Ситуации оказания помощи
Ситуация 40
Я встретила в лесу мальчика, который помог мне найти дорогу в поселок. Войдя в поселок, я увидела, как мальчик подошел к одному из домов и заглянул в окно.
— Лизавета! — крикнул он. — Ты что — спишь? А ну, открой окно...
Неправдоподобно тонкая, похожая на светлый стебель рука медленно протянулась и с трудом толкнула створки. Окно распахнулось, и рука спряталась.
— Здорово! — сказал Тимофей (так звали моего попутчика) и откашлялся.
— Здорово... — ответил тихий голосок внутри.
— Прочла?
— Прочла... — откликнулся тот же голосок.
— Смотри мне! — сказал Тимофей строго. — Вот пообедаю и приду. Марья Петровна знаешь, сколько по русскому задала? Закачаешься!
— А тетя Паня тебя уже искала... — сказал голосок.
— Что я, кошелек с деньгами, чтоб меня искали? — проговорил Тимофей начальственно. — Меня искать нечего. Сказал «приду» — значит, приду. Он перегнулся через подоконник.
— Давай тетради... — сказал он.
Я тоже заглянула в комнату. На кровати лежала девочка, бледная до восковой белизны. Теперь я близко видела ее лицо — нежное, с мягким овалом, с прозрачной, лишенной румянца кожей. Огромные темные глаза смотрели прямо на нас. Девочка медленно, осторожно улыбнулась, словно и улыбка, как движение, могли причинить ей боль.
— Давай тетрадку, слышь! — приказал Тимофей.
— Ой, испугалась... — сказала девочка, неслышно засмеявшись. — До чего ты, Тимофей, строгий, прямо страх...
— Покедова... — басом сказал он. — Покушаю и приду. Окошко закрывать, что ль?
— Покедова... — тоненько и тихо, как эхо, откликнулась девочка. — Не закрывай, не надо...
Тимофей отвалился грудью от подоконника, и мы пошли дальше.
— Что с этой девочкой? — спросила я после молчания. — Давно заболела?
— Пять лет лежит, — грустно сказал мальчик. — Болезнь у нее такая... Полиартрит — так учительница называет.
— Вот оно что! — сказала я медленно.
— Только я думаю, что у нее теперь уже не полиартрит, а целый артрит, — вздохнул Тимофей. — Раньше она хоть подниматься могла, а теперь не может. И ноги у нее уже не разгибаются — видели, как их свело? Ни сесть, ни встать. Мы с ней сидели за одной партой. Ну вот, я что ни день прихожу к ней, уроки учим. Она ничего, старается. Вот только по немецкому тройку схлопотала. У нас немка вредная.
Мы дошли до низкого заборчика и остановились.
— Мы тут живем... — сказал он застенчиво, и уши его снова порозовели.
— Ну, до свиданья, Тимофей, — сказала я и протянула ему руку.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте характер отношений между подростками.
2. Что можно сказать о человеческих качествах Тимофея и Лизы?
Ситуация 41
Полина не умела плавать, но чтобы пойти вместе с ребятами в поход, ей надо было обязательно научиться этому. На уговоры подруги ее поучить Полина отвечала отказом. Но ближе к дню отправки она сдалась и решила учиться плаванию.
— Хорошо, — говорила она своей подруге Ларисе, — я поплыву, только ты будешь плыть рядом и приговаривать: «Спокойно... спокойно!..»
Так они проплыли вместе почти 100 м. Полина была очень довольна своим успехом и на вопрос, страшно ли, ответила:
— Погоди, доплывем до лодки, тогда скажу — страшно или нет.
Позже она призналась подруге:
— Так страшно было проплыть первые 10 метров, а потом стало спокойнее, я чувствовала, что ты рядом.
Вопросы и задания
1. Каковы истинные мотивы обучения плаванию у Полины?
2. Что помогло Полине преодолеть страх?
3. Как вы понимаете дружеские и приятельские отношения между людьми?