Упражнение на пропевание длинных и коротких звуков
Детям рассказывают о том, что звуки бывают длинные и короткие. Долго и протяжно спеть один звук часто очень сложно маленьким детям. Поэтому опять же, используя прием зрительного контроля, можно предложить детям «рисовать» звук. Карандаш будет двигаться по бумаге так долго, сколько будет звучать нота. Полезно, осваивая пение длинных звуков, петь с использованием другой схемы, где звук дети тянут так долго, сколько по схеме ведет педагог.
Короткие звуки надо петь упруго, отрывисто, звонко. Детям объясняют, что на письме над нотами ставят точки и тогда все певцы знают, что петь надо отрывисто (staccato). Жестом тоже можно показать такую точку-«капельку», как будто стряхнуть воду с мокрых рук.
Жест, который мы показывали, когда нюхали цветок, называется у музыкантов ауфттактом, а короткая «капелька» над нотой— staccato.
Упражнение на пропевание гласных legato и staccato с рукам
Необходимо объяснить детям, что legato это когда все звуки сливаются и плавно переходят один в другой. Руками звуки можно ласково «погладить» и всю «цепочку» гласных звуков при этом спеть на одном движении руки.
— дыхание ( цветочек)------ ааааааааааааа (погладить)
— дыхание ооооооооооооо
— дыхание--------- :— иииииииииииии
— дыхание------------ ээээээээээээээээ
— дыхание ууууууууууууууу
Произнести слитно и протяжно несколько гласных звуков на одном выдохе с руками, не забывая «брать дыхание»:
аааааэээээ
аааааиииии
иииииааааа
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т. д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
Упражнения на силу голоса
При слабом голосеможно использовать протяжное пропевание гласных, с разной силой звука. Очевидно, что если ребенок будет петь, а динамику, то есть f (громко) или р (тихо) будет показывать руками, то и его голос будет «подчиняться» этому движению. При слабом голосе необходимо петь мажорные энергичные песни с активным соответствующим дирижерским жестом.
Таким образом, определяется важность более глубокой и систематической работы по развитию модуляций голоса (по силе, высоте).
Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения:
Пропевание на одной высоте изолированных звуков тихим и громким голосом:
2. Эхо |
1. Самолеты
3. Кукушка
Ку ку; Ку ку; Ку ку; Ку ку
Fp FpFp Fp
Пропевание слов на f и р в разныххарактерах с разными тембрами.
Пение колыбельной голосами — мамы, бабушки, девочки и т.д. Баю-Баю. 4. Баю
5. Лап
Пай собаки (изобразить голос старого барбоса, голос щенка, голос Артемона из сазки «Буратино» и т. д.)