Психологические особенности учения и обучения в высшей школе
В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и умения,
происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности обучающихся и
их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу - умственную
деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание,
запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного
функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного
действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности
создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного
познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями
объективного мира.
Условием построения теории обучения в высшей школе является
взаимосвязь трех формирующих начал:
1) накопление опытного эмпирического материала исходя из оценки практики
учебного процесса, его типизации, классификации и группировки;
2) установление эмпирических связей и элементов, составляющих учебный
процесс;
3) формирование теоретических, обобщенных, объективных отношений,
составляющих учебный процесс, выявление их причин и развития.
Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения содержательную основу,
достаточную научную определенность и объективность.
Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие-
это понятия неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому
широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения.
Весьма существенным является также и то обстоятельство, что обучение
происходит направленным, организованным путем. А это значит, что сам
процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на
основополагающие данные науки о функциях и природе мышления, опоры на
физиологию высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория
обучения должна находиться в самой тесной связи с психофизиологией и
психологией учения. Это требует от преподавателей обращения к активной
психической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческой
мыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому
занятию и, что особенно важно, умению моделировать студенческую аудиторию,
управлять ее познавательной деятельностью.
В высшей школе наиболее существенными прикладными задачами
психологии являются:
- психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков;
- организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности;
- психологическое обоснование путей совершенствование методов преподавания;
- обоснование особенностей возрастного развития студентов;
- оценка психических свойств студента;
- выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и склонностей
студентов;
- оценка душевного и морального состояния студентов.
Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей
школе теснейшим образом связано с рассмотрением особенностей психологии
студенческого возраста (в среднем 17-23 года). Это возраст расцвета
физического и умственного развития человека.
Возраст 17-23 года наиболее плодотворный для формирования знаний,
научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней
мыслительной культуры.
Наряду с возрастными особенностями необходимый интерес представляет
оценка свойств личности по темпераменту.
Среди студентов, как и вообще среди людей, различаются:
холерики (темпераментны, активны, общительны, энергичны);
сангвиники (легковозбудимы, настойчивы, активны, уравновешены, общительны);
меланхолики (медлительны, замкнуты, склонны к устойчивым настроениям и
состояниям, застенчивы, болезненно чувствительны, не уверены в себе);
флегматики (с наиболее сильным, уравновешенным типом характера,
неторопливы, настойчивы, необидчивы).
В отношениях к учебной и научной работе выявились специфические
студенческие типы: эмпирики, аналитики, рационализаторы, логики,
исполнители, организаторы, систематики, эрудиты, генераторы идей,
романтики, подражатели и даже перехватчики мыслей.