Деятельность специалиста сферы ФКиС в образовательных учреждениях

Инструктор по ФК в ДОУ

В дошкольных образовательных учреждениях с середины 90-х годов введена должность специалиста (инструктора, воспитателя, методиста) по физической культуре. Его должностные обязанно­сти включают в себя основные требования к данному специалисту.

1. Обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей в ЦРР ДС» и соблюдает правила и нормы охра­ны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также санитарно-гигиенические требования.

2. Проводит занятия по программе физического воспитания с детьми, обеспечивая их преемственную подготовку к поступле­нию в начальную школу.

3. Координирует всю физкультурно-оздоровительную рабо­ту и оказывает методическую помощь воспитателям общего про­филя в организации и проведении оздоровительных занятий в группах согласно программе физического воспитания.

4. Организует досуги с детьми с использованием подвижных игр физкультурного направления и средств закаливания.

5. Составляет общий план мероприятий физкультурно-оздо-ровительного характера, включая организацию физкультурных праздников, дней здоровья и других мероприятий с элементами физической культуры.

6. Организует регулярную консультативную помощь и про­светительскую работу с родителями по вопросам здорового обра­за жизни и использования элементов физической культуры в семейном физическом воспитании.

7. Работает в тесном контакте с медицинскими работниками ЦРР ДС по организации оздоровительных мероприятий.

8. Обязан строго следить за соблюдением гигиенических тре­бований к местам проведения физкультурных занятий.

9. Использует самые современные методики и программы.

10. Принимает участие в педагогических советах и других ме­роприятиях, предусмотренных в годовом плане ЦРР ДС.

11. Для дальнейшего перспективного развития физических способностей детей владеет методикой диагностирования и тес­тирования.

12. Постоянно следит за ростом своего профессионального

мастерства.

13. Обобщает и представляет опыт своей педагогической дея­тельности для коллег и родителей ЦРР ДС, а также для других дошкольных учреждений.

Кроме этого специалист по физической культуре в дошкольном учреждении несет персональную ответственность за:

- сохранность жизни и здоровья детей на заня­тиях по физической культуре совместно с воспитателями групп;

- сохранность имущества, находя­щегося в физкультурном зале:

- неисполнение всех обязанностей специалист по физи­ческой культуре несет дисциплинарную, материальную и уголов­ную ответственность в соответствии с трудовым и уголовным за­конодательствами.

Согласно этим требованиям, специалист организует работу по физической культуре с детьми до­школьного возраста, осуществляет контроль за физическим разви­тием и состоянием их здоровья.

Соблюдая основы законодательства и нормативные документы в соответствии с Международной Конвенцией о правах ребенка, он применяет на практике знания, полученные при изучении ос­нов педагогики, физиологии, методики физического воспитания.

Он действует в теснейшем кон­такте с воспитателями, старшим воспитателем, врачом, медицин­ской сестрой; владеет методикой работы с дошкольниками, следит за качеством выполнения движений, проводит работу с родителями. При этом он должен в совершенстве вла­деть всеми программными физическими упражнениями, внима­тельно следить за самочувствием детей.

Учитель ФК в школе

Будущий учитель физической культуры в школе должен представлять себе те проблемы, которые сейчас присутствуют в процессе физического воспитания школьников.

1. Вполне здоровыми в 1-й класс поступает только около 15% детей. До школьного возраста «опустились» многие болезни, которые ранее были типичны только для взрослых. И среди них такие, как гипертония, атеросклероз, сердечные заболевания, ухудше­ние зрения, болезни опорно-двигательного аппарата (например, плоскостопие, сколиоз и др., которыми страдают 50% детей).

2. Отставание у школьников уровня силовых способностей. Большинство мальчи­ков не могут подтянуться на перекладине более одного-двух раз, а девочки не в состоянии отжаться лежа в упоре на полу. Около 70% призывников не могут выполнить стандартные нормативные тре­бования (программы вузов и школы).

3. Значи­тельно выросло количество детей и подростков (в том числе и де­вочек), курящих, употребляющих алкоголь и наркотики.

4. Продолжаются поиски наиболее рациональных форм организации занятий физическими упражнениями, управле­ния физическим развитием учащихся, совершенствования его со­держания и методов. Одной из важнейших проблем является не­обходимость увеличения времени на занятия физическими уп­ражнениями в урочных и неурочных формах.

5. Материально-техническое обеспечение занятий не во всех школах отвечает современному и даже достаточному уровню. Одни школы имеют вполне приличные спортивные залы, инвентарь, оборудование, спортивные площад­ки и даже стадионы, плавательные бассейны. Другие в этом пла­не мало что имеют и испытывают большие затруднения.

6. Наконец, не в каждой школе администрация серьезно, по государственному, относится к работе в области физической куль­туры. И это во многом зависит от учителей физической культуры, от их авторитета, мастерства, компетентности, упорства и органи­заторских способностей.

7. У многих школьни­ков, особенно в старших классах, не сформирована потреб­ность в занятиях физическими упражнениями. Многие школьники всеми правдами и неправдами стараются освободиться от занятий по физкультуре, порой делая это с со­гласия родителей. Хотя, по существу, нет таких болезней, при ко­торых были бы действительно противопоказаны физические упражнения. Все зависит от правильного выбора средств, методов и форм занятий применительно к данному заболеванию или врож­денному физическому недостатку.

Социальная ценность труда учителя физкультуры в школе заключается в том, что он стоит на страже сохранения и укрепле­ния здоровья детей, тех детей, из которых впоследствии вырастут рабочие, крестьяне, служащие, ученые, врачи, инженеры, воен­ные. Здоровье будет основой их жизнедеятельности, профессио­нальных успехов, оно позволит им хорошо трудиться, создавать собственную материально-финансовую базу, богатство нации, надежно охранять страну и спокойствие народа.

Сложность, особенность, и в известном смысле, противоре­чивость педагогического процесса, состоит во взаимодействии личностей учителя и ученика, ее изменчивости и вариативности, многозначности педагогического воздействия на учащегося, кото­рое зависит от объективных (задач, содержание обучения) и субъективных (личностные качества учеников) причин. При этом нельзя не учитывать того, что учащийся не просто пассивно вос­принимает воздействие педагога, но и сам активно действует, ос­ваивая или отторгая информацию, полученную от учителя. Сле­довательно, результат деятельности педагога зависит не только от его отношения к детям, но и их отношения к нему, а через него и к тому предмету, который он преподает.

Деятельность учителя физической культуры в школе, как и вся педагогическая деятельность, носит творческий характер. Это проявляется в том, что помимо необходимости выполнять стан­дартные виды работы (например, вести уроки в соответствии с расписанием), он должен постоянно решать усложняющиеся за­дачи, неожиданно возникающие проблемы, искать и находить но­вые, оригинальные решения в ходе учебной и воспитательной ра­боты, использовать новые методы, методические приемы и сред­ства. Другими словами, у него всегда существует возможность, а зачастую и необходимость, отойти от стереотипов, шаблонов.

Перед учителем физической культуры в школе стоят более сложные и многочисленные задачи, чем перед любым его коллегой – учителем-предметником. Тот должен вооружить ученика зна­ниями в области своего предмета (математики, химии, биологии и т.п.).

Учитель же физической культуры на своих уроках обязан в комплексе ре­шить 3 группы задач по формированию человека.

1. Образовательные задачи (овладение учащимися двига­тельными умениями, навыками; вооружение их специальными знаниями в области физической культуры). В своей практической деятельности он должен будет руко­водствоваться школьной программой, проводить занятия по гим­настике, плаванию, лыжам, спортивным играм (волейболу, фут­болу, баскетболу, ручному мячу). И по каждому из указанных видов он должен уметь достаточно грамотно и технически правиль­но показать технику выполнения различных движений и подоб­рать правильные методы и методические приемы для освоения движений и действий. Это определяется требованиями учебной программы по физической культуре в школе.

2. Оздоровительные задачи (использование физических упражнений, естественных сил природа режима дня для укрепле­ния здоровья и повышения умственной и физической работоспо­собности).

3. Воспитательные задачи (всестороннее и гармоничное развитие личности учащихся, их трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, формирование мотивации вести здоровый образ жизни).

Помимо учебно-воспитательной работы непосредственно на уроках преподавателю приходится проводить турпоходы, праздники, встречи. Часто возникает необходимость что-то нари­совать, сфотографировать или сыграть на каком-либо музыкаль­ном инструменте, научить детей танцевать.

Формированию таких способностей помогает участие сту­дентов, будущих учителей, в студенческой самодеятельности, вы­ступления на вечерах и праздниках.

Другими словами, учитель физической культуры воздейст­вует на учащегося в целом, на все его стороны - на физическую, интеллектуальную, психическую. Если учитель физкультуры достаточно умен, грамотен и образован, относится с душой, заинтересованно к сво­ей благородной деятельности, он становится любимцем детей и авторитетом среди родителей, у своих коллег - учителей пред­метников.

Хочется отметить, что по сравнению с другими учителями-предметниками учитель физической культуры испытывает более тяжелую моральную (несет ответственность за жизнь и здоровье детей), сенсорную и физическую нагрузку (шум, постоянно перемещающиеся в пространстве дети, команды громким голосом, непосредственный показ упражнений, проведение уроков на улице в холодное время года и т.д.).

Помимо непосредственной учебно-воспитательной работы учитель физической культуры в школе должен заниматься хозяй­ственной работой, приобретать и ремонтировать инвентарь и оборудование, спортивную форму, строить и поддерживать в удовлетворительном состоянии спортивные площадки и места для занятий, заниматься организаторской и административной деятельностью. Осуществлять и поддерживать связь с родителя­ми, спонсорами, администрацией школы, физкультурным руково­дством района, города. Он должен умело и грамотно планировать учебно-методическую, спортивную, воспитательную работу и осу­ществлять контроль за их выполнением.

Мастерство учителя быстро растет за счет широты образова­ния. Ему помогает его общая культура и образованность, владе­ние своими профессиональными знаниями, умениями, навыками, чувство неудовлетворенности результатами своей работы, накап­ливающийся опыт и умение анализировать свои успехи и ошибки.

Наши рекомендации