Покаяние: слабость человека, или сила человеческого потенциала?
Известный философ Барух Спиноза свою жизнь посвятил поиску истины, придающей ей смысл. Как известно, он родился в состоятельной семье испанских евреев, которые вынуждены были скрываться от преследований инквизиции и потому формально приняли христианство, втайне сохраняя верность иудаизму. Родители дали сыну блестящее образование, и члены еврейской общины, которую семья Спинозы посещали тайно, хотели, чтобы Барух стал раввином – он был умен, образован, владел древнееврейским языком, глубоко изучил Библию и Талмуд. Но интеллектуал Спиноза отвергает предложение соплеменников и публично критикует принципы иудаизма, показывая его мировоззренческую несостоятельность. Тогда соплеменники попытались заставить Спинозу публично покаяться в совершенном преступлении против веры своих предков. Но Спиноза оказался непреклонным. В результате философ был отлучен от синагоги, проклят и изгнан из общины, друзья-евреи и родственники покинули его. Какой-то фанатик-иудей пытался даже убить ученого. Какую же истину жизни нашел Спиноза, ради которой пожертвовал он столь многим?
Рассмотрим аспекты его учения, связанные с ролью покаяния в жизни человека. С точки зрения философа, покаяние – это двойное зло. Во-первых, покаяние - это результат совершения ошибки, т.е. проявление несостоятельности интеллекта человека, во вторых, покаяние - это эмоциональное переживание своей ошибки, т.е. человек идет на поводу своих чувств, что также является признаком человеческой слабости и несостоятельности. Тот, кто раскаивается в каком-либо проступке – жалок и бессилен, говорит Спиноза.
Как известно, в иудаизме раскаяние и покаяние имеет фундаментальное значение. Важнейшим праздником в иудаизме является Йом-Киппур – день искупления, день прошения, день очищения. Подготовкой к празднику служит покаяние: пост, возмещение ущерба пострадавшим по твоей вине; необходимо три раза попросить прощения у обиженного тобой человека, а древние евреи плакали и посыпали свою голову пеплом в знак покаяния. Все эти традиции иудаизма Спинозой отвергаются.
Девизом жизни Спинозы была формула: «Не плакать, не смеяться, но понимать». Идеал человека для философа – человек сильный, с мощным социальным, человеческим и профессиональным потенциалом. Под силой человека Спиноза имел в виду не только его физическую силу, но, прежде всего, силу человеческого интеллекта. Конечно, хорошо, когда у человека мощное физически тело – в здоровом теле, здоровый дух - но с помощью интеллекта человек может создать технику, которая с лихвой восполнит недостающую мощь человеческого тела. Поэтому другой формулой жизни Спинозы были слова «Знание – сила». Сильный человек обладает ясным мышлением и понимает, как правильно жить, сохраняя самого себя. Он выбирает только те удовольствия, которые ему полезны. Помехой для разумных удовольствий является страх и надежда. Только невежество заставляет нас думать, что мы можем изменить будущее, будущее установлено так же, как и прошедшее. Страх и надежда – это проявление недостатка мудрости, они рождаются от взгляда на будущее как на неустановленное. Сильный человек – это свободный человек, который познал, что необходимо в его жизни и идет без страха и ложных ожиданий на встречу необходимости. Управлять страной должны не монархи, не народ, а специалисты-профессионалы – знающие свое дело интеллектуалы.
В христианской культуре покаяние, как и в иудаизме, имеет фундаментальное значение. Покаяние буквально с греческого (мετάνοια) означает «перенос разума», то есть перерождение его в высшую духовную силу – «разумение сердцем». В покаянии человек отрекается от прежней своей жизни, от прежнего своего «Я». Покаяние - это всегда личностный подвиг. Именно совесть, внутреннее осознание добра и зла, является органом покаяния человека. И.А. Ильин писал, что совесть - это тайник души, который характеризуется двумя противоположными переживаниями: одобрением, выражающим спокойствие совести и неодобрением, терзанием совести, проявляющимся в чувстве страха, стыда и раскаяния. Если совесть человека «сожжена», то она начинает функционировать как плохой иммунитет, принимая все что вредно для души за благо, а что полезно - за зло, или совсем перестает объективно оценивать осуществляемую деятельность. По мнению И.А. Ильина, беда современного человека заключается в том, что он разучился переживать совестный акт, вместо того, чтобы критически относиться к самому себе, он научился «относиться критически» к совести и ограждать себя от нее, т.е. ограждать себя от покаяния и раскаяния.
Феномен покаяния существует не только в религиозной культуре, но и светской. В русском языке есть разные слова для обозначения покаяния: «раскаяние» и собственно «покаяние». Часто термины «раскаяние» и «покаяние» не различают по смыслу. Причиной тому является тот факт, что оба понятия связаны с принятием ошибки.В Словаре В. Даля приводится значение этих слов: раскаяться — «сожалеть о поступке своем, сознавать, что следовало бы сделать не то, не говорить и не делать чего; казниться за прошлое»; покаяться — «принести покаянье, признаться в проступке, исповедаться в грехах; отречься от прежней, дурной, греховной жизни, сознательно приступив к лучшей». Таким образом, в раскаянии нет еще отречения человека от себя прежнего, он раскаивается лишь в отдельном поступке, осознает ошибку разумом и хочет ее исправить. Раскаяние – это сумма из логической констатации ошибки и отрицательных эмоций. Раскаивающийся человек стыдится своего поступка, сожалеет о нем, стремится его исправить, но себялюбие часто не позволяет ему открыто признать свою ошибку. В светской культуре под покаянием понимается именно раскаяние, которое не связано с изменением жизни человека в целом, с изменением его духовно-нравственного состояния.
Христианская заповедь покаяния предполагает обретение человеком веры в Бога, в высшие духовно-нравственные ценности, которые могут даже вступать в противоречие с привычными ценностями человеческой жизни: достоинство, успех, богатство, высокое положение в обществе и т.д. В человеке пробуждается совесть – «глас Божий», и он невольно переоценивает свою жизнь с позиций высшей Истины и высшей Правды. Как замечает Феофан Затворник: «пока в комнате темно, вы не замечаете грязи, но при ярком освещении можно различить каждую пылинку». Таким образом, началом покаяния является видение красоты, а не безобразия; осознание Божественной славы, а не собственного убожества. Покаяние - это не приступ угрызения совести и жалости к себе, не просто оплакивание своих грехов, но и утешение, которое возникает от уверенности в прощении. Надежда на прощение разрывает цепь причин и следствий и развязывает в сердце человека узлы, которые он сам не в состоянии распутать. Покаяние - синэнергийное ожидание, а не упадок духа; оно не означает, что ты оказался в тупике, но означает, что ты обретаешь выход. Покаяние – это сожаление не о том, чем я не смог быть, но вера и надежда на то, чем я еще могу стать. Покаяние есть тот идеальный образ личностного бытия, который имеется у каждого человека, но часто этот образ остается под спудом, гнетом жизни и сложившихся страстей. Человек призван подвигом покаяния уподобиться запечатленному в нем «образу и подобию Божию», расчищая его в себе, как расчищают святой лик на потемневшей иконе, для этого человек должен относиться к самому себе так, как художник относится к своему материалу, говорит А. Сурожский.
Таким образом, с точки зрения христианской нравственности, покаяние дает человеку огромный морально-онтологический потенциал, возлагает на него великую задачу преобразования своего духовно-нравственного состояния.
Н.В. Омелаенко