Современная классификация детских игр.
Игра — один из видов человеческой деятельности, необходимый для нормального психического развития. В игре человек приобретает и совершенствует жизненный опыт, вырабатывает и шлифует свои умения и навыки.
У детей игра — ведущий вид деятельности, в который вовлекаются все стороны личности ребенка: он много двигается, говорит, воспринимает, думает, активно работают его психические процессы. Игра требует от ребенка волевых усилий.
Изучению проблемы игры посвящены многие исследования педагогов и психологов. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Т. Е. Конникова, Д. Б. Менджерицкая, Р. И. Жуковская и др.). Другие изучают особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, 3. М. Богуславская и др.). Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (Т. А. Маркова, Н. А. Сакулина, Н. А Ветлугина и др.).
Игра направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и их познание. Тем самым игра рассматривается как социальная деятельность по своему происхождению, направленности, содержанию и характеру.
В педагогике наибольшее распространение получила классификация игры П. Г. Саморуковой, включающая две большие группы:
— творческие (придуманные самими детьми);— игры с готовым содержанием и правилами (взрослые—для детей).
В свою очередь обе эти группы игр имеют свои разновидности:
1) творческие:— сюжетно-ролевые (основной вид творческих игр);
— строительно-конструктивные (дети специальным образом отражают свое впечатление об окружающем мире);— игры-драматизации (творческое воспроизведение содержания литературных произведений).
2) дидактические:— подвижные;— музыкальные;— игры-развлечения;
— игры-забавы.
Игра любого вида — деятельность осмысленная и целенаправленная, в ней есть значимая цель: накормить, полететь, увернуться и т. п. Характер целей меняет-ся в зависимости от возраста: от подражательных до обдуманных, осмысленных. Для реализации игровых целей ребенок отбирает необходимые ему средства (игрушки), совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с окружающими. Это говорит о целенаправленном, осознанном характере игры.
Единство социальной и биологической природы игры — важное положение теории игры. По И. П. Павлову, человеку присущ ряд врожденных свойств, чрезвычайно важных для его существования. Среди них — потребность в активности, движении, «безотчетном стремлении к пониманию окружающего» (ориентировочно-исследовательский рефлекс), потребность в общении с себе подобными и склонность к подражанию. Эти свойства побуждают ребенка к игре. Но возникнуть и получить свое развитие игра может лишь при определенных социальных условиях.
Сюжетно-ролевые игры возникают на третьем году жизни. Им характерны такие черты, как эмоциональная насыщенность, увлеченность, активность, творчество.
Под сюжетом игры понимают систему событий, объединенных жизненно мотивированными связями, которые разворачиваются в игре. В сюжете раскрывается содержание игры, т. е. характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Основной стержень сюжетно-ролевой игры — роль, реализация которой означает, что ребенок в своем сознании отождествляет себя с тем или иным человеком и действует от его имени, т. е. соответствующим образом действует с предметами, а также вступает в разнообразные отношения с другими играющими. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомимике.
Дидактические игры направлены на развитие умственной деятельности детей, углубление и расширение знаний и представлений об окружающем. К дидактическим играм относятся логопедические игры, направленные на развитие мышления, творческого начала у дошкольников с нарушениями речи.
Конструктивные игры — одна из разновидностей творческих игр. В них дети отражают окружающий предметный мир: вещи, сооружения и т.д. Они самостоятельно возводят различные постройки, отражая в них свои знания и впечатления. Образцы предметов и сооружений передаются в весьма обобщенной и схематизированной форме. Конструктивные игры способствуют накоплению умений практически действенной ориентировки в пространстве, развивают способность оценивать свойства и качества вовлекаемых в игру материалов, планировать последовательность своих действий.
Игры с готовыми правилами и содержанием предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка: музыкальный слух, упражнение в правильном звукопроизношении, счетные навыки и т. д.
Основными особенностями таких игр являются:
— наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются, решаются через игровые действия;
— действия и отношения играющих регламентируются правилами;
— наличие правил и готового содержания позволяют детям самостоятельно организоваться и проводить игру;
— воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле,
игровых действиях и правилах и не выступает для детей как самостоятельная задача.
К играм с готовыми правилами и содержанием относятся подвижные игры, являющиеся средством физического воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. В ходе подвижных игр дети обучаются выполнять различные роли. Стимулом к выполнению игровых действий являются речевые сигналы, поступающие от взрослого.