Понимание духовности как целостности человека
Требуется остановить внимание на весьма существенных различиях между индивидоми личностью,личностьюииндивидуальностью, чтобы получить достаточно целостное представление о «духовности» человека и общих механизмах творчества.
Человек как отдельное природное, естественно биологическое существо есть индивид (individuum – неделимое; особь), обладающий той или иной конституцией, анатомо-физиологическими задатками, типом нервной системы, темпераментом и др. «врождёнными» чертами, которые в ходе его приспособительной деятельности частью развёртываются, частью подавляются (в этой части действует система психоанализа «бессознательного» З. Фрейда). Индивид как родовое существо несёт в себе также социализированную программу («человек – животное политическое» или «общественное», по Аристотелю). Здесь вступает в действие система «первичных элементов», «архетипов» и «коллективного бессознательного» (К.-Г. Юнг), которая является общей для всех типов культур (концепции «моногенеза»).
Как и сознание человека, так и его потребности, личностьчеловека «производится» – создаётся общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. «Итак, личностью не родятся, личностью становятся», – утверждал доминанту общественного становления несомненный авторитет советской психологии деятельности А.Н. Леонтьев. Но существовала и другая позиция, – становление личности определяется не внешними отношениями, а системой внутренней обработки содержания, полученного извне материала («внутреннего оправдания» и «внутреннего делания»). Во внешнем же проявлении личность, действительно, представляет собой динамическую систему черт характера, мотивов, потребностей, установок.
В процессе познавательных, когнитивных психических механизмов и содержаний восприятия (перцепция) и соотнесения восприятия с личным и индивидуальным опытом (апперцепция) человек выступает в качестве субъекта(«Азм есмь»).
Посредством субъекта личность, индивид и индивидуальность интегрируют себя во внешний мир «здесь и сейчас». «Почувствовав в себе субъекта», человек тем самым включает себя во всё многообразие бытия: в прошлое, настоящее и будущее, в материальное и духовное, в природное и социально-культурное, в познание и деятельность, реализуя тем самым свою свободу и индивидуальность в самом широчайшем диапазоне. Важно подчеркнуть, что включает себя САМ, используя при этом весь наличный арсенал культуры, а потому и в культуру тоже включает себя САМ, осознавая в той или иной степени, как содержание хронологических фаз культуры, так и своё состояние в них.
Таким образом, аналитический «срез целостности человека» предстаёт в следующем виде:
– человек как индивид (единое), обладает телесностью (необходимо действующие функции: выживание – воспроизводство, но также «индивид» представляет собой основу пихосоматической организации);
– человек как субъект, обладает сознанием (когнитивные процессы познания: перцепция – апперцепция; эмоционально-волевые качества, но также выполняет функцию координатора-корректора всех своих «составляющих» единого целого, т.е. выполняет интегрирующую функцию);
– человек как личность, обладает социальностью (адаптация, коммуникация, с одной стороны, и аффилиация, т.е. обособление, отчуждение, отстранение, – с другой; в творчестве первичен негативный момент аффилиации, как побудитель (мотивация) к созданию нового);
– человек как индивидуальность (единичное), обладает духовностью (творчество); (наиболее «загадочное» и неопределимое составляющее человеческой личности, включающее максимальный уровень своего «особенного», заключающее в себе «ядро незавершенности», т.е. эвристическое начало, начало «ищущее»).
Данное аналитическое разделение («дробление») целостной Личности Человека на составные оправдывает себя в творческой практике. Тем более что рабочее взаимодействие «биологического», «психического», «социального» и «духовного» обуславливают возникновение нового духовного содержания. Так как, биологическое – есть условие, а не причина возникновения и развития психической сферы, равно как социальное, а не психическое, которое предопределяет условия социальности, является не причиной образования духовной сферы человека, а только тем важнейшим, опять же, условием, при котором возможен духовный поиск. (Об автономной природе творческих способностей: Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: «Академия», 2002.).
В искусстве, в художественном творчестве ещё более важным становится понятие субъекта, обладающего набором возможностей не только, и не столько сознания «субъекта познающего объективную реальность», сколько творческим потенциалом «интуитивного сознания», которое проявляет себя в поле взаимодействия «подсознания» и «сверхсознания».
Прим./ Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн в своем труде «Человек и мир» определял категорию субъекта как источник причинности всего бытия и способ реализации человеком своей человеческой сущности в мире (в отличие от гегелевского субъекта, как носителя активности, т.е. деятельности – «субъект деятельности», как чисто внешнее проявление человека). Это определение «слишком широко», но сузить его, значит опростить и лишить субъекта его «полифоничности», многозначности, многофункциональности, т.е. творчества.
Индивид в процессе творчества также изменяется, приобретая новые качества или, как часто выражаются, «духовно обогащаясь» и «преображаясь». Но остается нерешенным вопрос «что-то его изменяет» или «что-то изменяется в нем», при всей видимой диалектики взаимодействия этих подходов. (Прим./ По отношению к этой категории тоже возникает множество вопросов. Например, проблема соотношения «кода генетического» и «кода лингвистического» в их структурном изоморфизме (сходстве внутреннего строения.)
Индивидуальная потребность в творчестве интегрирует (integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый) человеческую целостную личность.
В данном контексте рассмотрения категория «духовность» является обозначением «нерешенного» ядра (т.е. свободного в собственном выборе) творческого потенциала личности и, как результата, творчества в целом. А творчество – есть способ и средство восстановления и/или обретения целостности (интеграция), что и является проявлением духовности.
Таким образом, внутренняя, «духовная» потребность индивидуальности в творческом самовыражении НЕопределяется социально-культурными видами деятельности, которые являются исключительно средством и условием творчества. Она НЕобусловлена внешними стимулами самопрезентации или самодемонстрации. Она НЕ целесообразна и не функциональна. Она НЕпрагматична (от греч. pragma, род. п. pragmatos – дело, действие) и НЕ утилитарна (от лат. utilitas – польза, выгода). Она НЕспециализирована и НЕ обусловлена (за редким счастливым исключением) профессиональным родом трудовой деятельности, требующим определенной подготовки и являющимся обычно источником существования.
Разумеется, творческая активность человека проявляется во всех этих видах и родах социальной деятельности или, как уже было сказано, деятельность является условием выявления творческого потенциала. Но, кроме всего этого, у человека всегда существовала потребность творческого выражения вне сфер и условий какой-либо деятельности. Приложиться к чему-либо просто так, «по душе», «по склонности», «по охоте».
Литература:
Агафонов, А.Ю. Человек как смысловая модель мира / А.Ю. Агафонов. – М., 2000.
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб, 2001.
Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008.
Барулин, В.С.Социально-философская антропология: общие начала социально-философской антропологии / В.С. Барулин. – М., 1994.
Басин, Евгений. Творческая личность художника. – М.: Алетейя, 2015.
Басин, Евгений. Искусство и коммуникация. – М.: Алетейя, 2015.
Басин Евгений. Художник и форма. – М.: Изд-во БФРГТЗ «Слово», 2014.
Кривцун О.А. Психология искусства. – М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2013.
Кулка, Иржи. Психология искусства. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2014.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1975.
Мансуров Е. Психология творчества. Вневременная родословная таланта. – М.: Изд-во «Алгоритм», 2014.
Налчаждян, А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания / А.А. Налчаждян. – М., 1972.
О´Коннор, Дж. Искусство системного мышления: Необходимое знание о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О´Коннор и Иан Макдермот. – М., 2008.
Рубинштейн, С.Л.Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – М., 1997.
Шаронов, В.В. Основы социальной антропологии / В.В. Шаронов. – СПб., 1997.
ГЛАВА IV