Заболевания, которым подвержен ребёнок
• Дети, которые страдают хроническими заболеваниями, в том числе такими, как умственные ограничения или эмоциональные расстройства, имеют физические недостатки или отстают в развитии, подвержены более высокому риску жестокого обращения.
• Высокому риску подвержены и недоношенные дети. Они часто болеют и постоянно требуют родительского внимания.
Для того чтобы собрать информацию по этому переменному фактору, можно организовать прямое наблюдение за ребенком в различных ситуациях, а также расспросить родителей о поведении и потребностях ребенка и о том, как они все это воспринимают.
Особенности родителей
Существует три фактора, которые отражают особенности поведения родителей и играют важную роль в оценке уровня риска насилия над детьми и неудовлетворения их потребностей:
1) готовность родителей признать случай жестокого обращения или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка и принять меры к его защите;
2) заболевания, влияющие на поведение родителей;
3) родительские навыки.
Далее каждый из этих факторов рассматривается более подробно.
Признание случая жестокого обращения с ребенком или неудовлетворения его основных жизненных потребностей; стремление защитить ребенка
Родители по-разному реагируют на обвинения в жестоком обращении с детьми или неудовлетворении их основных жизненных потребностей. Одни признают существование проблемы, готовы при содействии специалиста обсудить причины, которые привели к ее возникновению. Другие отрицают существование проблемы, и рассчитывать на то, что они защитят ребенка, нельзя.
Степень готовности родителя вмешаться в ситуацию в интересах ребенка и устранить условия, приведшие к жестокому обращению с ним и неудовлетворению основных жизненных потребностей, является важнейшим фактором оценки уровня риска.
Присутствие ответственного родителя или другого воспитателя, который может повлиять на изменение опасной ситуации, значительно сократит уровень риска, даже если речь идет о возможности серьезного насилия над ребенком или неудовлетворения его жизненных потребностей. Например, ребенок может остаться в семье, где условия его проживания не соответствуют минимальным стандартам, если под постоянным контролем со стороны сотрудников органов защиты детства мать в кратчайшие сроки определит его в детский сад, согласится принять услуги по улучшению жизнедеятельности семьи, начнет посещать занятия психолога, занятия по программе обучения родительским навыкам. Аналогичным образом, ребенок может остаться под опекой матери с умственными ограничениями, если проживающая по соседству бабушка согласится присматривать за ним и следить за тем, как ее дочь справляется с выполнением своих родительских обязанностей.
Ребенок подвержен меньшему риску, если у родителей отмечаются следующие конструктивные схемы поведения:
• Вербальные и эмоциональные реакции родителя указывают на то, что он
переживает из-за полученной ребенком травмы и чувствует свою вину и ответственность за жестокое обращение с ним.
• Родитель демонстрирует искреннее сочувствие ребенку и выказывает желание не причинять ему вреда.
• Родитель проявляет готовность сотрудничать со специалистом и принять от него помощь с целью не допустить повторения случаев жестокого обращения с ребенком, неудовлетворения его основных жизненных потребностей.
• Родитель допускает жестокое обращение с ребенком только в ситуациях, когда он находится под воздействием сильного стресса, а в отсутствие такого стресса нормально справляется со своими родительскими обязанностями и проявляет эмпа-тию к ребенку.
• Второй родитель, не виновный в жестоком обращении с ребенком, эффективно осуществляет действия, направленные на защиту ребенка.