Карта профконсультации учащегося
Ф.И.
Возраст___________Школа___________Класс________________________________
Состояние здоровья: а) здоров;
б) функциональные отклонения; в) хронические заболевания.
Заключение подросткового врача ____________________________________________
Информированность о мире профессий: а) достаточно полная;
б) недостаточная; в) отсутствует.
Наличие профессионального плана: да; нет.
Профессия: а) основная_____________________________________________________
б) запасная _______________________________________________________________
в) тип учебного заведения __________________________________________________
г) тип производства________________________________________________________
Уровень самооценки____________________
Коэффициент положительной самооценки Кс + = _______________________________
Коэффициент критичности Кк - =_____________________________________________
Интересы _________________________________________________________________
Склонности _______________________________________________________________
Коммуникативные склонности: а) показатель________
б) оценка__________________ в) уровень проявления
Организаторские склонности: а) показатель________
б) оценка_________________ в) уровень проявления
Темперамент_____________________________________________________________
Память__________________________________________________________________
Внимание ________________________________________________________________
Мышление _______________________________________________________________
ДДО ____
Тест Голланд____________________________________________________________
«Перекрёсток» ___________________________________________________________
Общее заключение о профвыборе
Подпись профконсультанта Дата____________________
На завершающем этапе производится оценка индивидуальных возможностей учащихся через углубленную диагностику. Диагностика профессиональных намерений позволяет уточнить планы на будущее и пути их реализации. Предметно-профессиональное консультирование дает внутреннюю уверенность в правильности своего выбора. Формируется портфолио. Профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учащихся.
Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители.
Исходя из этой проблемы возникает резонный вопрос - каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации.
Родители и учащиеся совместно анализируют собственные полученные результаты. Им предлагается самим сделать выводы об уровне готовности ребят к дальнейшему обучению. Если при этом они понимают, что у подростка есть определенные трудности, и они не могут с ними самостоятельно справиться, то предлагается обратиться за помощью к специалистам педагогам, психологу и т. д.
В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10 классе.
Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.
Основная цель работы психолога в 10 классе - способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
Задачи:
* совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
* отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
* психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
Психолого-педагогическая подготовка учителей, работающих в 10 классах проходит в виде семинаров о психологических особенностях протекания периода адаптации у десятиклассников.
Психологическая диагностика уровня адаптации десятиклассников необходима для того, чтобы вовремя определить, как себя чувствует в классе каждый подросток и наметить пути оказания помощи, если что-то не складывается в учебе и во взаимоотношениях со сверстниками.
Для диагностики использовались следующие методики: Шкала тревожности, разработанная по принципу "Шкалы социально-ситуационной тревоги" Кондаша. Преимущество шкал такого типа заключается в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги. Шкала тревожности позволяет определить у школьников уровни школьной, самооценочной и межличностной тревожности. Индекс групповой сплоченности Сишора. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.
С результатами исследования педагоги и родители могут ознакомиться на индивидуальных консультациях. Также практикуется проведение родительских собраний совместно с детьми, где родители и подростки совместно анализируют собственные диагностические данные. С помощью психолога они стараются понять причину полученных результатов и как их можно использовать для дальнейшего развития! ребенка. Такая форма представления результатов исследования является наиболее плодотворной для последующего личностного развития подростка.
Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении выявленная высокая тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то в случае высокой тревожности, связанной с конфликтностью самооценки - на коррекцию самооценки, внутренних конфликтов.
Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Повторная диагностика. Знакомство педагогов и родителей с ее результатами и рекомендациями. После повторной диагностики подростков с низким уровнем адаптации на индивидуальных консультациях проводится знакомство родителей, педагогов и подростков с результатами исследования. К моменту окончания школы ученик 11 класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие "психологической готовности" предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.
Основной целью психолога при работе с 11 классом является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.
Задачи:
* определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
* проведение развивающей работы с учащимися;
* психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выпускном классе. Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения - создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
В КОНЦЕПЦИИ профильного обучения поставлена задача создания условий для дифференциации и индивидуализации обучения школьников с широкими возможностями построения учащимися индивидуальных образовательных программ. Актуальность проблемы профориентационной работы для нашей области в целом определяется негативными тенденциями на рынке труда, связанными с высоким уровнем молодёжной безработицы (по ряду профессий ставшем чрезвычайно высоким).
1. Как показали исследования особенностей профессионального выбора выпускников школ, проводимые Белгородским городским центром занятости в течение ряда лет, значительная часть выпускников школ не имеет профессиональных планов вообще и существует тенденция к увеличению их доли.
Это ставит новые задачи профориентационной работы в школе:
1. Системность профориентационной работы на уровне учебного заведения, отдельного учащегося;
2. Включение всех субъектов профориентации в активную работу (сами учащиеся, их родители, преподаватели, специалисты, другие значимые лица);
3. Профориентационная работа должна «пропитать» учебный процесс. Для реализации этого при подаче материала, закреплении достаточно указать на связь полученной информации с профессиональной деятельностью (например, на лабораторной работе по физике по теме «Электричество» указать, что выполняемой учащимися работой по монтажу электрических цепей профессионально занимается электрик).
В нашей школе такая работа ведётся только третий год, поэтому ещё не всё учтено при составлении программы профориентационной работы. Но есть и свои положительные результаты: при выборе дальнейшего профиля обучения выпускники школы учитывают не только финансовые возможности родителей, но и свои профессиональные способности и желания.
Литература:
1. Арефьев И.П. Технология. Профориентация. Тесты. – М.: ИЗД. НЦ ЭНАС, 2005
2. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 46. - 2000. - С. 8.
3. Дубровина И. В. Практическая психология образования. - М.: ТЦ "Сфера",. 1998. - 528 с.
4. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 184 с.
5. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. -М.: Генезис, 2000. -128 с.