Рассмотрим эти характеристики подробнее.
Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
Глава 6. Основы целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
6.1. Основы целостного педагогического процесса в группах дошкольного возраста
Что такое педагогический процесс?
В современной педагогической науке существует несколько разно образных точек зрения на понимание сущности педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, Б. П. Битинас, З. И. Васильева, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина и др.).
ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ
Педагогический процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.
Такое общее определение дает возможность выделить ведущие характеристики и особенности педагогического процесса детского сада.
Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются:
1—целенаправленность;
2—целостность;
3—наличие связей между участниками;
4—системность и процессуальность (деятельностный характер).
Рассмотрим эти характеристики подробнее.
1. Целенаправленность педагогического процесса. Всеми авторами педагогический процесс рассматривается как процесс по достижению особых педагогических целей.
Однако сама цель педагогического процесса понимается по-разному.
Характер целей педагогического процесса детского сада обусловлен современными тенденциями развития педагогической науки и практики дошкольного образования.
В самом общем виде характеристика цели педагогического процесса определяется рядом простых вопросов: зачем ребенку нужен детский сад? для чего родители приводят ребенка в дошкольное учреждение?
Современная философия образования, тенденции развития детской психологии и дошкольной педагогики позволяют рассматривать ДОУ как уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром — опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям. В дошкольном возрасте происходят процессы, которые позволяют детям открывать мир для себя и одновременно раскрывать себя миру. Поэтому цели педагогического процесса детского сада, впервую очередь, связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия
. В связи с этим собственно педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.
Причины появления целей педагогического процесса понимаются в современной педагогике неоднозначно:
- от диктуемого социального заказа общества
- до следования личностным потребностям и интересам ребенка.
Для педагога важно знать, что цели педагогического процесса образуются путем соединения в единой точке следующих четырехсоставляющих:
1—ценностная позиция педагога. Цели педагогического процесса определяются особенностями вашей педагогической позиции, вашей интерпретацией философии детства, своеобразием вашего ценностного отношения к ребенку, вашего понимания приоритетных задач дошкольного образования;
2—целевые установки образовательного учреждения. Цели педагогического процесса определяются теми нормативными документами, и в которых заложен социальный заказ на то, каким хочет видеть общество выпускника данного образовательного учреждения;
3—учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей. Цели педагогического процесса определяются индивидуальными особенностями воспитанников. Имеющийся в арсенале педагогической науки и практики современный диагностический инструментарий, педагогическая интуиция и мастерство педагога позволяют изучать воспитанников, корректировать цели их развития и воспитания, по сути, превращая педагогический процесс в индивидуальный образовательный маршрут ребенка;
4—учет социальных запросов родителей.Цели педагогического процесса определяются с учетом того, как видят родители пребывание своего ребенка в детском саду. Это может быть желание присмотра и ухода за ребенком, организации его общения и игр со сверстниками, раннего специального обучения и подготовки к школе.
2. Целостность педагогического процесса.11ДО
Одной из ведущих характеристик педагогического процесса является его целостность.