Психологические особенности учения и обучения в высшей школе

В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и умения,

происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности обучающихся и

их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу - умственную

деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание,

запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного

функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного

действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности

создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного

познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями

объективного мира.

Условием построения теории обучения в высшей школе является

взаимосвязь трех формирующих начал:

1) накопление опытного эмпирического материала исходя из оценки практики

учебного процесса, его типизации, классификации и группировки;

2) установление эмпирических связей и элементов, составляющих учебный

процесс;

3) формирование теоретических, обобщенных, объективных отношений,

составляющих учебный процесс, выявление их причин и развития.

Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения содержательную основу,

достаточную научную определенность и объективность.

Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие-

это понятия неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому

широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения.

Весьма существенным является также и то обстоятельство, что обучение

происходит направленным, организованным путем. А это значит, что сам

процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на

основополагающие данные науки о функциях и природе мышления, опоры на

физиологию высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория

обучения должна находиться в самой тесной связи с психофизиологией и

психологией учения. Это требует от преподавателей обращения к активной

психической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческой

мыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому

занятию и, что особенно важно, умению моделировать студенческую аудиторию,

управлять ее познавательной деятельностью.

В высшей школе наиболее существенными прикладными задачами

психологии являются:

- психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков;

- организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности;

- психологическое обоснование путей совершенствование методов преподавания;

- обоснование особенностей возрастного развития студентов;

- оценка психических свойств студента;

- выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и склонностей

студентов;

- оценка душевного и морального состояния студентов.

Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей

школе теснейшим образом связано с рассмотрением особенностей психологии

студенческого возраста (в среднем 17-23 года). Это возраст расцвета

физического и умственного развития человека.

Возраст 17-23 года наиболее плодотворный для формирования знаний,

научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней

мыслительной культуры.

Наряду с возрастными особенностями необходимый интерес представляет

оценка свойств личности по темпераменту.

Среди студентов, как и вообще среди людей, различаются:

холерики (темпераментны, активны, общительны, энергичны);

сангвиники (легковозбудимы, настойчивы, активны, уравновешены, общительны);

меланхолики (медлительны, замкнуты, склонны к устойчивым настроениям и

состояниям, застенчивы, болезненно чувствительны, не уверены в себе);

флегматики (с наиболее сильным, уравновешенным типом характера,

неторопливы, настойчивы, необидчивы).

В отношениях к учебной и научной работе выявились специфические

студенческие типы: эмпирики, аналитики, рационализаторы, логики,

исполнители, организаторы, систематики, эрудиты, генераторы идей,

романтики, подражатели и даже перехватчики мыслей.

Наши рекомендации