Раздел 1. Тема 1: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Отношения в сфере образования регулируются нормами административного, гражданского, трудового, земельного, налогового, бюджетного и т.д. законодательства. Совокупность норм законодательства, направленных на регулирование образовательных отношений, обозначается как комплексное образовательное законодательство; как образовательное право (ОП) – совокупность норм поведения, установленных государством или от его имени для урегулирования образовательных правоотношений; как совокупность нормативных актов, регулирующих соответствующие отношения; как отрасль права (совокупность норм права, содержащихся в нормативных актах). Предметом правового регулирования ОП являются соответствующие общественные отношения – образовательные правоотношения.
1. Предметправового регулирования ОП:– образовательные правоотношения.
Образовательно-правовые понятия, характеризующие образовательные правоотношения (см. ст.2 ФЗ-273):
1) образовательные отношения – совокупность общественных отношений по реализации прав граждан на образования, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ;
2) отношения в сфере образования – образовательные отношения + общественные отношения, связанные с образовательными отношениями;
3) общественные отношения, связанные с образов отношениями - правовые отношения, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование – отношения по финансовому обеспечению, созданию, реорганизации, ликвидации образовательных организаций и др.
2. Субъектыобразовательных правоотношений: – физические + юридические лица, наделённые взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования.
Образовательно-правовые понятия, характеризующие субъектный состав образовательных правоотношений (ФЗ-273, ст.2):
1) участники образовательных отношений – а) обучающиеся и родители несовершеннолетних обучающихся; б) педагогические работники и их представители; в) организации, осуществляющие образовательную деятельность;
2) участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений + федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления + работодатели и их объединения;
Понятия, характеризующие субъектный состав организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ФЗ-273, ст.2):
1) образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации + организации, осуществляющие обучение + индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность;
3) организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности
3. Объект образовательных правоотношений – действия всех субъектов образовательных правоотношений, обеспечивающие новые качества и свойства обучающихся в результате освоения образовательных программ.
4. Принципы образовательного права в РФ (принципы отрасли права согласуются с конституционно-правовыми нормами: см ст.43 Конституции РФ ):
1) общедоступность образования; 2) общеобязательность основного общего образования; 3) бесплатность дошкольного, основного общего, среднего профессионального и на конкурсной основе высшего профессионального образования; 4) государственная социальная помощь обучающимся; 5) свобода выбора в образовании; 6) светский характер образования.
5. Источники образовательного права –формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу образовательно-правовые нормы: нормативные документы и договоры, содержащие общезначимые нормы, регулирующие отношения в области образования, включающие:
1) международно-правовые акты, договоры и соглашения (Всеобщая декларация прав человека, 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах – ст. 13, 1966 г., Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, 1960 г.; Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989 г.; Болонская декларация, 1999 г. и др.);
2)внутригосударственные нормативно-правовые акты РФ:Конституция РФ, 1993 г.(ст. 43); Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 г.; ФГОСы; Трудовой Кодекс РФ; Гражданский Кодекс РФ и др
6. Основные образовательно-правовые понятия:
образование, конституционное право на образование, доступность образования, светский характер образования, образовательная деятельность, образовательные отношения, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная программа, учебный план, обучающийся, образовательная организация, педагогический работник, уровень образования, формы получения образования, формы обучения, виды образования, типы образовательных организаций, общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение, качество образования, лицензирование, государственная и общественная аккредитация образовательной деятельности.
Цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования:
Правовое регулирование отношений в сфере образования осуществляется в целях реализации прав человека на образование и создания условий для развития системы образования. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование; 2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ; 3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования; 4) определение правового положения участников отношений в сфере образования.