Ознакомление с окружающим. 8 страница
Калачи горячи,
На, Ванюша, получи!
После занятия воспитатель поощряет стремление детей продолжить игру, в процессе которой они повторяют действия с куклами и другими игрушками (мишками, зайчиками и т.д.), приглашая их в гости.
Организация детской игры
Воспитатель предлагает для игры простые сюжеты, связанные с опытом ребенка, посещающего детский сад. Игры в «детский сад» проводятся с образными игрушками, по желанию роли взрос-
Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 3.
лого берут (с помощью воспитателя) на себя дети, а роли детей выполняют куклы и зверушки. Детей привлекают самые простые действия: рассаживание за столиками, построение «в пары», проигрывание ситуаций, знакомых по занятиям: куколки танцуют, Мишутка помогает собирать тарелки, сам ребенок понарошку разливает суп, как няня, раздает всем воображаемый хлеб (или предмет-заместитель, например, плоские брусочки-дощечки и т.д.).
В игры подобного типа воспитатель легко может привлечь 2— 3 детей, предложив каждому свою «роль» (воспитатель, медсестра, няня); сам же в это время помогает им наводящими вопросами, подсказками, указаниями, а также примером, выполняя действия за какую-либо игрушку. «Все кушать захотели, пора обедать! Саша, помоги куколкам сесть за стол! Валя, пора раздавать тарелки! А Света у нас уже суп приготовила. Вот и наш Мишутка (игрушка) свою тарелочку получил и кушает. А вы есть хотите?» и т.д.
На третьем году жизни дети охотно играют со строительным материалом, кубиками, простыми конструкторами. Пока их действия еще не вполне совершенны, но игровой материал привлекает их яркостью, красочностью, другими свойствами. Многие уже легко соединяют детали конструкторов типа «Лего» (пусть пока и в беспорядке), могут возводить простейшие постройки. Педагог внимательно наблюдает за действиями детей, но не включается в них, давая ребенку возможность самостоятельной деятельности. Но, если на смену целенаправленной деятельности приходит беспорядочное манипулирование с кубиками или блоками конструктора, если ребенок устал или огорчен неудачей, — воспитатель приходит на помощь, предлагая какой-либо сюжет (построим домик для куклы, зайчика), помогает правильно подобрать строительные элементы по размеру и форме, показывает нужные действия и какое-то время играет вместе с ребенком.
Можно привлечь к этой игре и еще кого-то из детей, из числа тех, кто в это время ничем не занят: «Витя с Сашей строят гараж, дом для машин. А Юра с Настей вот здесь сделают машинку. Вот как хорошо получилось! И дом есть, и машинка, и гараж!»
НОЯБРЬ. 9 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе будет продолжаться расширение представлений детей об окружающем: они узнают, какие бывают и как называются дома и домики у людей, птичек, мышек, собачки; что дома защищают от дождя, холода, опасности; построят домик для игрушек из строительного материала; слепят домик-избушку для зайчика. Дети узнают также новое слово «мебель» и познакомятся с назначением предметов мебели в кукольной комнате, отразят свои представления в игре. Единый сюжетно-игровой замысел по созданию и обыгрыванию композиции «Осенний лес и его обитатели» объединит занятия по рисованию и лепке. Продолжится закрепление у детей навыков личной гигиены, воспитатель будет обращать особое внимание на правильную последовательность действий в процессе выполнения гигиенических процедур и элементарных физических упражнений. При поддержке игры особое внимание будет уделяться введению предметов-заместителей.
Организация наблюдений. «Дома бывают разные»
Задачи.Расширять ориентировку в окружающем. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе формировать обобщенное понимание слова «дом» как укрытие, убежище, место жизни людей или обитания животных: человек (люди) живут в доме, птицы — в гнездах, мышки — в норках, собачка — в будке и пр.
Обогащать речь детей новыми словами: «дом—домик», «гнездышко», «норка» и т.п., а также словосочетаниями: «подошли к дому, (норке, будке), «живет в доме (будке, норке, гнездышке) и т.п.
Предварительная работа. 1.Намечается удобный маршрут, позволяющий обратить внимание малышей на здание детского сада, а также заранее определить места наблюдений.
2. Взрослый делает птичье «гнездышко» из сухой травы, укреп
ляет его между сучьев невысокого деревца, если на участке нет
Дерева, на котором гнездовались птицы.
3. Готовится горочка земли, в которой делается углубление —
«мышиная норка».
Заказ 544
4. Если есть возможность показать собачью будку, следует расположить малышей на безопасном расстоянии от животного, находящегося на привязи.
Содержание наблюдения. Педагог приглашает малышей пройти вдоль фасада детского сада: «Это — дом. Мы в нем живем. Здесь детский сад. Сюда приходят ребята веселиться, качаться на качелях, кататься с горки. А вечером уходят к себе домой. Люди живут в домах. У всех есть дом», — поясняет воспитатель. Педагог обращает внимание детей на то, что в доме много окон и дверей.
«В доме тепло, светло, красиво, удобно — вот, какой наш детский сад!» — радостно восклицает взрослый.
«Домик птички — гнездо». Воспитатель спрашивает малышей: «А где живут птички? — подводит детей к дереву, на котором они видят гнездышко. — Это гнездышко. Птички живут в гнездышках. Гнездо — птичий домик».
«Домик мышки — норка». Педагог подводит детей к земляной горке. «Здесь, в норке живет мышка, — поясняет взрослый. — Ей в норке тепло и не страшно».
«Домик собачки — будка». Воспитатель издалека показывает «домик собачки». «Это — будка, в ней живет собака, она сторожит дом. Будка — дом для собачки. Помните, как мы строили дом для Машиной собачки?»
Воспитатель подытоживает: у всех есть дом, у людей — здание (как детский сад); у птицы — гнездо; у мышки — норка, у собаки — будка.
Игра «Солнышко и дождик». Воспитатель предлагает ребятам поиграть: «Здесь будет ваш домик, — говорит взрослый, подводя их под крышу беседки, потом приглашает малышей побегать по площадке." — Светит солнышко, детки будут гулять».
«Лей щедрее, солнышко, золото в ладошки!» — звонко декламирует воспитатель, побуждая малышей поднять вверх ладошки, похлопать, сделать «фонарики». Раздается мелодичный звон бубна: «Кап-кап-кап! Дождик!» — восклицает взрослый. «Скорее в домик! Скорее спрячемся в домик!» — С этими словами взрослый вместе с детьми «прячется» в домик под крышу беседки.
Обращается внимание детей на изменение в природе: стало холодно, небо серое, часто идет дождь, у деревьев нет листочков.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Продолжается гигиеническое воспитание детей; формирование и закрепление у них навыков личной гигиены.
Педагог напоминает малышам правила мытья рук и последовательность действий: взять в руки мыло, слегка его смочить, хорошо намылить кисти рук и запястья до образования пены. Перед мытьем рук постоянно напоминать малышам о том, что нужно завернуть рукава до локтя (тем детям, которые одеты в платья или рубашки с длинными рукавами). Предупреждает детей, чтобы они не прижимались к краю раковины.
Разговор воспитателя с детьми о правилах мытья рук может сопровождаться показом всей процедуры на собственном примере либо на примере тех малышей, которые уже овладели этим навыком.
В свободное от организованных занятий время воспитатель может закреплять гигиенические навыки в играх с куклами, мишками, зайчиками, которых сажают за игрушечный стол, повязывают нагрудники, ставят перед ними кукольную посуду. Воспитатель спрашивает детей: «Зайчик играл в мяч, испачкал лапы. Что ему нужно сделать прежде, чем сесть за стол?» (Игровую ситуацию можно повторить с любой другой игрушкой, изображающей животного.) Дети могут ответить, что зайка не вымыл руки.
Нагрудники для игрушек можно изготовить заранее из цветной бумаги, картона или полиэтилена.
Сетка занятий
Днинедели | Занятия |
Понедельник | 1.Ознакомление с окружающим. «Комната для кукол» 2. Физкультура. № 17-18 |
Вторник | 1. Музыка. Слушание песни «Колыбельная» (муз. М. Качурбиной, перевод с польского Н. Найденовой). Упражнение на различение характера музыки: «Кукла спит — кукла пляшет» (М. Красев, «Баю-баю», русская народная мелодия «Ах вы, сени»). Парная пляска «Гопачок» (украинская народная мелодия «Гопачок»). 2. Конструирование. «Домик для Машиных игрушек» |
Среда | 1. Рисование. «Кто живет в осеннем лесу» 2. Действия с предметами. «Найди такую же» |
Четверг | 1. Речь. «Я козочка Ме-ке-ке» 2. Физкультура. № 17—18 |
Пятница | 1. Музыка. Работа над материалом предыдущего занятия 2. Лепка. «Построим избушку для зайчика» |
Конспекты занятий
Ознакомлениес окружающим. «Комнатадля кукол»
Задачи.Познакомить детей с предметами мебели; показать их функциональное использование: «на кровати спят», «за столом едят», «на стуле сидят», «в шкафу хранят разные вещи» и т.п. Ввести новое слово обобщающего значения — «мебель».
Материалы.Куклы: Оля, Катя, Таня (или другие имена); зайка, мишка (игрушки среднего размера — 40—50 см). Игровая мебель: стол, стулья, кровать, шкаф для посуды и одежды.
Содержание занятия.Воспитатель говорит детям, что к ним пришли куклы (называет их имена), они хотят дружить с ребятами и игрушками: с Мишкой и Зайкой. Дети знакомятся с куклами, узнают их имена, вместе с воспитателем рассматривают наряды, отмечают какого цвета у кукол платья, бантики, фартучки и т.п.
Затем педагог предлагает сделать для кукол комнату. «Что же должно быть в комнате, какая нужна мебель?» — взрослый обращается с вопросом к детям. И отвечает, показывая предметы мебели: «Это стол, за ним едят, это стул на нем сидят», — говорит воспитатель и разыгрывает с детьми игровую ситуацию.
Куклы усаживаются на стульчики за столик. К ним присоединяются Зайка и Мишка. Они угощают кукол чаем. «Что же куклам еще нужно из мебели? На чем они будут спать?» — спрашивает педагог и ставит перед детьми кроватку. В кроватку укладывается одна из кукол. Мишка и Зайка поют ей колыбельную песенку.
(Мишка поет или протяжно говорит низким голосом): Баю-бай, Баю-бай! Кукла глазки закрывай!
(Зайка поет или протяжно говорит высоким голосом): Баю-баю-баиньки... В огороде заиньки! Зайки травоньку едят, Кукле спатеньки велят!
(Л.Н. Павлова)
Две другие куклы убирают в шкафчик посуду со стола. «Это буфет — шкаф для посуды, — поясняет взрослый. — А это шкаф — гардероб — сюда куклы будут убирать свою одежду».
Педагог обращает внимание детей на комнату для кукол:
— Посмотрите, как красиво в комнате у кукол! Есть стол, стулья, кроватка, буфет, гардероб — все это называется словом «мебель», — уточняет взрослый.
Затем взрослый рассаживает кукол, Зайку и Мишку на стулья в кукольном уголке. «Наши куклы будут жить здесь, в своей комнате. Теперь у них есть и стол, и кровать, и стулья — мебель», — взрослый еще раз повторяет новое слово.
Мишка приглашает куклу танцевать. Воспитатель показывает танец куклы и Мишки, выполняя с куклами танцевальные фигуры под любую веселую песенку (например, «Мишка с куклой пляшут полечку», музыка М. Кочурбиной).
Физкультура. № 17-18
Задачи.Приучать детей ходить и бегать друг за другом. Учить вставать в круг, ходить по кругу, взявшись за руки. Упражнять в подпрыгивании на двух ногах, продвигаясь вперед.
Материалы.Погремушки, длинный шнур. Место проведения.Зал.
Содержание занятия.В подготовительной части занятия дети выполняют ходьбу и бег друг за другом. Воспитатель дает команду, по которой дети должны разойтись в разные стороны, а по сигналу снова встать друг за другом. Воспитатель предлагает детям найти и взять погремушки (приготовленные заранее), встать свободно, лицом к нему, и вместе с детьми выполняет общеразвива-ющие упражнения.
1. Стоя, поднять одной рукой погремушку вверх, потрясти ее
и опустить, затем сделать то же другой рукой. (Повторить 3 раза
каждой рукой.)
2. Стоя, держать погремушку в правой руке: повернуться в сто-
рону, вытянуть руку и потрясти погремушку; стать прямо, перело
жить погремушку в другую руку, повернуться в другую сторону
(Повторить 3 раза в каждую сторону.)
3. Стоя прямо, присесть, положить погремушку на пол, встать,
показать руки воспитателю, снова присесть, взять погремуш
ку, выпрямиться, показать погремушку воспитателю. (Повто
рить 3—4 раза.)
4. Попрыгать на месте с погремушкой (послушать, как гремят
погремушки).
5. Ходьба по залу за воспитателем. Положить погремушки на
место.
Воспитатель раскладывает шнур в форме круга, предлагает детям встать вокруг него, взяться за руки и помогает им образовать круг. Она показывает детям, что надо стать носочками ближе к веревочке, затем предлагает взяться за руки и пройти сначала в одну сторону, затем в другую.
После ходьбы воспитатель начинает делать прыжки вокруг обруча на двух ногах, ведя за собой детей и поощряя их выполнение данного движения: «Ножки вместе, прыг-прыг-прыг, вперед, молодцы! А теперь остановились и повернулись в другую сторону. Начинаем прыгать опять!» Движение повторяется несколько раз в одну и другую сторону. Необходимо отметить тех детей у кого хорошо получаются прыжки и подбодрить неуверенных.
В конце занятия воспитатель организует подвижную игру «Поезд».
Воспитатель выстраивает детей в колонну по одному. Первый ребенок — паровозик, остальные — вагончики. Воспитатель поднимает флажок зеленого цвета — путь открыт! И «поезд» начинает движение: вначале дети идут, затем ускоряют темп ходьбы и переходят на бег. «Скоро станция», — говорит воспитатель и поднимает желтый флажок. Дети замедляют движение, поезд останавливается. Игровое упражнение повторяется. Важно, выбрать ведущим активного и уверенного ребенка. Показать ему ориен-
тиры, по которым он должен вести остальных детей — «свой поезд». (При проведении игры первый раз роль «паровоза» берет на себя воспитатель.)
Затем дети медленно «едут» на поезде по периметру зала и «уезжают» из зала в свою групповую комнату.
На прогулке и во второй половине дня.Повторить игру «Поезд». Упражнять детей в ползании под дугу, приучать правильно координировать движения. Важно подбадривать детей, особенно тех, кто не уверен в себе и стесняется.
Конструирование. «Домик для Машиных игрушек»
Задачи.Развивать устойчивый интерес к занятиям со строительным материалом. Учить выбирать детали, необходимые для постройки по словесному указанию воспитателя. Учить разбирать постройку и собирать детали в коробку (ящик). Пополнять словарный запас детей: большой — маленький, положи — сними, разбери.
Материалы.Строительный материал, образец готового домика, мелкие игрушки: зайчик, мишка, котик.
Содержание занятия. Вначале занятия воспитатель обращает внимание детей на мелкие игрушки (зайка, мишка, котик): «Это Машенькины игрушки, они просят нас построить для них домик. Мы с вами уже строили домики на Машиной улице: на кубик клали призму (крышу), вот так (воспитатель сопровождает действия словами). Давайте построим дом для игрушек. Из чего будем строить дом?» Дети называют и показывают кубики и призму, подают воспитателю 3 кубика разного цвета, воспитатель просит детей поставить кубики друг на друга, а сверху положить призму. «Вот какой большой дом получился! А я сейчас к домику пристрою лестницу». (См. рис.)
Пристраивает сама лестницу из кубика и кирпича с обеих сторон домика, на каждую ступень ставит игрушки.
Воспитатель при этом приговаривает: «Строим дом. Дом большой. Будут жить в доме том зайка с мишкой и с котом!»
От домика можно построить дорожку из кирпичиков, прикладывая их друг к другу. «Обрадовались игрушки домику, — говорит воспитатель, — стали прыгать вот так (показывает) и побежали по дорожке играть во двор. Давайте построим дорожку для игрушек. Возьмите из коробки по кирпичику и ровненько кладите их друг к другу вот так (показывает). А игрушки побежали: зайка прыг-скок, прыг-скок, мишка топ-топ, топ-топ, котик побежал легко-легко, мягко-мягко ступая лапками и мурлыкая. Как он мяукает? Мяу-мяу (дети повторяют). Всем им весело. Вечером еще поиграем с игрушками, построим для них еще один дом».
Рисование. «Кто живет в осеннем лесу?»
Задачи.Знакомить детей с изменениями в окружающей природе, обитателями леса. Рисовать красками опавшие листья, серые тучи на небе, дождик, следы зверей на земле.
Материал.Окрашенные в светло-серые тона листы бумаги, с аппликативными силуэтами деревьев; кисти; краски — темно-серая, коричневая, желтая; банки для воды; салфетки.
Предварительная работа.Наблюдение на прогулках за изменениями в природе. Рассматривание иллюстраций с изображением поздней осени (деревья без листьев; серые тучи; идет дождь), с изображением обитателей осеннего леса (зайчика, лисы, волка, ежика, медведя). Чтение стихов, потешек, пение песенок.
Содержание занятия.Воспитатель напоминает детям об изменениях в природе: «Все чаще идет дождик, на деревьях очень мало листьев, они лежат на земле. В осеннем лесу звери готовятся к зиме: белки, ежики запасают грибы, яблоки. Нарисуем красками, как зайка прыгает, а мишка по лесу идет». Воспитатель показывает концом кисти следы зайчика, а затем всем ворсом кисти рисует крупные мазки. «Зайчик пробежал и спрятался за дерево от серого волка, — говорит воспитатель и располагает мазки около дерева. А это волк пробежал по лесу, — продолжает воспитатель и рисует следы крупнее: — Зайчика не поймал. На небе серая туча, пошел дождик. Хмурая, дождливая наступила осень». Рисует полосы дождя.
После рассказа и показа приемов рисования «следов зверей на земле» воспитатель предлагает детям самостоятельно нарисовать «свой» лес, в котором «скачет зайчик, бегает лиса, ходит волк, шагает медведь». Дети дополняют начатую воспитателем композицию (дорисовывают деревья, кусты, листья, следы зверей). В конце занятия законченные детьми рисунки с аппликативным изображением деревьев образуют общую композицию осеннего леса. Воспи-
татель просит детей найти следы зайчика, лисы, медведя, волка. «Вот какой осенний лес нарисовали дети, и в нем живут звери», — заканчивает воспитатель рассматривание общей композиции. Он поощряет желание детей не только вновь вернуться к процессу рассматривания, нахождению своих рисунков со следами зверей, но и к рассказу о том, что каждый нарисовал. Рассказы детей могут быть еще односложными, типа: «Вот зайчик прыг-прыг», «Мой волк» и т.п.
Действия с предметами. «Найди такую же»
Задачи. Учить находить идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение не отвлекаться при выполнении задания.
Материалы. Игрушки (машинки, куклы, пирамидки, мячи, шарики, кубики, кольца, ленты, грибки и т.п.).
Содержание занятия. Педагог подбирает пары абсолютно идентичных игрушек (предметов) — «близнецов». Игрушки делятся пополам. Одна половина выставляется на детский столик, другая — убирается в «чудесный мешочек» (яркий, красивый чехольчик, размером — 40x40 см). Прежде чем положить часть игрушек в мешочек, воспитатель и дети рассматривают каждый предмет, называют, отмечают его особенности. Затем дети начинают поочередно опускать ручки в мешочек, доставая попавшиеся им предметы, и называют их. Педагог предлагает каждому ребенку выбрать из всех лежащих на столике игрушек точно такую же. Пока малыш подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его предмет, побуждая действовать по зрительной памяти.
Если ребенок затрудняется, педагог показывает игрушку издали, называет ее, тем самым побуждая к действию. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый говорит: «Посмотри, такую ли игрушку ты принес?» Предметы располагаются рядом. Точно так же поочередно подбираются пары всех остальных игрушек. Педагог учит их сравнивать по ярким признакам (цвету, форме). В конце занятия дети могут поиграть с понравившимися предметами по своему замыслу. (В дальнейшем взрослый может предлагать ребенку более усложненный выбор, в зависимости от индивидуального его развития. Так, например, можно выбрать предметы не идентичные, а похожие, но разной величины и цвета и др.).
Речь. «Я козочка Ме-ке-ке»
Задачи. Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь наименований частей тела. Соотносить слово и выразительные движения. Воспитывать интерес к народным потешкам. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы. Игрушка коза.
Содержание занятия. Воспитатель на глазах у детей надевает на руку игрушку козу и начинает вести диалог:
— Кто это к нам пришел? Коза рогатая, коза бодатая. Не бу
дем бояться козы. Скажем: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»
(Инициативные высказывания детей.)
— Козочка принесла молока. Подставляйте кружки. Пейте мо
лочко (условные действия, которые делает и сам воспитатель).
— Кто хочет погладить козочку. Сказать ей спасибо за вкусное
молочко?
— Где у козочки глазки? Где у козочки ушки? — Воспитатель
дает возможность детям самостоятельно показать рога.
Я козочка Ме-ке-ке Я гуляю на лужке, Острые рожки, Тоненькие ножки На самой макушке — Бархатные ушки.
(А. Прокофьев)1
— Что это у козочки? — Показывает рога, ушки, глазки, нос.
Козочка голос подает: «мее, мее» (вместе с детьми).
— Сейчас я как будто ваша мама-коза, а вы маленькие козоч
ки. Покажите, какие рожки у козочек? (Условные действия.) Ко
зочки ходят по лужочку, щиплют травку, голос подают: мее, мее.
(Повторить 2-3 раза.)
Воспитатель обращается к детям со словами: «Ножками, ножками коза — топ-топ. Глазками, глазками коза — хлоп-хлоп!». Эти слова сопровождаются выразительными движениями и звукоподражаниями и повторяется 2—3 раза.
Хрестоматия для маленьких и постарше / Сост. Л.Н. Елисеева. — М.: Знание, 1996. С. 13.
— Мама-коза принесла деткам молока. Подставляйте, козлят
ки, кружечки. Пейте молоко! (Условные действия.)
— Детки-козлятки поели, попили и пошли гулять.
Лепка. «Построим избушку для зайчика»
Задачи.Воспитывать заботу и доброжелательное отношение к сказочному персонажу (зайчику). Развивать сюжетно-игровой замысел, продолжить «сюжет» предыдущего занятия по рисованию. Самостоятельно лепить прямыми движениями ладоней столбики («бревнышки»), соединять их и лепить — вместе с воспитателем, аккуратно пользоваться пластилином.
Материалы.Нарисованный ранее детьми осенний лес; игрушка зайчик; вылепленные заранее воспитателем «бревнышки» для постройки избушки; цветной пластилин; клееночки; салфетки для рук.
Предварительная работа.Игры с зайчиком; рассматривание выполненной ранее общей композиции осеннего леса со следами зверей (рисунки детей наклеить на основу — длинную полосу листа бумаги); чтение потешек, стихов. Например:
Зайчик, ты, зайчик, Коротенькие ножки, Сафьяны сапожки!1
Содержание занятия.Воспитатель предлагает детям вновь обратить внимание на общую композицию осеннего леса и говорит:
— Страшно зайчику в лесу, холодно, негде укрыться от дождя, — читает отрывок из стихотворения А. Блока «Зайчик»:
...Бедный зайчик прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть...'
«Как же помочь зайчику? — спрашивает воспитатель детей (их ответы). — Построим для него избушку, чтобы зимой зайчику было тепло, и волк его не поймал. А для избушки надо слепить много бревнышек. Вот я начала лепить (показывает круглые столбики — „бревнышки"). Теперь, дети, вы будете мне помогать, сами будете лепить бревнышки. Берите пластилин и начинайте раскатывать комочки в ладонях (напоминает движения рук). Бревнышки лепите ровными, чтобы избушка получалась прочная, крепкая и волк не смог ее сломать».
Дети берут комочки пластилина, раскатывают его в ладонях. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется лепить, хвалит за желание помочь зайчику быстрее построить избушку, защитить его от серого волка. Каждый ребенок лепит 3—4 столбика. В конце занятия воспитатель просит детей принести свои «бревнышки» и начинает из них строить избушку (стены, крышу, трубу, окошко).
Сделанную из «бревнышек» (столбиков) избушку воспитатель ставит на фоне нарисованной детьми композиции осеннего леса. Маленькую игрушку — зайчика — он прячет в домике. Дети довольны тем, что теперь серый волк зайчика не поймает. «Вот как хорошо мы все вместе построили для зайчика избушку. Теперь в лапы волку он не попадет», — завершает занятие воспитатель.
Дети по своему желанию после занятия могут продолжать игру с зайчиком на фоне выполненной ими композиции осеннего леса с его обитателями.
Организация детской игры
По мере накопления у детей игрового и социального опыта все чаще становится возможной самостоятельная сюжетная игра, обычно с игрушками (куклами, другими образными игрушками). Для ее стимуляции взрослый организует игровые ситуации, наталкивающие ребенка на игру (например, ставит в группе кукольный
1 Великорус в своих песнях, обрядах...
Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 134.
стол со стульями, рассаживает кукол — как будто они ждут обеда). Активизируя игру, взрослый создает простые проблемные ситуации, побуждающие ребенка к осуществлению условных действий: «Ой, у Машеньки (куклы) руки грязные! Она играла, запачкалась! Проводи ее, помоги ручки помыть! Мыла нет? Вот тебе мыло (вводит кубик-заместитель). А теперь за стол. Вот тарелки, а где же ложки?» (Побуждает ребенка к введению в игру предметов-заместителей и т.п.)
Воспитатель играет с детьми, «озвучивает» куклу и другие игрушки, ведет себя не как обучающий взрослый, а как «играющий ребенок»: «радуется», «обижается», «капризничает» в соответствии с сюжетом игры, осуществляет игровые действия, незаметно показывая образец поведения в подобной игровой ситуации, исподволь организует отношения между играющими детьми, приучая их находиться рядом во время игры и осуществлять координированные игровые действия, обогащает содержание игры, разворачивает сюжет. Участие педагога в совместной игре детей по-разному умеющих играть и общаться, сближает их, способствует исчезновению страха перед общением со сверстником, помогает организовать взаимодействие детей. Для этого создаются специальные сюжетные проблемные ситуации, требующие такого общения, например, заболела кукла Ляля, надо дать ей лекарство, поставить градусник, постелить ей постель и уложить ее, накрыть потеплее, согреть для нее молока... При этом воспитатель направляет действия ребенка, адресует их кукле или сверстнику и при этом обязательно выражает сочувствие кукле, провоцируя у детей эмоциональный отклик. В таких совместных играх (не больше, чем 2-3 участника) воспитатель вовлекает детей в игру и после этого предоставляет возможность играть самим (понарошку уходит к другим «больным»).
Для самодеятельных игр педагог оставляет знакомые детям по опыту или использованные на занятиях игровые ситуации (игрушки, атрибутику, оборудование), в которых дети могут действовать, повторяя знакомые игровые действия, или играть по-новому, привлекая свой опыт. Новые персонажи — игрушки (мышка, козочка и т.п.) — дети могут вводить в старые игры: строить для них дом, дорожку, кормить их, укладывать спать.
НОЯБРЬ. 10 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе будет организовано наблюдение за рыбкой в аквариуме, дети узнают, что аквариум — это домик рыбки. В их активную речь войдут слова и словосочетания, описывающие поведение рыбки, обозначающие части ее тела. В процессе занятий у детей будут формироваться представления о величине предметов и их положении в пространстве: большой — маленький, узкий — широкий, высокий — низкий и др.
Несколько занятий этой недели объединено образами кукол-мальчиков и кукол-девочек. На этих занятиях дети познакомятся спредметами одежды мальчика и девочки, украсят разноцветным узором платье для куклы, слепят различные виды угощения для ее гостей — зайки, мишутки, с которыми дети уже встречались в музыкальных играх, в песенках, прибаутках, стихах, на картинках..