И 11И11011ИМ Кр<М1КО-К)МШКО.
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Интегрированное обучение
По учебному пособию
для начальных классов специальных
общеобразовательных школ
А. Н. Коноплёвой, Т. Л. Лещинской «МЫ УЧИМСЯ И РАЗВИВАЕМСЯ»
М о з ы р ь
ООО ИД «Белый Ветер»
2 004
УДК 376.3 ББК 74.3
П37
Серия основана в 2004 году
Автор-составитель О. И. Луговская
Рецензенты:
канд. пед. наук, доц., директор Центра специального образования Научно-методического
учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования
Республики Беларусь Т. Л. Лещинская;
методист высш. категории Центра специального образования Научно-методического
учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования
Республики Беларусь В. И. Олешкевич
Планы-конспекты коррекционно-образовательных занятий П37 в начальной школе: Интегрированное обучение / Авт.-сост. О. И. Луговская. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. — 58 [2] с. — (Серия «Учимся и развиваемся».)
ISBN 985-486-014-0.
Планы-конспекты коррекционно-образовательных занятий составлены на основе программы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и школ для детей с трудностями в обучении; программы 12-летней общеобразовательной школы с русским языком обучения и согласно структуре учебного пособия для начальных классов специальных общеобразовательных школ А. Н. Коноплёвой, Т. Л. Лещин-ской «Мы учимся и развиваемся» (Мн., 2000). Материал разработан учителем-дефектологом Кадинской СШ Могилевского района О. И. Луговской.
Рекомендуется учителям-дефектологам пунктов коррекциовно-педагогической помощи и классов интегрированного обучения.
УДК 376.3
______________________________________________________________ ВВК 74.8
Учебное издание
Серия «Учимся и развиваемся»
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Интегрированное обучение
Автор-составитель Луговская Ольга Ивановна
Ведущий редактор Т. Д. Прокопенко. Редактор Е. Л. Сереейчик. Технический редактор И. А. Доманчук. Художник обложки О. Ф. Ерёменко.
Сдано в набор 05.12.2003. Подписано в печать 02.11.2004. Формат 60 x 84/16. Бумага офсетная № 1.
Гарнитура «Школьная». Печать трафаретная. Усл. печ. л. 3,49. Уч.-изд. л. 1,9. Тираж 1200 акз. Заказ 5304.
ООО ИД «Белый Ветер». Лицензия на иадательскую деятельность № 02330/0056758 от 27.01.2004.
247760, г. Мозырь, ул. Советская, 198.
Отпечатано ризографическим способом печати. ООО ИД «Белый Ветер». 247760, г. Мозырь, ул. Советская, 198. Тел./факс (02351) 2-51-03, 2-51-22. E-mail: [email protected]
© Луговская О. И., составление, 2004
ISBN 985-486-014-0© ООО ИД «Белый Ветер», 2004
Введение
Впроцессе развития общества меняется отношение к детям с особенностями психофизического развития (ОПФР).С 1995г. действует «Временное положение об интегрированном обучении».
Интеграция в системе образования обозначает создание единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с особенностями психофизического развития в условиях, максимально приближенных к обычной среде, с наименьшими ограничениями. Учителя в условиях интеграции могут использовать различные образовательные технологии и инновационные методики. Но само по себе совместное обучение обычных детей и детей с особенностями психофизического развития не решает всех проблем коррекции имеющихся недостатков, вопросов взаимодействия, формирования положительных межличностных отношений.
Приоритетным направлением специального образования является коррекционная работа. Суть решения коррекцион-ных задач — в исправлении или ослаблении имеющихся нарушений, в устранении того, что мешает учиться. Весь педагогический процесс должен иметь коррекционную направленность, способствующую решению следующих проблем в отношении ребенка с ОПФР:
— формирование положительной «Я-концепции»;
— обеспечение успешной ориентации учащихся в окружающем мире;
— формирование навыков социального взаимодействия;
— формирование нравственных установок и ценностных ориентации.
Особая роль в решении этих вопросов отводится коррек-ционно-образовательным занятиям, которые проводятся 4 раза в неделю в классах интегрированного обучения или пунктах коррекционно-педагогической помощи.
Как не превратить эти занятия в дополнительные по устранению «пробелов» в изученном материале? Как спланировать занятия, чтобы детям было доступно и интересно? Как помочь социализации учащихся?
Мы должны помнить о том, что в жизни каждого ребенка особенно важен первый, хотя бы небольшой, успех в жизни.
От этого зависит, в каком направлении пойдет формирование «Я-концепции» ребенка: позитивное развитие или жизнь с постоянными срывами и неудачами. Не менее важным направлением является формирование у ребят навыков коммуникативного поведения, что станет способом сглаживания последствий социальной или сенсорной депривации.
«Планы-конспекты коррекционно-образовательных занятий в начальной школе» составлены с опорой на ценный материал пособия А. Н. Коноплёвой и Т. Л. Лещинской «Мы учимся и развиваемся». Хочется надеяться, что такие занятия помогут в работе учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения или пунктах коррек-ционно-педагогической помощи. В свою очередь вся работа позволит компенсировать у ребят недостатки речевого развития, сформировать речевое поведение, наладить межличностное общение и партнерские взаимодействия между детьми, восполнить пробелы в школьном образовании.
Тема: МАМА — ЛУЧШИЙ ДРУГ
Задачи:
■ воспитывать любовь к маме, стремление во всем помогать ей;
■ прививать интерес к хозяйственной работе;
■ развивать мелкую моторику рук, память.
Ход занятия
I. Организационный момент.
«Угадай, о ком мы будем говорить».
Определить первые звуки в словах-картинках и составить из них слово:
мышь, арбуз, морковь, автобус. (Мама.)
II. Игра "Кто больше".
Подобрать «добрые слова» — прилагательные к слову «мама».
III. Работа в парах. Чтение стихотворения по ролям:
Маринка
— Мам, — кричит Маринка, — Где моя косынка?
— Мам, — кричит Маринка, — Где моя резинка?
— Мам, на праздничный букет Сделан бантик или нет?
Брат за пышную косичку Повернул к себе сестричку:
— Больно опросы велики,
А у мамы две руки.
В. Орлов
— О чем Маринка спрашивала у мамы?
— Что ей сказал брат?
— Почему он так сделал?
IV. Игра «Цепочка».
Записать словосочетания на тему «Как помочь маме». (Ребята по цепочке записывают словосочетания на доске, затем — у себя в тетрадях.)
V. Пальчиковая гимнастика [1, с. 33]*:
* В квадратных скобках указаны номера источников на с. 60, рекомендуемых для использования.
Мы белье стираем
Мы белье стираем, Маме помогаем. Чтобы было чисто — Прополощем быстро. Сильно-сильно отожмем, Пиру раз его встряхнем, Л потом нопьмем прищепки
И 11И11011ИМ Кр<М1КО-К)МШКО.
VI. Работа по книге.
Работа в правах "Кто больше увидит" (с. 26)*. После 30 секунд рассматривания иллюстраций ребята за-крывают книгу и рассказывают (или записывают), что увидели. «Что я ужи умею делить» (с. 27).
VII. Разучивание стихотиворения-чистоговорки:
Мама Милу мылом мыла, Мила мыло ие любила.
VIII. Практическая работа.
Чистка картофеля, пришивание пуговиц, стирка белья (по желанию).
IX. Обобщение.
X. Рефлексия.
— Какие слова помогут рассказать о том, как вы любите свою маму?
— Как вы будете помогать маме?
Тема: НАШИ ЛЮБИМЦЫ
Задачи:
■ уточнять и расширять знания детей о диких и домашних животных;
■ воспитывать любовь к животным, стремление заботиться о них;
■ развивать эмоциональную сферу, память.
Ход занятия
I. Организационный момент,
— Запомним секреты общения:
1. Называйте друга по имени — и он будет обращаться к вам так же.
* В круглых скобках указаны номера страниц пособия А. Н. Ко-ноплёвой, Т. Л. Лещинской «Мы учимся и развиваемся» (Мн., 2000).
2. Будьте вежливы — и у вас будет много друзей.
3. Любите животных — и они ответят вам своей любовью.
II. Беседа «Что значит любить животных?».
— Есть ли у вас дома животные?
— Как вы с ними обращаетесь?
— Видели ли вы бездомных, брошенных животных?
— Почему так происходит?
III. Чтение стихотворения (с показом мягкой игрушки):
Котенок
Я нашла в саду котенка, Он мяукал тонко-тонко. Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили, Или в дом пустить забыли, Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный, Лужи серые везде... — Так и быть, зверек несчастный, Помогу твоей беде!
Я взяла его домой, Покормила досыта, Скоро стал котенок мой — Загляденье просто! Шерсть — как бархат, Хвост — трубой-До чего ж хорош собой!
Е. Благинина
— Приходилось ли вам проявлять заботу о бездомных
животных? Как?
IV. Работа по книге.
«Различие диких и домашних животных» (с. 22). «Покорми своих любимцев» (с. 23).
V. Игра «Изобрази — мы отгадаем».
Вытянуть карточку с названием животного и изобразить его (лошадь, корова, медведь, заяц, кот, собака).
VI. Заучивание наизусть стихотворения и обыгрывание его
при помощи игрушек:
Зайка учится читать
Зайка азбуку учил, Зайка буквы позабыл.
Тут заплакал наш зайчонок. Подошел к нему котенок, Говорит: «Не плачь, косой, Буквы выучим с тобой».
— Кто из детей вашего класса спешит на помощь, как и котенок из стихотворения?
— Почему вы так думаете? (Всегда помогает тому, кому трудно.)
VII.Работа по книге (с. 64).
Игра «Кто быстрее?»: найти двух одинаковых мышат.
VIII.Разгадывание кроссворда:
1. Человеку мило, а мышам зло. (Кот.)
2. В воде жива, на суше мертва. (Рыба.)
3. Синяя простыня весь мир покрывает. (Небо.)
4. Длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрите. (Лиса.)
5. Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет — она знать дает. (Собака.)
6. Из-под куста хватыш. (Волк.)
7. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)
8. Бела — не снег, зелена — не луг, кучерява — не человек. (Береза.)
9. Не доктор, а деревья лечит. (Дятел.)
— Какие слова-отгадки относятся к теме нашего занятия?
— На какие две группы можно разделить животных, названия которых вы отгадали?
IX. Обобщение.
X. Рефлексия.
— Из четырех изображенных медвежат выберите того,
который соответствует вашему настроению.
(Схематическое изображение: медвежонок плачущий, нахмуренный, серьезный, улыбающийся.)
Тема: ДАРЫ ЛЕСА
Задачи:
■ расширять знания детей о важности леса в жизни человека, прививать бережное отношение к природе;
■ развивать воображение, умение описывать явления природы, используя прилагательные.
Ход занятия
I.Организационный момент.
— Закройте глаза, послушайте звуки леса и представьте
себе, что вы на лесной солнечной полянке. (Звуконоситель,
музыкальная запись.)
II.Чтение стихотворения:
Зеленый друг Там пишем мы подчас И говорим про лес. И в час досуга Мы навестить всегда готовы друга: — В лес, в лес! — И он одаривает нас Всем, чем богат. Там травы до колен, А там грибы... Не сбейся только с круга. Но честно ль это, все забрать у друга И ничего не дать ему взамен?
С. Вику лов
— Вдумайтесь в смысл двух последних строк. Что имеет в виду автор?
— Почему это не честно?
— А что мы можем дать лесу взамен его даров?
III.Игра «Поход в лес» (с. 48).
Выбрать картинки, на которых изображено то, что можно взять из леса безболезненно. (Грибы, ягоды, белка, подснежники, ландыши, шишки, еж и т. д.)
IV. Игра «Кто внимательнее?».
Отгадать загадки, отгадки записать на доске:
1. Кто Зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)
2. У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб.)
3. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)
4. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
V. Коллективная работа.
Составление и распространение предложений со словами-отгадками.
VI. Пальчиковая гимнастика [1, с. 33]:
Черепаха
Медленно ползет бедняжка, По тропинке черепашка. Только к речке доползла, Быстро, быстро поплыла.
VII.Работа в парах. Диалог. Чтение стихотворений по ролям:
Лис и мышонок
— Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
— Землю копал.
— Для чего землю копал?
— Норку делал.
— Для чего норку делал?
— От тебя, лис, прятался.
— Мышонок, я тебя подстерегу.
— А у меня в норке спаленка.
— Кушать захочешь — вылезешь.
— А у меня в норке кладовочка.
— Мышонок, я ведь твою норку разрою.
— А я от тебя в отнорочек, и был таков.
Белкины карманы
— Белка, где твой склад грибов?
— По карманам у дубов.
— Где домишко твой?
— В сосне.
— А постель?
— Постель на мне.
VIII. Игра «Отгадай, кто я».
Один ребенок (по желанию) изображает животное, а остальные должны отгадать.
IX. Игра «Четвертый лишний».
(Рисунки с изображением грибов. Среди четырех картинок ребята находят одну лишнюю: картинку со съедобными грибами или несъедобными.)
Распределить грибы на съедобные и несъедобные (с. 123).
Затем учитель читает стихотворение:
Чья корзина тяжелее
Ходили два приятеля,
Ходили по грибы.
Ходили да ходили,
Устали от ходьбы.
В одну ходили сторону,
И поровну прошли,
Да только вот не поровну,
Не поровну нашли.
В одной корзинке — белые.
И все, как на подбор.
В другой — один-единственный
Трухлявый мухомор.
Сказал второй приятель:
— Ну что ж, не повезло,
Зато мою корзинку тащить не тяжело.
Идут они обратно,
Идут они домой,
Бежит вприпрыжку первый,
За ним бежит второй.
Бежит вприпрыжку первый
С добычею в руке,
Второй едва плетется,
Хоть он и налегке.
Сказал второму первый,
Прощаясь у дверей:
— Пустая-то корзинка,
Выходит, тяжелей.
Б. Заходе
— Какая же корзинка тяжелее? Почему?
X. Обобщение.
XI. Рефлексия.
— Подарим белочке шишку. Ее величина зависит от ваше
го сегодняшнего настроения. (Рисунок.)