Правила организации процесса обучения
Этапы обучения
1 этап – выявление потребности пациента и его семьи в обучении, оценка исходного уровня знаний и умений пациента и (или) его близких, готовности к обучению.
2 этап – интерпретация проблем пациента, связанных с дефицитом знаний и умений.
3 этап – определение целей, планирование, определение сфер, методов обучения.
4 этап – реализация плана.
5 этап – оценка результатов обучения.
Этап
Перед началом обучения нужно оценить состав аудитории и потребность контингента (индивида) в обучении. Необходимо выяснить какими знаниями по данному вопросу он обладает, каким объемом умений владеет. Следует учитывать такие факторы, как возраст, уровень образования, физическое состояние пациента. Психологический возраст – это качественно особый этап развития, зависящий и от уровня личностной зрелости (Таблица 1). Готовность к обучению может зависеть и от факторов, мешающих сосредоточиться – беспокойство, боль, усталость, жажда и др.
Таблица 1
Возраст | Психологические особенности | Особенности обучения |
Дошкольный | Нет осознания болезни, необходимости лечения. Беспокойство в отрыве от матери, привычных условий | Обучать совместно с близкими людьми, на фоне ласкового, теплого общения, с использованием игровых методов |
Подростковый | Нежелание знать последствия заболевания, притязательность на взрослость | Делать упор на самостоятельность. Уважать как личность, сочетая требовательность с мягкостью и пониманием. Ориентировать на возможный неблагоприятный исход |
Зрелый | Осознание факта болезни. Возможен «уход в болезнь», использование болезни в своих интересах | Приемлемы все способы и методы обучения с учетом уровня образования, интеллектуального развития. При необходимости привлекать при обучении психолога |
Старческий | Снижение памяти, внимания, зрения, слуха. Беспомощность, обидчивость, недоверие, чувство одиночества | Вселять уверенность в благоприятный исход. Учитывать уровень личностной зрелости, образования и интеллектуального развития. Обучать терпеливо, привлекая родственников |
Этап
Пациент (его родственник) может сам осознавать наличие проблемы ее выявляет медицинская сестра. Проблема называется четкой, понятной фразой. Например:
· дефицит знаний о рациональном питании;
· неумение измерять и контролировать у себя артериальное давление;
· неумение выполнять инъекцию и др.
Этап
Цель обучения должна содержать три компонента:
· что предстоит сделать пациенту («должен знать», «должен уметь» и т.д.);
· временные рамки: дата или интервал времени;
· с кем, при помощи чего – условие (с помощью инструктора, самостоятельно и т.д.).
План обучения составляется индивидуально с использованием конкретных способов, методов и приемов обучения.
Этап
Сотрудничество медсестры и пациента на данном этапе – залог успеха. Лучший вариант – индивидуальные занятия, или занятия малыми группами. На проведение обучения влияют различные факторы:
· благоприятная окружающая обстановка - свободное время, оптимальная температура в помещении, тишина, удобная мебель, достаточное освещение и т.д.;
· творческий подход к обучению, использование наглядности, различных методов обучения, обучение в виде ролевых игр;
· доброжелательное отношение медицинской сестры, искреннее желание помочь обучаемому;
· хорошая дикция медицинской сестры, способность ясно, четко, полно излагать материал;
· постоянный контроль приобретенных знаний, поощрение вопросов.
5 этап –завершающий. Получив согласие пациента, необходимо попросить его продемонстрировать приобретенные умения. Пациенту следует сообщить результат сестринской оценки: насколько успешно он справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение конкретным навыкам завершенным.
Важна не только сестринская оценка, но и самооценка, которая может быть:
· адекватной – совпадать с мнением медсестры;
· неадекватной – завышенной или заниженной;
· нестабильной – то доволен, то не доволен.