С древнейших времен до конца XVIII века
Русская музыка
Время | Событие |
988 год | Крещение Руси. Христианство становится государственной религией. Огромное значение для культурного развития государства имели связи с Византией. |
IX-XIII XVII XVIII | Зарождение профессиональной музыки в России. Создание первого древнерусского государства — Киевская Русь. Русь занимает важное место среди стран средневековой Европы. Создателями первых форм профессиональной музыки стали скоморохи (светское искусство) и церковные певчие (письменное музыкальное творчество). Скоморохи — актеры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты, авторы, исполнявшие свои произведения. Расцвет скоморошества пришелся на ХV-ХVII века. В XVII веке скоморохи стали постепенно исчезать. Репертуар скоморохов был разнообразным: шуточные песни, пьески социального характера, исполняемые в масках и красочных нарядах под аккомпанемент гудка, гусель, домры, волынки, бубна и многих других народных инструментов. Церковная музыка играла не менее важную роль в развитии древнерусской музыкальной культуры. Она исполнялась без музыкального сопровождения, инструменты в Православной церкви были строго запрещены. Церковное пение было одноголосным, записывалось знаками. Такой способ записи музыки назывался крюковым письмом (знаменным). Каждый знак мог обозначать один или несколько звуков. У таких произведений не было определенных авторов. Их создателей называли распевщиками. Они постоянно интерпретировали песнопения, внося в них свои изменения и добавления. В 1648 году под влиянием церкви был издан царский указ, запрещавший участие скоморохов в празднествах и повелевавший уничтожать их маски и музыкальные инструменты. Музыкальная культура претерпела несколько изменений: взамен одноголосного пения пришло многоголосие, крючки вытеснила нотная запись. Также в это время появляется стиль«партесного пения», который представлял собой пение по нотам кантов и других хоровых произведений. Взамен церковному пению постепенно начинала приходить светская профессиональная музыка. Наиболее развитой формой «партесного пения» стали духовные концерты, исполнявшиеся на праздничных богослужениях. Порой количество голосов в этих произведениях достигало двадцати четырех. В конце XVII века на смену вертепного театра, в котором под пение кантов разыгрывали библейский сюжет о царе Ироде, пришел музыкальный театр со зрительным залом, актерами, оркестром и сценой. Такие театры назывались школьными, потому что они создавались при учебных заведениях. Век «разума и просвещения». Такое название он получил благодаря реформам Петра I. Этот правитель полностью изменил уклад российской жизни, открыл гражданские (нецерковные) школы, укреплял культурные связи со странами Западной Европы. По приказу Петра I во многих русских армиях были созданы духовые оркестры, игравшие на праздниках и торжественных парадах «приветственные» или «виватные» канты, в которых прославлялись военные подвиги государства. Постепенно музыка начинала входить в повседневную жизнь русского дворянства. В усадьбах устраивали бытовое музицирование, играли на различных инструментах: клавикордах, арфе, флейте, гитаре. Во время этих музыкальных вечеров исполнялись светские канты — любовные, лирические, шуточные. В царском дворце на торжественных балах танцевали европейские танцы — аллеманду, менуэт, гавот. С домашним музицированием связано развитие камерной инструментальной музыки, исполнялись танцевальные пьесы, менуэты, полонезы, экосезы. Известными композиторами, писавшими произведения для домашнего музицирования, были И. Е. Хандошкин (1747-1804) — скрипач-виртуоз, дирижер, педагог, Д. С. Бортнянский (1751-1825) — композитор, получивший образование в Придворной капелле, затем в Италии, автор огромного числа романсов, духовных концертов; М. С. Березовский (1745-1777) — композитор, член Болонской академии. Главным жанром XVIII века была опера. Ведь именно театр был связан с зарождением и развитием национальной композиторской школы. Большой популярстью у композиторов того времени пользовалась комическая опера, основой для которой послужила литература. Такие оперы представляли собой народно-бытовые музыкальные комедии, строящиеся на чередовании диалогов-сцен и музыкальных номеров, основой для которых были народные мелодии. Наиболее известные комические оперы: «Мельник — колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, «Санкт-Петербургский гостиный двор», «Несчастье от кареты», «Скупой» В. Пашкевича, «Сокол» и «Сын-соперник» Д. Бортнянского, «Ямщики на подставе» Е. Фомина. |
Вопросы и задания
1.Расскажите об истоках русской музыки. Где и когда зародилась профессиональная музыка в России?
2 .Кем были создатели первых форм профессиональной музыки?
3.Что такое знаменное пение? Где оно применялось?
4.Кто такие распевщики? Чем они занимались?
5.Расскажите об изменениях музыкальной культуры, возникших в XVII веке.
6.Что такое канты? Как они развивались на протяжении XVII-ХVIII веков?
7.Расскажите о духовных концертах, музыкальных трах, возникших в XVII веке.
8.Оцените роль Петра I в развитии русской музыкальной культуры.
9.Расскажите о бытовом музицировании XVIII века.
10.Вспомните факты жизни и творчества композиторов XVIII века.
11.Что такое комическая опера? Назовите известных вам композиторов, создававших комические оперы. Перечислите их произведения.
12.Расскажите о композиторах начала XIX века. В чем новаторство творчества каждого композитора этого периода?
13.Назовите годы жизни М. И. Глинки.
14. Где Глинка получил образование?
15.Расскажите об истории создания оперы «Иван Сусанин».
16.Сколько опер написал Глинка? Назовите даты постановок этих произведений.
17.Расскажите о поездках Глинки за границу. Какие цели перед собой ставил композитор, выезжая за пределы родной страны?
18.Расскажите об испанском периоде жизни Глинки. Какое произведение написал композитор в этой стране?
19.Назовите известных друзей Глинки. Какую роль играло общение композитора с этими людьми?
20.Известно, что великий русский поэт А. Пушкин занимал важное место в жизни Глинки. Подтвердите эту мысль фактами из биографии композитора.
21.Каково значение творчества Глинки в истории русской музыки?
22.Перечислите основные сочинения Глинки.
23.Назовите годы жизни А. С. Даргомыжского.
24.Сколько лет было Даргомыжскому, когда он поступил на службу?
25.Расскажите об общении Глинки и Даргомыжского. Какую роль сыграла эта дружба в жизни Даргомыжского?
26.Назовите первые произведения Даргомыжского.
27.Перечислите оперы, написанные Даргомыжским. К каким темам обращался композитор в оперном творчестве?
28.В чем выражается новаторство в творчестве Даргомыжского?
29.Какая проблема возникла в начале второй половины XIX века в музыкальной жизни России?
30.Что такое РМО? Какие цели ставило это музыкальное сообщество?
31.В каком году и где были открыты первые консерватории в России? Кем были их первые директоры?
32.Расскажите о Бесплатной музыкальной школе. Чем отличалось это учебное заведение от других?
33.Расскажите об объединении «Могучая кучка». Кто был основателем и идейным вдохновителем этого общества? Перечислите композиторов, входивших в «Могучую кучку».
34.Назовите наиболее видных музыкальных критиков второй половины XIX века.
35. Назовите годы жизни А. П. Бородина.
36.Расскажите об образовании Бородина.
37.В каком возрасте Бородин написал свое первое произведение? Назовите это произведение.
38.Расскажите об истории создания Первой симфонии Бородина.
39.Назовите имена композиторов, завершивших недописанные произведения Бородина.
40.Перечислите основные произведения А. П. Бородина.
41.Назовите годы жизни М. П. Мусоргского.
42.К какому содружеству принадлежал Мусоргский?
43.Расскажите об образовании Мусоргского. Кто был его наставником и учителем?
44.Какие жанры занимали главное место в творчестве Мусоргского?
45.Как протекали последние годы Мусоргского?
46.Расскажите о сценической судьбе «Бориса Годунова».
47.Назовите годы жизни Н. А. Римского-Корсакова.
48.Какими видами деятельности занимался Римский-Корсаков?
49.Кто был учителем музыки у Римского-Корсакова?
50.Перечислите первые сочинения Римского-Корсакова.
51.В каком году Римский-Корсаков стал профессором консерватории?
52.Расскажите о событиях 1905 года, происходящих в Петербурге. Как деятельность Римского-Корсакова была связана с этими событиями?
53.Какой музыкальный жанр был основным в творчестве композитора?
54.Каковы темы и образы сочинений Римского- Корсакова?
55.Какие оперы Римского-Корсакова идут в оперном театре вашего города?
56.Назовите годы жизни П. И. Чайковского.
57.Где Петр Ильич получил образование?
58.Расскажите об обучении Чайковского в консерватории. Перечислите произведения, написанные им в это время.
59.Чем Чайковский занимался после консерватории?
60.Расскажите о переписке Чайковского и Н. Ф. фон Мекк. Кем была эта женщина? Какую роль для Чайковского играла эта дружба?
61.Перечислите произведения, написанные Чайковским в последние годы жизни.
62.Назовите свое любимое произведение Чайковского.
63.Подготовьте устные сообщения по темам: