Тюменский государственный нефтегазовый университет. Молодые преподаватели вузов в культурном пространстве провинциального города[1]

Молодые преподаватели вузов в культурном пространстве провинциального города[1]

Изучение культурного капитала социальных групп, деятельность которых связана с интеллектуальным производством, приобретает особую актуальность в условиях вторичной модернизации в России, предполагающей переход общества к информационной стадии развития. Прежде всего, следует обратить внимание на характеристики социально-культурного контекста формирования духовных потребностей молодой научной интеллигенции, обозначив основные характеристики регионального культурного пространства г. Тюмени. Первостепенной, на наш взгляд, является проблема культурного лага большинства городов российской провинции. Несмотря на «естественность» подобной тенденции социокультурной динамики [2], существенный разрыв между темпом развития духовной культуры регионов и прогрессом материальной сферы представляет серьёзную проблему, нуждающуюся в социологическом осмыслении. Обращает на себя внимание не сам факт наличия этого разрыва, а его глубина и сохраняющиеся негативные тенденции динамики. Инновационный путь страны, базирующийся не на эксплуатации сырьевых запасов, а на формировании и реализации её интеллектуального потенциала, требует преодоления ярко выраженного запаздывания в развитии провинциальных социальных институтов, связанных с наукой, искусством, досугом. Кроме того, внимания заслуживает не только институциональный, но и личностный аспект исследуемой проблемы – следует выяснить содержание и направленность культурных потребностей социальных групп, составляющих фундамент духовного развития регионов. Это необходимо в силу того, что модернизация культурной инфраструктуры, активная образовательная политика в данной сфере не имеет смысла без наличия выраженной личностной интенции на включение в социокультурное пространство города со стороны большинства живущих в нём людей.

Объективные количественные показатели культурной инфраструктуры нашего города позволяют говорить о неравномерности развития различных её сегментов: присутствует достаточно широкая библиотечная сеть (27 библиотек в черте города), пять театров, значительное количество комплексных культурно-досуговых учреждений – три дворца, шесть домов и пять центров культуры. В городе на сегодняшний день функционирует восемь крупных торгово-развлекательных центров, восемь кинотеатров, цирк, филармония. Вместе с тем, для среднего по размеру города, коим является Тюмень, явно недостаточно четырёх музеев, причём из них два археолого-этнографических, два исторических (частные купеческие дома) и только один художественный (Музей изобразительных искусств). Примечательным также является тот факт, что открывшееся недавно заведение с названием «Галерея современного искусства» на деле оказалось художественным салоном…

Управление культурной сферой города представлено тщательно разработанной системой показателей оценки её состояния: «Ежемесячно, по результатам мониторинга, на совещаниях с территориальными органами управления культуры департаментом культуры оценивается динамика развития отрасли, определяются стратегические задачи по созданию условий для повышения востребованности населением услуг культуры, качества и доступности данных услуг» [1]. Количественные параметры эффективности культурно-досуговой деятельности впечатляют: «Объем платных услуг населению в 2011 году превысил на 27% показатель 2010 года. Рост объема внебюджетных доходов составил: по областным учреждениям – 13%, по муниципальным учреждениям – 48%. Расходы одного жителя на услуги культуры увеличились по итогам 2011 года на 20%» [1]. Кроме того, «организована работа по подготовке и проведению более 288 целевых мероприятий, в том числе: массовых - 14; национальных – более 57; спортивных – 10; духовно-нравственных и военно-патриотических - 30; по поддержке юных дарований и развитию творческой активности молодежи – 18; театрально-зрелищные Международные, Всероссийские фестивали, конкурсы с участием профессиональных авторов, исполнителей и коллективов – 26; самодеятельного творчества и поддержки народных промыслов и ремесел – 12; музейных выставок – более 78; библиотечных - 11; иные – 32» [1].

Несмотря на необходимость составления подобного рода отчётов, динамику культуры невозможно оценить лишь путём подсчёта баланса доходов и расходов учреждений и количества проводимых мероприятий. Как для исследования текущего состояния пространства культуры, так и для понимания перспектив и траекторий её развития необходимо проведение комплексных социологических исследований, прежде всего качественными методами, направленных на изучение культурного капитала и потенциала разных групп населения, их интересов, потребностей, установок, мотивов. Поэтому в рамках данной статьи предпринята попытка посредством эмпирического исследования осуществить оценку состояния культурной среды региона, выявить запрос на культурно-досуговую деятельность со стороны общества. В качестве исследуемой социальной группы выступила научная интеллигенция как общность, формирующая фундамент культуры, осуществляющая её трансляцию и обновление. Особую роль в данном процессе играет молодёжь, традиционно рассматривающаяся как группа наиболее мобильная и склонная к инновационной активности. Ввиду этого целесообразность исследования мнения молодой интеллигенции обусловлена особенностями её включения как в процесс общественного воспроизводства, так и преобразования социальных институтов культуры, значимостью её деятельности для повышения уровня культурного развития региона и страны в целом.

В качестве респондентов выступили молодые преподаватели провинциальных вузов в возрасте до 35 лет. Основным методом исследования являлось фокусированное групповое интервью в ведущих вузах г.Тюмени – ТюмГНГУ (две группы респондентов - преподаватели технических и гуманитарных направлений), ТюмГМА и ТГАКИСТ (в последней интервью проходило по расширенному инструментарию). Кроме того, для подтверждения полученных в ходе интервью результатов были использованы данные массового опроса, проведённого методом анкетирования. Выборка имела целевой (направленный) характер - молодые ученые Уральского федерального округа, её общий объем составил 208 человек. Учитывая узость такой социальной группы, как молодые ученые, указанный объем выборочной совокупности представляется достаточным для получения репрезентативных данных. В анкетировании приняли участие преподаватели ТГАКИСТ, ТГАМЭУП, ТюмГАСУ, ТюмГМА, ТюмГНГУ, ТюмГУ, УрГПУ (Уральский государственный педагогический университет), НГГУ (Нижневартовский государственный гуманитарный университет), ШГПИ (Шадринский государственный педагогический институт).

В ходе фокус-группового интервью респондентам были заданы вопросы, касающиеся организации досуга, предпочитаемых видов и направлений искусства, предложено оценить культурную инфраструктуру г. Тюмени и содержание проводимых мероприятий.

При ответе на вопрос анкеты «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?» респондентам предлагалось выбрать до пяти самых важных занятий. Анализ частотных распределений демонстрирует наибольшую значимость общения и профессионального самообразования среди видов досуга: около 50% опрошенных преподавателей указывают в качестве главных занятий в свободное время «проводить время с семьей», «общаться с друзьями, знакомыми, компанией», «пополнять профессиональные знания, заниматься самообразованием». Также свыше половины респондентов выбрало вариант ответа «бывать на природе, на даче». Около трети респондентов предпочитают активный отдых, спорт (35,6%), чтение художественной литературы (31,3%), подработку (26%). Активности, связанной с посещением учреждений культуры, отводится не столь значимая роль – вариант ответа «посещать театр, музеи, филармонию» выбрали 20,7% респондентов, развлекательные учреждения - рестораны и ночные клубы – привлекают лишь 4,8%. В качестве источника информации и развлечения интеллектуальная молодёжь отдаёт явное предпочтение Интернету (26,9%) над телевидением (12%). Общественная деятельность в свободное время интересует немногих (менее десятой части опрошенных преподавателей).

Результаты анализа данных фокус-группового интервью помогают понять природу подобной структуры досуга респондентов. Так, при ответе на вопрос «Как, на ваш взгляд, научная интеллигенция нашего города организует свой досуг?», а также в дальнейшем ходе беседы преподаватели всех тюменских вузов подчёркивают материальный аспект организации свободного времени – недостаточность денежных средств для посещения учреждений культуры: «Если взять среднего преподавателя, я не думаю, что он может себе позволить разнообразить свой досуг»; «Может быть их и достаточно [учреждений – прим. авт.], но все равно упирается в копеечку»; «Главная проблема: были бы деньги куда-то сходить»; «Нефтяник может в «большой» слетать на выходных, а мы только в наш драматический»; «На гастролирующие концерты, куда хотелось бы сходить, уже задумываешься о финансовой стороне»; «Цена вопроса всегда убивает, неважно кто там приезжает - Мэнсон или Спиваков, хочется сходить».

Лишь один преподаватель высказался о возможностях приобщения к искусству, не требующих значительных материальных вложений:

«Есть кино-клубы бесплатные в институте культуры, куда можно сходить. Можно собраться с друзьями – посмотреть фильм, вместе его обсудить, можно спектакль посмотреть онлайн… Не обязательно жить в городе, можно жить в деревне и быть высококультурным человеком».

Ключевой почти во всех интервью также стала мысль: «преподаватели такие же люди», подчёркивающая факт несущественного отличия форм досуга данной группы от предпочтений большинства. Кроме того, респонденты из ТюмГНГУ говорили о необходимости контроля над собственным поведением в общественных местах ввиду «публичности» профессии и особого общественного мнения, сложившихся стереотипов о репутации и культурных пристрастиях преподавателя. При этом опрошенные молодые преподаватели не ощущают себя особым сообществом, не уверены в адекватности применения понятия «интеллигенция» к их группе:

«Сложность в том, что всегда надо думать, в любом городе, в любой точке, что ты встретишь своих студентов и надо быть готовым, что они завтра могут тебя обсуждать», «Приходится думать о неком образе, о некой субординации»;

«Если уж так далеко в философию пускаться, имидж преподавателя влияет, ему надо соответствовать, даже в «Гудвине», даже на киносеансе, громко не ржать»;

«Давайте реальную жизнь возьмем: женщина ведет у начальных классов, вечером стриптиз. Идет стереотип – если ты педагог, то сиди дома, никуда не выходи, ничего нельзя. Извините, она стриптиз не устроила детям на уроке»;

«Я человек, я педагог в пределах института, я не голая по городу хожу, я живу обычной жизнью. Я также имею право ходить в кафе, в кино, отдыхать, расслабляться»; «Личность и работу путать не надо»;

«Интеллигентные люди отдыхают интеллигентно: ходят в Филармонию, в театры и т.д. Я думаю, что все остальное им не чуждо – и кафе, и дискотеки. Мне кажется, особо не отличаются».

«Мы скованы в рамки, у нас стереотип – я педагог, я культурный, я никуда не хожу. Надо из себя это все убирать, и намного проще в этом плане будет».

«Я очень активно ходила по клубам, будучи очень молодым преподавателем. Сейчас, я считаю, мне уже не по статусу. Мне говорят близкие, когда лицо становится узнаваемым в рамках города…»

Вместе с тем, присутствуют единичные высказывания, в которых респонденты акцентируют внимание на самоидентификации в качестве представителей интеллектуальной элиты:

«Когда я жила на севере и приезжала сюда, я ходила до последнего в ночные клубы и очень активно вела такой образ жизни. Но это не говорит о том, что я оттуда выползала на корячках в семь утра, т.е. есть своя определенная группа людей, тусовка, в которой люди читают Шопенгауэра, я думаю, немногие из вас его читали».

«Я не особо любитель посещения различных культурных заведений, даже кино, театр для меня, может быть, звучит высокомерно, кажутся чересчур примитивными. Для меня намного интереснее провести время: встретиться с друзьями, которые занимаются философией, теологией».

Относительно деятельности учреждений культуры респонденты высказывались неоднозначно. При ответе на вопрос «Как вы оцениваете культурную инфраструктуру нашего города? Достаточно ли, на ваш взгляд, в Тюмени учреждений, отвечающих вашим культурным запросам?» большинство респондентов указали на достаточность количества учреждений в нашем городе: «Если интересно человеку – он найдет себе занятие, развлечение»; «Не хватает – поехал в Москву, посмотрел на что-то»; «У нас все есть, но мы не все знаем»; «Любые кафе, клубы, начиная от тематической вечеринки, заканчивая закрытым показом»; «Инфраструктуры достаточно. Содержание, может быть, хромает».

Некоторые высказывания свидетельствуют об отсутствии заинтересованности в посещении учреждений, связанных с искусством, у жителей города и лично у респондента: «Мне кажется, если бы у нас было большее количество известных театров, музеев, это не значит, что все люди бы туда постоянно ходили»; «Смешной случай, не буду говорить фамилию того, кто мне это сказал. Обсуждали открытие нового театра, я говорю: «Часто будете туда ходить?», она говорит: «Я что, дура, туда ходить?»; «Времени все равно нет туда ходить».

В заключение блока вопросов, касающихся общих характеристик состояния культуры города и культурного капитала рассматриваемой группы, респондентам также было предложено рассказать о предпочитаемых ими видах искусства. Некоторые высказывания демонстрируют ярко выраженную ориентацию на направления творчества, традиционно рассматривающиеся как часть элитарной культуры:

«Мне нравится живопись, я сама пробовала рисовать как-то, мало времени на это сейчас уделяю. Читать очень люблю. Как-то пробовала в актерскую школу ходить».

«Театральное искусство, потому что оно у нас больше развито. Драматический театр, театр кукол и молодежный»

«Может быть, если бы было больше времени и возможности, я бы занималась в театральной студии и в Филармонию ходила бы, чтобы послушать классическую музыку».

Иные же демонстрировали прямо противоположные вкусы, подчёркивая ориентацию на массовую культуру или сугубо профессиональные интересы, замещающие все остальные:

«Пока никто из студентов не видит, хоть что, хоть порно можно читать».

«Я читаю научную литературу даже дома. Интереснее почитать про область исследования, которой ты занимаешься, чем как кто-то из актеров театра плеснул кислотой кому-то в лицо».

«Человек стремится к простоте, ему так проще понимать. Если какая-то романтика запоет - что это, я не понимаю».

«Когда на стоянку университета к третьему корпусу подъезжаю, то я «OРА GANGNAM STYLE» [популярная песня китайского рэпера – прим. авт.] потише делаю. Так, чтобы, не дай бог, кто-нибудь не услышал, что я такую мутотень слушаю. Опять же, имидж играет роль, надо чтобы студенты думали, что мы Баха и Вивальди, или Чайковского слушаем».

Результаты анкетного опроса свидетельствуют о том, что молодые преподаватели предпочитают самые массовые виды искусства – кино и музыку (порядка 55% респондентов выбрали этот вариант ответа). В шкале средних значений оказались театр, литература, танец и художественное фото. Изобразительно искусство интересно менее 20% респондентов, архитектура – 11,7%.

Анализ данного блока вопросов демонстрирует, что структура досуга исследуемой совокупности незначительно отличается от распределения бюджета свободного времени других социальных групп. Сегодня в нашем городе нет «молодой интеллигенции», т.к. не выражена соответствующая идентичность респондентов. Наблюдается достаточно высокий уровень вовлечённости молодых преподавателей в культурное пространство города, стремление активно проводить свой досуг. Вместе с тем, в его структуре явно доминирует семейный и дачный отдых над потребностью в посещении учреждений культуры, что респонденты связывают, в том числе, и с недостаточностью денежных средств для удовлетворения культурных потребностей. Предпочитаемые виды художественного творчества также не позволяют говорить об «элитарности» вкусов молодых преподавателей. Наблюдается широкий разброс оценок – от демонстрации приверженности китчевым образцам массовой культуры до противоположной тенденции к подчёркиванию «избранности», «исключительности» собственных интересов. Тем не менее, основная часть молодых преподавателей не считает себя особым «культурным слоем» и не рассматривают собственный стиль жизни как отличный от жизни большинства.

Таким образом, несмотря на то, что количественные показатели развития культурной среды нашего города демонстрируют непрерывную позитивную динамику, это не позволяет нам говорить об отсутствии реальных проблем в её текущем состоянии и перспективах развития. Неустойчивая идентичность молодой научной и творческой интеллигенции, потребительское отношение к пространству культуры, пассивность и отсутствие самоорганизации существенно снижают её креативный потенциал.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Информация о реализации культурной политики в Тюменской области по итогам 2011 года // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. Режим доступа: http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative/culture_department/directions/more.htm?id=10926301@cmsArticle (дата обращения: 30.03.2013).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

2. Ogburn W.F. On Culture and Social Change: Selected Papers. Edited by Otis Dudley Duncan. Univ. of Chicago Press, 1964.

Т.В. Латышева, Е.В. Базванова, Р.Г. Миргатулина, Е.Е. Сятчихина,

Наши рекомендации