Памятка педагогу по обобщению личного передового опыта
Обобщение педагогического опыта - это одна из форм самореализации и самовыражения педагога. Поэтому сегодня Вам необходимо включиться в работу по самодиагностике, анализу своей творческой деятельности, так как это ведет к повышению Вашей самооценки, формирует чувство собственной значимости. Все это будет способствовать активизации Вашей творческой деятельности, научит глубже анализировать свои достижения, бережно относиться к собственным методическим находкам, систематизировать, закреплять и развивать их.
Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно - воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта.
Обобщение опыта - это аналитическая деятельность. По существу, найдя основания для обобщений, Вам необходимо мысленно провести всю ту работу, которую выполняет аналитик при проведении системного анализа, когда он соотносит идеальную систему с реальной и определяет степень ее полноты и целостности.
Осмысливая свой педагогический опыт и описывая его, Вам
необходимо:
1) вычленить противоречия (например, противоречие между необходимостью освоения большого объема учебного материала и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками учащихся), которые побудили Вас пересмотреть взгляды и выстроить иную иерархию (иерархия - это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему) целей, задач и условий по сравнению с традиционной, предлагаемой в существующих программах и методиках;
2) определить и сформулировать сущность своего опыта (новаторского или традиционного), ведущую идею;
3) дать «теоретическую и практическую интерпретацию (понимание) опыта» с отражением следующих составляющих: сущность опыта, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения;
4) описать каждую составную часть концепции, факторы успешности,которые содержатся в системе Вашей работы (например: постановка целей (задач) обучения, воспитания; формирование у учащихся положительной мотивации создание комфортных условий обучения; применение эффективной методики объяснения (закрепления, отработки и т. д.) нового материала, контроля знаний учащихся и т. д.; методы, приемы, формы, средства системы Вашей педагогической деятельности; педагогические технологии, применяемые Вами в образовательном процессе; другие факторы;
5) описать условия обеспечения успешной деятельности Ваших учащихся, воспитанников.
При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:
1. Что я делаю? (предмет деятельности)
2. Для чего я это делаю? (какова цель?)
3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
4. Какой это дает результат?
5. За счет чего этот результат достигнут?
Представлять педагогический опыт необходимо в виде краткого, конструктивного описания, которому должны быть присущи логическая завершенность, информативность, точность трактовки педагогических понятий, научность описываемых категорий. В опыте следует отразить, зафиксировать оригинальные приемы, методы, средства обучения, творческие находки, которые Вы используете в своей практической деятельности.
Требования, предъявляемые к описанию опыта:
1. Ясность изложения;
2. Точность словоупотребления;
3. Лаконизм;
4. Строгое соблюдение научной терминологии;
5. Последовательность изложения позиций;
6. Логичность;
7. Взаимность положений.
Кроме представления общей картины, в описание педагогического опыта необходимо включить Ваши личные разработки, подтверждающие и иллюстрирующие сущность обобщенного опыта: планирование учебных занятий, материалы для текущего и итогового контроля, творческие задания, наглядно - иллюстративные материалы, сценарии уроков и т. д.
Алгоритм работы
1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием обучающихся. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
3. Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.
6. При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз. Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
7. Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются учащиеся.
8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т. д.).
11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению обучения и воспитания молодежи.