ощу­щений, памяти).

2. 3) «Чебурашка» (пантомимика).

4) «Спящий продавец».

5) «Самолет».



6) «Скакалка».

7) «Ванька-встанька».

8) «Воздушные шарики».

3. 9) «Лягушки» (эмоция удивления).

10) «Что случилось с козленком» (эмоция страдания, боли).

4. 11) «Помоги козлику» (тренинг поведения, проявление со-

чувствия).

5. 12) «Паровоз» (ритмичные движения).

ЗАНЯТИЕ 4

Тема:«Дождевые червячки».

1. 1) Узнаем друг друга по голосу, закрыв глаза (внимание).

2) Передаем по кругу горячую картошку, ледышку (вни­
мание).

3) Движение на лыжах, на коньках, плавание, скачки на
лошади (движение).

2. 4) «Ледышки».

5) «Ручейки».

6) «Червячки перед дождем».

7) «Ворона и червяки».

8) «Дождик».

9) «Холод, лед».

10) «Ручейки в речку».

11) «Фонтанчик» (пантомимика).

3. 12) «Купание в фонтане» (эмоция радости, удовольствия).

4. 13) Исследование ситуации «если горе велико, если горю

не помочь».

5. 14) «Вот что значит настоящий, верный друг» (песня).

БЛОК II. «Коррекция зависимости от окружающих»

ЗАДАЧИ:

1. Привить ребенку новые формы поведения.

2. Научить самостоятельно принимать верные решения.

3. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и

уверенным в себе человеком.

4. Использовать выразительные движения в воспитании эмо-

ций и высших чувств.

5. Приобретение навыков в саморасслаблении.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема:«Цирк».

1. 1) «Что наденем, идя в цирк?» (внимание).

2) Вспомнить, кто во что одет (внимание, память).

3) «Мы опаздываем на представление» (сесть и встать бес­
шумно — внимание, движение).

4) «Аплодисменты» (хлопки со сменой ритма).

5) «Антракт».

2. 6) «Фокусник» (пантомимика).

7) «Силач с гарями».

8) «Воздушные акробаты».

9) «Йог ходит по разбитому стеклу».

3. 10) «Клоун ходит по стеклу» (эмоция вины, стыда).

4. 11) «Клоун смеется и дразнит слона» (тренинг желатель-

ного поведения).

5. 12) Танец клоунов.

ЗАНЯТИЕ 2

1. 1) Этюд «Вот он какой!» (пантомимика).
2) Этюд «Тень» (развитие памяти).

2. 3) Этюд «Робкий ребенок».

4) Этюд «Капитан» (смелость, уверенность в себе).

3. 5) Этюд «Два маленьких ревнивца».

6) Беседа о прочитанном рассказе.

7) Инсценировка отдельных моментов.

4. 8) Свободное рисование.

5. 9) Этюд «Штанга».

10) Игра «Спящая царевна» (расслабление мышц).

ЗАНЯТИЕ 3

1- 1) Игра «Передай клубочек» (эмоциональная разминка).
2) Этюд «У оленя дом большой» (работа над выразитель­
ностью движений).

2- 3) Этюд «Кукушонок».
4) Этюд «Винт».

3- 5) Этюд «Чунга-Чанга» (эмоция удовольствия, радости).
6) Этюд «Цветок» (эмоция радости).



4. 7) Этюд «Справедливый папа».

8) Этюд «Молчок» (тренинг желательного поведения).

5. 9) Игра с шишками.

10) Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц).

ЗАНЯТИЕ 4

1. 1) Игра «Сова» (подвижная игра).

2) Игра «Запретный номер» (память, внимание).

2. 3) Игра «Повтори за мной».

4) Этюд «Лицо загорает» (психомышечная тренировка).-

3. 5) Этюд «Чуня-задавака».

6) Этюд «Правильное решение» (смелость, храбрость, радость).

4. 7) Этюд «Деньги на мороженое» (честность, тренинг же-

лательного поведения).

5. 8) Этюд «Солнышко и туча».

9) Этюд «В уши попала вода».

10) Этюд «Игра с песком» (расслабление мышц).

БЛОК III. «Гармонизация противоречивости личности»

ЗАДАЧИ:

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

3. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.

4. Формирование у детей моральных представлений.

5. Тренировка психомоторных функций.

ЗАНЯТИЕ 1

1. 1) Игра «Кто что делал?» (память, внимание).
2) Игра «Художник» (внимание).

2. 3) Работа с пиктограммами.

4) Тренаж на узнавание эмоций радости, горя, испуга, удив­ления.

3. 5) Этюд «Разные настроения» (мимика).

4. 6) Этюд «Три характера» (моральная оценка злости и плак-

сивости, работа над мимикой и пантомимикой).

5. 7) Игра «Холодно—жарко».

ЗАНЯТИЕ 2

1. 1) «Дракон кусает свой хвост» (подвижная игра).

2) «Противоположные движения» (координация движе­
ний, внимание).

2. 3) Этюд «Вкусные конфеты» (эмоция удовольствия).

4) Этюд «Любящие родители» (эмоция радости).

5) Этюд «Ой, ой, живот болит» (выражение страдания).

3. 6) Этюд «Жадный пес».

7) Этюд «Упрямый мальчик» (инсценировка).

4. 8) Рисование на тему «Как бы я поступил».
9) Обсуждение рисунков.

5. 10) Отдых. Сон на берегу моря. Комплекс на ауторе-

лаксацию.

ЗАНЯТИЕ 3

1—2. 1) Сочинение всеми детьми совместно с психологом «общей истории».

3. 2) Инсценировка «общей истории».

3) «Минута шалости».

4) «Что слышно?» (внимание, подготовка к последующей
деятельности).

5) Этюд «Притвора» (тренинг желательного поведения).

4. 6) Комплекс «На берегу моря» (саморасслабление).

ЗАНЯТИЕ 4

1. 1) Игра «Тень» (память).

2) Игра «Запомни порядок».

3) Игра «Пишущая машинка» (внимание).

2. 4) Этюд «Конкурс лентяев».

5) Работа с пиктограммами.

6) Игра «Зеркало» (мимика).

3. 7) Этюд «Три подружки» (работа над образами).

8) Инсценировка этюда.

9) Этюд «Ябедник».

4. 10) Этюд «Так будет справедливо» (отображение положи-

тельных черт характера).

5. 11) Слушание музыки (К.Сен-Санс. «Лебедь»).

БЛОК IV. «Снятие враждебности» ЗАДАЧИ:

1. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

2. Формирование адекватных форм поведения.

3. Эмоциональное осознание своего поведения.

4. Нравственное воспитание.

5. Работа над выразительностью движений.

6. Регулирование поведения в коллективе.

7. Обучение приемам ауторелаксации.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема:«Зоопарк».

1. 1) Узнать по звуку птицу, лошадь, другое животное (вни-

мание). 2) «На лошадях в зоопарк» (движение).

2. 3) «Попугай» (психогимнастика).

4) «Лебеди».

5) «Тюлень».

6) «Мартышка».

3. 7) «Злая мартышка» (эмоция злости-насмешки).

8) «Котенок и мартышка» (эмоция жалости и сочувствия).

4. 9) «Бездомная кошка» (пожалеть, приласкать).

5. 10) Хоровод или песня.

ЗАНЯТИЕ 2

1. 1) Этюд «Карлсон» (мимика).

2) Этюд «Очень худой ребенок» (пантомимика).

2. 3) Игра «Кто пришел?» (идентификация эмоций: удоволь-

ствия — «Карлсон», страдания — «Митя»).

3. 4) Этюд «Эгоист».

5) Беседа «Кого зовут эгоистом».

6) Модель желательного поведения в этюде «Эгоист».

7) «Минута шалости».

4. 8) Игра «Разъяренная обезьяна».

9) Игра «Кто за кем?» (наблюдательность, успокоение).

5. 10) Комплекс «Медвежата в берлоге» (саморасслабление).

ЗАНЯТИЕ 3 Тема:«Встреча с Бабой Ягой».

1. 1) «Волшебный платочек» (внимание).
2) «Прятки» (подвижная игра).

2. 3) «Под кустом» (психогимнастика).

4) «Опасность миновала».

5) «Грозилки».

6) «Воробышек».

7) «Баба Яга».

8) «Охота Бабы Яги».

3. 9) «Страшная Баба Яга» (эмоция злости, ненависти).

4. 10) «Карабас-Барабас» (отражение внутреннего негатив-

ного эмоционального напряжения).

5. И) Полька «Старый добрый жук».

ЗАНЯТИЕ 4

1. 1) Игра «Угадай, что спрятано» (внимание).
2) Игра «Что изменилось?» (память).

2. 3) Игра «Отгадай, кто мы» (превращение).
4) «Плыви, кораблик» (координация руки).

3. 5) Этюд «Гневная гиена» (эмоция ярости).

6) Этюд «Хмурый орел» (сердитый).

7) Этюд «Скульптурная группа».

4. 8) Игра «Вредное колечко» (тренинг желательного пове-

дения).

5. 9) Комплекс «Медвежата в берлоге» (психомышечная тре-

нировка).

БЛОК V. «Коррекция тревожности»
ЗАДАЧИ: ~"^-ч

1. Снижение эмоционального напряжения.

2. Уменьшение тревожности.

3. Помочь справиться с негативными переживаниями, кото­
рые препятствуют нормальному самочувствию детей.

4. Снятие страхов.

5. Воспитание уверенности в себе.





ЗАНЯТИЕ 1

1. 1) Этюд «Робкий ребенок».

2. 2) Этюд «Смелый ребенок».

3. 3) Беседа «Кто чего или кого боится».

4) Рисование на тему «Кого или чего боюсь я».

4. 5) Игра «В темной норе».

6) Игра «Запомни свою позу» (память).

5. 7) Этюд «Факир» (саморасслабление).

ЗАНЯТИЕ 2

1. 1) Игра «Кто это?» (внимание).

2. 2) Этюд «Я так устал».

3) Этюд «Очень худой мальчик».

4) Этюд «Цветок».

3. 5) Рисование на свободную тему.

4. 6) Этюд «Страх» (эмоция страха).

5. 7) Комплекс «Музыкальная мозаика».

ЗАНЯТИЕ 3

1. 1) Игра в кляксы (снятие эмоционального напряжения).

2. 2) Этюд «Остров Плакс» (пантомимика).
3) Этюд «Ласка».

3. 4) Этюд «Гроза».

5) Этюд «Ночные страхи» (тренинг желательного поведения).

4. 6) Рисование ночных страхов.

7) Беседа по рисункам.

8) «Сон на берегу моря» (ауторелаксация).

5.

ЗАНЯТИЕ 4

3.
4.
5.

1) «Поссорились два петушка» (подвижная игра).

2) «Морская фигура» (внимание).

3) Этюд «Стрекоза замерзла» (эмоция страдания и печали).

4) Этюд «Заколдованный ребенок» (выразительность жеста).

5) Игра «Цветик-семицветик».

6) Этюд «Смелый Ваня» (инсценировка).

7) Рисование на тему «Я больше тебя не боюсь».

8) Беседа по рисункам.

9) Комплекс «На лесной полянке» (ауторелаксация).

Наши рекомендации