Понятие о педагогической системе. Интегративные качества современных педагогических систем
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».
Учебно-воспитательная система характеризует педагогический аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля. Любая такая система – это совокупность взаимосвязанных компонентов: целей и содержания учебно-воспитательной и развивающей деятельности, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания.
Наряду с понятием учебно-воспитательной системы существует понятие педагогической системы, которое нередко персонифицируется и используется для характеристики плодотворной научной деятельности крупных педагогов (системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ского, В.Ф. Шаталова, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнера и др.).
К образовательным системам относятся все социальные институты, целью которых является образование человека. Характер системы образования определяется социально-экономическим, политическим строем страны, ее культурно-историческими и национальными особенностями.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. К числу таковых можно отнести следующие.
Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональных государств.
Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Свобода и плюрализм в образовании.
Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Названные принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики в России.
Образовательное учреждение ведет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе. В Законе РФ «Об образовании» определены следующие виды образовательных учреждений:
дошкольное: ясли, детский сад;
общеобразовательное (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии;
учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, академии, университеты) и послевузовского профессионального (аспирантура, докторантура) образования;
специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и др.;
учреждения дополнительного образования детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и др.;
учреждения дополнительного образования взрослых;
учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;
другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и др.
Граждане могут использовать различные формы получения образования: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Системы образования России и зарубежных стран претерпевают серьезную и всеохватывающую перестройку, происходит реформирование имеющегося, разрабатываются и внедряются новые проекты. Модернизируются содержание образования, методы и средства обучения. Продолжающиеся интеграционные процессы в мире, такие, как создание Евросоюза, Европарламента, введение евро в качестве единой валюты, принятие различных соглашений политического и экономического характера оказывают ощутимое воздействие на систему образования.
Интеграцию в образовательном процессе необходимо оценивать с двух важнейших сторон. С одной стороны, наблюдается стремление к интеграционным процессам, постепенное добровольное устранение межгосударственных ограничений при сохранении противоречий между странами. С другой – интеграцию следует рассматривать как процесс и результат объединения компонентов содержания образования в единую дидактическую систему.