Социальная педагогика как наука (предмет, основные категории)
Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: «ребенок» и «веду», что означает «ведущий дитя». Слово «социальный» означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.
Мудрик А.В. определяет социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.). Семенов В.Д. , как науку о воспитательных влияниях социальной среды.
Объект СП - процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий.
Предметом выступает социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления., т.е. социально-педагогический процесс.
Основные категории:
· социально-педагогический процесс (это взаимодействие социального работника и клиента,
направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими; понятие «педагогический процесс» ввел Каптерев);
· социально-педагогическая деятельность (целенаправленная работа профессионала по
социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации; М.А. Галагузова отмечает, что эта деят-ть всегда направленна на конкретного ребенка и решение его индивидуальной проблемы. По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, отличительная особенность этой деят-ти в то , что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.);
· социальное развитие (это изменение личностных структур в процессе формирования
человека, его социализации и воспитания. Представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде);
· социальное воспитание (это система помощи, необходимая подрастающему поколению в
период его включения в социальную жизнь);
· социальная адаптация (активное приспособление человека к условиям социальной среды,
благодаря чему создаются наиболее благоприятные условия для усвоения и принятия целей, ценностей, норм…; является необходимым условием для обеспечения социализации человека)
· дезадаптация (проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах
поведения и т.д., речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида; Например, дома ребенок чувствует себя достаточно комфортно, а в детском саду, наоборот),
· социализация(это процесс усвоения индивидом социального опыта: включение в систему
общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений);
· социальная реабилитация (комплекс мер, направленных на восстановление человека в
правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности и т.д.. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.),
· социально-педагогическая коррекция (это система специальных мер, направленных на
ослабление или преодоление недостатков в поведении и социально-педагогическом и психологическом развитии детей и подростков).
Цель СП — способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия (возрастные различия, волевые особенности, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).
Основное отличие понятий «СП» и «соц.работа»: СП оказывает воспитывающее воздействие на своего клиента, тогда как соц. работник оказывает только определённый вид помощи.