Тема 18. Технологизация обучения. Дидактические технологии.

ПЕДАГОГИКА

Программа, 2-й семестр 2013-14.

Раздел 3. Дидактика

Тема 13. Обучение в целостном педагогическом процессе

Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические концепции: традиционная, педоцентризм, личностно-ориентированное обучение. Понятие о процессе обучения. Двухсторонний характер обучения: преподавание и учение. Обучение как интериоризация, психологические основы обучения. Функции обучения, их реализация. Целостность учебно-воспитательного процесса.

Характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Единство преподавания и учения. Деятельность учителя и ученика в разных видах обучения: сообщающее, проблемное, программированное.

Тема 14. Закономерности и принципы обучения.

Законы и закономерности обучения. Принципы обучения как категории дидактики. Характеристика принципов обучения: принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; принцип научности; принцип систематичности и последовательности в обучении; принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя; принцип наглядности и доступности обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов организации учебной работы школьников.

Тема 15. Теории учебного процесса.

Личностно-ориентированное обучение. Развивающее обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий. Модульное обучение. Понятие о педагогической технологии, технологии обучения как направлении в дидактике, педагогике. Характеристика «технологичного» процесса обучения: диагностичные цели, оперативный и итоговый контроль, ориентация на гарантированное достижение целей, воспроизводимость обучающего цикла. Виды технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Информационные технологии обучения. Интернет, виртуальное обучение.

Тема 16. Содержание образования на разных ступенях обучения.

Компетенции как цели обучения, обусловливающие содержание образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Факторы формирования содержания школьного образования. Подходы к конструированию содержания образования. ФГОС общего образования, ООП образовательной организации. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Многообразие образовательных программ. Учебный план средней общеобразовательной школы, его структура. Учебный предмет, образовательная область. Образовательные стандарты и дифференциация обучения. Программы по учебным предметам, учебники, учебные пособия, требования к ним.

Тема 17. Методы, средства и формы обучения.

Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов обучения. Словесные, наглядные и практические методы обучения. Методы обучения по характеру познавательной деятельности. Выбор методов обучения в зависимости от различных факторов и состояния учебного процесса. Методы обучения и активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Метод проектов. Средства обучения, их классификация, характеристика. Компьютер, Интернет как средство обучения. Дистанционное образование.

Формы организации обучения. Понятие о формах организации обучения, их классификации. Формы организации обучения в мировой науке и практике работы школы. Урок - основная форма обучения в современной школе. Типология и структура уроков. Система уроков по теме. Другие формы обучения. Организация учебной деятельности учащихся, коллективная и индивидуальная работа на уроке. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самоанализ урока.

Тема 18. Технологизация обучения. Дидактические технологии.

Сущность и развитие технологии и технологизации обучения. Особенности технологично разработанного процесса обучения. Диагностичная постановка целей, обратная связь, пооперационность описания обучения. Соотношение технологии, дидактики, методики. Типология (классификация) технологий в современном образовании и их характеристика.

Наши рекомендации