Традиционная классификация принципов управления образовательными системами
Управление образовательными системами осуществляется в соответствии с определенными принципами.
В научной теории управления принципы управления — это основополагающие, фундаментальные правила, руководящие положения, которые должны соблюдаться при осуществлении процесса управления, обеспечивая достижение заданных целей [12\.
Принципы синтезируют объективность закономерностей управления и характерные черты реальной управленческой практики, определяют требования к содержанию, структуре и организации процесса управления. Они составляют идейную основу теории и практики управления и используются как фундаментальные положения.
Традиционная классификация принципов управления базируется на основных положениях реформы общего образования, осуществлявшейся в начале 90-х гг. XX в., и объединяет следующие организационные принципы управления в образовании:
- принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении;
-принцип единства коллегиальности и единоначалия в управлении;
- принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении;
- принцип конкретного целеполагания;
-принцип целенаправленности;
-принцип кооперации и разделения труда;
- принцип функционального подхода.
Рассмотрим принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении.До конца XX в. практика управления учреждениями в России строилась на основе принципа Централизма. Централизация была чрезмерной, что приводило к гипертрофии административной власти и перегрузке руководителей. При этом не учитывались личностные, профессиональные и Деловые качества подчиненных, не использовались их интеллектуальные силы при выработке важных управленческих решений, культивировалось дублирование в управлении, низовые звенья в управляющей системе становились пассивными.
Децентрализация управления предполагает делегирование прав низовым звеньям управления, перераспределение власти между руководителями и общественными организациями, что способствует демократизации управления, повышает динамичность и гибкость управляющей системы в целом, развивает самостоятельность, инициативу, творчество членов школьного коллектива, укрепляет их желание участвовать в управлении, формирует сознательную дисциплину труда.
Было время, когда высказывались мнения о том, что демократизация, например, школы требует полной децентрализации ее управления: школой должен управлять совет, которому подчинялся бы директор. Но, как показала практика, полная децентрализация управления ведет к хаосу в работе, рассогласованности управленческих и воспитательных воздействий на детей, конфликтным ситуациям в коллективе, что связано с борьбой общественных групп и группировок за влияние, постоянными сбоями в функционировании школы как системы. Все это пагубно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса и его результатах.
Управленцы-практики считают, что в подобных случаях именно централизация в управлении ликвидирует разлад и нормализует ситуацию. По их мнению, централизованное управление:
- действует в интересах всей воспитательно-образовательной системы школы, а не только в интересах отдельных ее звеньев;
-сокращает время и процедуру принятия решений;
- позволяет сократить управленческий аппарат;
- обеспечивает возможность решения вопросов на профессиональном уровне;
-позволяет концентрировать все организационно-управленческие средства, ресурсы и усилия, обеспечивая их целенаправленность, слаженность, последовательность, непрерывность, интеграцию, а также координацию действий всех звеньев управления;
- повышает требовательность к исполнению обязанностей людей в низовых звеньях управления.
Демократизация школы предусматривает тенденции к централизации и децентрализации. Причем, как свидетельствует практика, мера соотношения той и другой тенденции зависит от конкретной ситуации в образовательном учреждении.
Принцип единства коллегиальности и единоначалия в управлении отражает единство противоположностей. Единство коллегиальности и единоначалия достигается в результате всестороннего анализа ситуации, когда все, кто принимает участие в выработке решения, исходят из интересов дела и понимают ответственность, лежащую на руководителе.
Единоначалие чаще всего отождествляют с авторитарным руководством, когда директор, не советуясь ни с кем, принимает самовластные решения, проявляет недоверие к коллективу.
На самом деле все руководители в своей деятельности вынуждены быть в чем-то авторитарными, в чем-то демократичными, а в чем-то либеральными.
Единство коллегиальности и единоначалия — объективный, закономерный результат личностных взаимодействий в коллективах. С развитием демократии принцип единства коллегиальности и единоначалия в управлении постепенно приобретает новое цивилизованное содержание и формы реализации.
Принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении тесно связан с предыдущими принципами управления.
Права — это предоставленная субъекту права (директору, учителю, воспитателю, ученику, родителю и т.д.) свобода, возможность действовать или пользоваться чем-либо, гарантированные законами, постановлениями и т.д. Обязанности — то, что входит в круг обязательных действий субъекта деятельности (работника).
Ответственность предполагает необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и отвечать за их возможные последствия, за результаты работы.
Как показывает практика, при неоптимальном соотношении прав, обязанностей и ответственности резко падает эффективность управления. Большие права при малой ответственности приводят к принятию необдуманных решений. Огромная ответственность при отсутствии реальных прав не позволяет качественно реализо-вывать задачи, возложенные на школу.
Баланс прав, обязанностей и ответственности в деятельности руководителей школы достигается путем рационального определения сферы подчиненности, составления должностных инструкций.
Принцип конкретного целеполагания — основа планирования и контроля, т.е. содержания деятельности управленца любого уровня. Нарушение данного принципа приносит образованию в целом, и особенно образовательному процессу, большой педагогический и социальный ущерб.
Принцип целенаправленности отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности.
Неопределенно сформулированная цель уже на начальном этапе процесса управления является дезорганизующим, дезориентирующим фактором, а усложненная цель к тому же нереальна для достижения. Перспективность и социальная значимость цели отражают непрерывный характер поступательного движения, развитие учебного заведения как сложной педагогической системы.
Принцип кооперации и разделения труда обусловливает опору управленца на общественные организации учебного заведения, на коллективное творчество и коллективный разум при реализации всех намеченных планов. В соответствии с этим принципом стремление руководителя все сделать самому — составить план работы, организовать его выполнение, единолично контролировать деятельность всех исполнителей — недопустимо.
Реализация принципа функционального подхода также является условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе обновления, уточнения и конкретизации функций (т.е. действий, деятельности) исполнителей.
Должностные инструкции, правила трудового распорядка, научно обоснованные требования к учебно-воспитательной деятельности учителя не могут быть неизменными. Косность, шаблон, стереотипы порождают формализм, который выражается в предпочтении привычных, легких и «удобных» форм организации деятельности вопреки ее смыслу и сути.
Последний из рассматриваемых нами принципов — принцип комплексности — предполагает сочетание целевой направленности управленческой деятельности и ее полифункциональности. Например, при разрешении конфликтной ситуации руководитель принимает целенаправленное решение (цель — помощь сторонам в оценке ситуации и последствий конфликта и обеспечение конструктивного выхода из конфликта), реализуемое в комплексе различных управленческих действий (педагогический анализ ситуации и действий участников конфликта, регулирование ситуаций, возникающих впоследствии, и т.д.). Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных воздействий, и данный принцип составляет его суть.