Предметно-практическая сфера

Профессионально важные компоненты Баллы
Умения осуществлять педагогическую диагностику 1 2 3 4 5 6 7
Умения дидактические 1 2 3 4 5 6 7
Умения воспитательной работы 1 2 3 4 5 6 7
Умения научно-методической работы 1 2 3 4 5 6 7
Умения работать с родителями учащихся 1 2 3 4 5 6 7
Умения сотрудничать с коллегами 1 2 3 4 5 6 7
Умения общаться с коллегами, учащимися и их родителями 1 2 3 4 5 6 7
Умения осуществить презентацию своих достижений 1 2 3 4 5 6 7
профессиональное этическое поведение 1 2 3 4 5 6 7
Умения работать над собой, заниматься самосовершенствованием 1 2 3 4 5 6 7

Сфера саморегулирования

Профессионально важные компоненты Баллы
Педагогическая находчивость, 1 2 3 4 5 6 7
умение регулировать свою профессиональную деятельность, 1 2 3 4 5 6 7
умения регулировать свои психические состояния (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и др.) 1 2 3 4 5 6 7
умения регулировать взаимоотношения с коллегами, с учащимися и их родителями 1 2 3 4 5 6 7
умение осуществлять самооценку, определять свои достоинства и недостатки 1 2 3 4 5 6 7
умение осуществлять рефлексивные процессы 1 2 3 4 5 6 7

Экзистенциальная сфера

Профессионально важные компоненты Баллы
Педагогическая рефлексия (способность оценить свою позицию в педагогической ситуации) 1 2 3 4 5 6 7
педагогический оптимизм (вера в свои возможности как педагога, вера в возможности учащихся) 1 2 3 4 5 6 7
педагогическое самосознание (способность сознавать свои мысли, действия, поступки в педагогических ситуациях, направленность на самосовершенствование в педагогической деятельности) 1 2 3 4 5 6 7
психологическая автономность как самостоятельность, ответственность и самоуправляемость, субъектность педагогической деятельности 1 2 3 4 5 6 7
наличие «Я-концепции», выражающей профессиональную позицию, свобода и уверенность в своей педагогической позиции, 1 2 3 4 5 6 7
видение смысла педагогической деятельности (наличие профессиональных ценностей) 1 2 3 4 5 6 7
видение учащегося как одной из ценностей общества и наличие в качестве одной из важнейших целей педагогической деятельности формирование индивидуальности и личности ребенка в единстве   1 2 3 4 5 6 7

Интеллектуальная сфера

У испытуемого развито саногенное мышление и педагогическая импровизация, это говорит о том, что он креативен и оптимистичен.

Направления саморазвития: стоит уделить внимание педагогической эрудицию, вниманию и интуиции.

Мотивационная сфера

У испытуемого ярко выражены: стремление к профессиональному самосовершенствованию и самореализации, повышению педагогического мастерства; стремление к получению удовлетворения от самого процесса и результата педагогического труда.

Направления саморазвития: респонденту стоит повысить стремление к инновационной деятельности, принесению в этот мир чего-то нового и потребность в самореализации.

Эмоциональная сфера

У испытуемого сильно развита гибкость эмоциональных реакций, ярко выражены: эмоциональная привлекательность, открытость и стрессоустойчивость.

Направления саморазвития: стоит уделить внимание педагогической эмпатии.

Волевая сфера

Направления саморазвития: испытуемому стоит более уверенно стоять на своем, развить свои «бойцовские» качества.

Предметно-практическая сфера

Испытуемый не имеет проблем в работе и общении с коллегами, детьми и их родителями.

Направления саморазвития: поднять умения дидактичные и осуществления педагогической диагностики.

Сфера саморегулирования

Респондент способен регулировать свои отношения с окружением и, так же, регулировать свои психические состояния.

Направления саморазвития: улучшить способность регулирования проф. деятельности и умение осуществлять рефлексивные процессы.

Экзистенциальная сфера

Испытуемый верит в свои возможности и возможности учащихся, так же имеет свои профессиональные ценности.

Программа саморазвития: стоит уделить внимание педагогической рефлексии.

Программа саморазвития

№ п/п Область самопознания Результат Направления саморазвития
2.1. Мотивация обучения в ВУЗЕ (Т.Ильина). 1.Приобретение знаний -7.2 балла. 2.Овладение профессией - 5 баллов. 3.Получение диплома – 7.5 баллов.   Результаты самодиагностики показали, что доминирующим мотивом является мотив получения диплома. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. Стремиться овладеть профессиональными знаниями, формировать профессионально важные качества.
2.2. «Якоря карьеры». 1.Профессиональная компетентность - 5 баллов. 2.Менеджмент - 6 баллов. 3.Автономия - 6 баллов. 4.Стабильность места работы - 10 баллов. 5. Стабильность места жительства – 2 балла 6.Служение - 8 баллов. 7.Вызов - 6 баллов. 8.Интеграция стилей жизни - 8 баллов. 9.Предпринимательство - 1 балл.   По результатам самодиагностики, шкала стабильности места работы явно преобладает над остальными. Это означает, что для испытуемого важен поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией – его часто называют «человеком организации» – ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания, а так же для такого человека важны «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продуктов или товаров, защиты прав потребителей и т. п. Развивать свои способности и таланты в определенной области (научные исследования, техническое проектирование и т. д.), учиться работать с людьми.
2.3. Самодиагностика эмоционального выгорания по Бойко. 1.«Напряжение» Переживание психотравмирующих обстоятельств(Н-ППО) - 0 баллов; неудовлетворенность собой (Н-УС)-3 баллов; «Загнанность в клетку» (Н-ЗвК)- 0 баллов; Тревога и депрессия (Н-ТиД)-5 баллов; Общая сумма по фазе «Напряжение» - 8 баллов. 2. «Резистенция» Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (Р-НИЭР) - 10 баллов; Эмоционально-нравственная дезориентация (Р-ЭНД) - 15 баллов; Расширение сферы экономии эмоций (Р-РСЭЭ)-3 балла; Редукция профессиональных обязанностей (Р-РПО) - 28 баллов; Общая сумма по фазе «Резистенция» - 56 баллов. 3. «Истощение» Эмоциональный дефицит (И-ЭД) - 10 баллов; Эмоциональная отстраненность (И-ЭО) - 8 баллов; Личностная отстраненность (деперсонализация) (И-ЛОД) -10 баллов; Психосоматические и психовегетативные нарушения (И-ПиПН) - 0 баллов; Общая сумма по фазе «Истощение» - 28 баллов. У испытуемого не выражается профессиональное выгорание ни по одному из пунктов. Он пытается облегчить себе деятельность, за счет чего фаза «Резистенция» возросла до стадии формирования.   Разобраться с фазой резистенции, не стремиться облегчить себе жизнь и оградить себя от эмоциональных нагрузок.
2.4 Самодиагностика эмоционального интеллекта (по Холлу). 1.Эмоциональная осведомленность —высокий уровень EQ (34 балла) 2. Управление своими эмоциями – Низкий уровень EQ (25 баллов) 3.Самомотивация - высокий уровень EQ (33 балла) 4. Эмпатия - средний уровень EQ (28 баллов) 5. Управление эмоциями других людей – средний уровень EQ (28 баллов) Исследуемому несложно сохранять хорошиеотношения с окружающими. Обладает умеренно высоким уровнем мотивации. Действия субъекта направлены на поддержания самоуважения. С трудностями справляется успешно, однако в некоторых ситуациях можете быть подвержены эмоциям и тревоге. Формирование таких качеств как выдержку и самообладание.  
2.5 Самодиагностика уровня тревожности по Спилбергу и Ханину. 1.Ситуативная тревожность-42 балла (умеренная). 2. Личностная тревожность-43 балла (умеренная).   По результатам самодиагностики шкала личностной тревожности преобладает над шкалой ситуативной тревожности не на много Наладить взаимоотношения с окружающими, научиться быть независимым от мнения окружающих,научиться адекватно воспринимать критику в свой адрес,развивать "нравственно-волевые" качества.  

Вывод

В данной работе попытались разобрать психологический портрет педагога, психологический портрет его личности, дать оценку его личным качествам, провести несколько само-диагностик.

Таким образом, мы можем сказать, что личность человека – одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения – область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов. Но благодаря современным теориям и методам, мы можем дать примерную характеристику личности, описать ее наиболее банальные качества. Что позволяет нам проводить психо-коррекционные работы по устранению зловредных качеств и аспектов личности.

Ведь чем богаче личность, чем она развитее, тем полезнее становится обществу, особенно в рамках педагогической профессии.

Список литературы.

1.Ананьев Б.Г. Учебник по психологии. М.: ИПП, 1996. с.160

2.АсмоловА.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - [2-е изд.]. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.

3.Аркадий и Борис Стругацкие. «Сочинение: Творчество братьев Стругацких»

4.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.

5.Гурова Е.В. .Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб.пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 174 с.

6.Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.

7.Маралов В. Г.М 25 Основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. 15ВК 5-7695-0877-9

8.Маралов В. Г.М 25 Основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. —256 с. 15ВК 5-7695-0877-9

9.Немов Р. С. Психология : Общие основы психологии: учебник : в 3-х кн. Кн. 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. с. 688

10.Психологический словарь. – М., 1981

11.ФГОС НОО

Наши рекомендации