Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 3 страница
|^ ' Госпитализм (от фр. ЬбзрИа! — больница) — синдром патологии детского психи-) и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от мате-I его ранней институализации. В младенческом возрасте госпитализм накладывает Ивный отпечаток на все сферы формирующейся личности ребенка, тормозя интел-уальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое ополучие и т.д.
Ж. Любознательность, как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека. Эти потребности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любознательность — это стремление к познанию нового. Для ребенка все, что его окружает, новое. Желание взять, пощупать, «обыграть» естественно для него. С возрастом любознательность не проходит. Она получает еще большее своеобразие. Неудовлетворение ее в объеме, нужном этому ребенку, приводит к ее затуханию (снижению уровня проявления), что негативно сказывается на его социальном развитии.
Д. Активность присуща ребенку с рождения, и с каждым днем, месяцем она приобретает все новое и новое содержание и направление. Она обусловливает интенсивность социального саморазвития, а сфера ее проявления — его направленность. Активность проявляется в общей динамике поведения ребенка, способствуя формированию его организма в целом. Ее частное проявление помогает соответствующему направлению развития ребенка. Например, активность в играх с игрушками, которые попадают ему в руки, развивает познавательные возможности, способствует освоению окружающей среды с ее многообразием предметов, форм, движений, помогает общению с близкими ему людьми, взаимодействию с ними, формированию опыта самообслуживания, овладению культурой, опытом социального поведения и многому другому.
Исследования специалистов свидетельствуют, что укутывание, стягивание пленками ребенка сдерживает проявление его активности и негативно сказывается на развитии. Однако следует подчеркнуть, что при определенных условиях и в отношении конкретных детей родители вынуждены либо сдерживать, либо, наоборот, стимулировать и направлять их активность. Это позволяет им управлять процессом развития, его коррекции.
К неосознаваемым механизмам относят и другие явления, характерные для человека. В совокупности они способствуют его наиболее полному социальному развитию.
С неосознаваемыми механизмами социального развития человека тесно связаны осознаваемые. Они обусловлены всевозрастающей ролью сознания человека с учетом его возраста и способствуют дальнейшему социальному развитию, воспитанию и обучению. В основе их лежит влияние формируемого сознания на саморазвитие, самовоспитание. Осознаваемые механизмы также способствуют активному психологическому и социальному развитию человека. С возрастом их роль в самосовершенствовании человека значительно возрастает.
К осознаваемым механизмам относят:
А. Осознаваемые механизмы, связанные с психикой человека, — » такие явления, как:
|;, 1. Саморазвитие психики человека. На самом раннем этапе этого оцесса саморазвитие психики выполняет функцию неосознаваемого ханизма. В этот период имеет место либо неосознаваемая самоак-«вность, либо своего рода «дрессура» со стороны воспитателей, либо | то и другое. С возрастом развитие психики в большей степени ставится зависимым от осознаваемых действий и поступков. С рождения ребенок слышит, когда взрослые говорят о том или ром действии, и видит, что и как они после этого делают. Постепенно >Н привыкает и знает: если говорят, что будем есть, то он, естественно, олучит еду, будем одеваться, чтобы идти на улицу, его одевают. За-^оминаются слова, со временем усваивается их смысл. Именно слово •'Наибольшей степени способствует формированию мысли, становит-|я средством осмысления того, что происходит, регулятором действий р поступков. Мыслительная деятельность способствует дальнейшему звитию сознания человека.
2. Эмоциональная восприимчивость. Об эмоциональной зарази-
льности и эмоциональной обусловленности говорилось, когда речь
,а об источниках социального развития. Эмоциональная восприим-Ивость человека является той силой, которая активизирует его инди-..„альные возможности, волевые усилий, способствует направлен-.ому социальному развитию и дает эмоциональное удовлетворение. •[Если ребенку не нравится что-либо делать, то он активно этому со-Рротивляется, и наоборот, то, что нравится, — стимулирует ее прояв-ние, увлеченность.
3. Волевая активность. Одной из важнейших движущих сил осоз-
аваемых механизмов социального развития и воспитания человека
вляется воля, волевая активность. Устремленность ребенка к чему-
ибо новому, к свету, человеку проявляется на уровне, естественной
Отребности, подсознания. Постепенно это способствует появлению
эзнаваемых источников — волевых основ, стимулирующих его _иоразвитие. С возрастом у человека формируется целая гамма во-евых качеств, определяющих его индивидуальные возможности по еспечению направленного самосовершенствования. Совокупность их качеств, их развитость, выраженность и влияние на саморазвитие чности человека исключительно индивидуальны. Наблюдения за детьми показывают необходимость с самого раннего ррства создавать условия для формирования у ребенка, закладывать КЩе на подсознательном уровне основы будущих волевых качеств. Дети расто стоят перед выбором: «хочу» и «надо». Ведь то, что не дается ре-
бенку для выполнения каких-либо действий, требует от него проявления волевого усилия — «надо». В этом плане рекомендуется:
— с самого начала стремиться создавать ребенку наиболее благо
приятные условия для саморазвития на основе свободного воспитания.
На этом этапе у него возникает некая способность достигать чего-
либо.
Идеи свободного воспитания нашли отражение в трудах многих педагогов прошлого. Среди них Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вент-цель и другие. Свободное воспитание в большей степени стимулирует развитие волевых возможностей личности. Имеется в виду свободное, но не вседозволенное воспитание. Об этом еще в 1916 г. писал А.М. Обухов. Анализируя взгляды теоретиков свободного воспитания, а также данные психологической науки и практиков, он отмечал, что оно не должно переходить во вседозволенность. Даже у ребенка не могут быть только права. Они есть у детей независимо от их возраста, родителей, учителей. Каждый ребенок обязан уважать не только свои, но и права других (детей, родителей, учителей). Кроме того, ребенок по недопониманию иногда стремится к тому, что угрожает его жизни, и родители обязаны защитить его, оградить от последствий. Например, он дополз До края кровати и тянется за игрушкой, лежащей на полу, если его не остановить, он упадет и ушибется. Мама, естественно, не будет ждать, когда он упадет. Она обязательно ограничит его активность: либо опустит его на пол, либо отвлечет чем-либо;
уметь различать проявление каприза и настойчивости: «хочу»
и «надо». Исключительно важно уметь пресекать, преодолевать кап
риз и, наоборот, поощрять, поддерживать настойчивость, позитивную
устремленность. Грань между ними далеко не так ясно и четко про
сматривается. Часто родители, видя, что ребенок капризничает, чтобы
его лишний раз не расстраивать, потакают ему. Некоторые считают,
что со временем это пройдет. Они не задумываются над тем, что к
этому времени у ребенка сформируются определенные негативные ка
чества, привычки, преодолевать которые в дальнейшем исключитель
но сложно;
максимальная поддержка позитивного самопроявления, актив
ности в самообслуживании. Предусматривать, что кормление, одева
ние, игры, ползание, хождение и проч. обладают своим социальным
потенциалом и их следует наиболее полно использовать в развитии и
воспитании ребенка.
Б. Осознаваемые механизмы, связанные с развитием сознания — это такие явления, как:
1. Социальная предрасположенность к развитию (социальному развитию). Она — результат многовековой эволюции человека, разви-
его мозга. Эта предрасположенность обладает значительным по-дциалом, который даже при самых минимальных условиях челове-ского общения может способствовать социальному становлению резка. Главная задача родителя и воспитателя — обеспечить
Зходимое взаимодействие с ним.
2. Уровень развития сознания человека как основы социальной пер-ективы. Чтобы представить сущность данного фактора, как движу-Йй силы социального развития и воспитания человека, воспользуем-
аналогией, приведенной известным отечественным психологом
I. Зинченко. Он сравнивал развитие человека с межконтиненталь-
I ракетой. В процессе полета двигатель ракеты, отрабатывая свой рурс, способствует достижению определенной скорости, затем
эчается следующая ступень. Вследствие чего скорость ракеты подает дополнительное ускорение относительно предыдущей и т.д.
Человек в своем развитии в определенной степени проходит ана-
лчный путь. Он не отбрасывает того, что получил в социальном звитии ранее, и, как ракета, наращивает скорость. С каждым днем,
эщем, годом ребенок достигает определенного качественного со-Ояния. Последующее развитие, в том числе и направленное, инди-ядуально-коррекционное, начинается (реализуется) именно с того овня, который он уже имеет, и, опираясь на (отталкиваясь от) него, усовершенствуется, устремляясь к более высокому уровню.
Изложенное позволяет сделать некоторые выводы: I' а) задержка в развитии ребенка на его первоначальном этапе су-ственно сказывается на последующем. Отставание в развитии на
еделенном возрастном этапе может оказаться для ребенка непре-
тамым (маугди ограничены в социальном развитии и не достига-1 многого);
6) стимулирование педагогически организованного раннего разви-ребенка создает основу для его последующего более активного усовершенствования. Дети, получившие необходимое развитие в г, уже в детском саду проявляют себя достаточно активно, опе-в социальном развитии своих сверстников, не имевших такой
ложности. Данный фактор проявляется и на этапе начальной
олы. Подготовленные к школе дети, достаточно легко адаптиру-к учебному процессу и успешно справляются с учебной про-
Кмой.
Данные наблюдений практических работников и исследователей Моляют установить, что:
> как природное существо, ребенок развивается по законам живой оды, при этом он достаточно динамичен и активен. Однако его
[Жирование не может идти скачкообразно, перескакивая через
этапы. Сами этапы могут быть более или менее длительными. В каждом конкретном случае процесс становления индивидуален;
— направленность и интенсивность в развитии человека определяются его личностным потенциалом, средой, воспитанием и самоактивностью. Если ребенок глух от рождения, слух у него не разовьешь. Однако чаще всего он рождается с зачатками слуха, которые нуждаются в направленном развитии с самого раннего детства. В противном случае они могут быть утрачены вовсе, и человек потеряет возможность обрести слух;
в) развитие ребенка — это не прямая, односторонняя дорога. Оно представляет собой достаточно сложный процесс. Динамика его предопределяется предрасположенностью ребенка к развитию, его состоянием в данный конкретный момент, условиями, в которых он находится, и самоактивностью. В этом смысле показательный пример — воспитание спортсмена. Это человек, который имеет предрасположенность в физическом развитии в определенной области и благодаря специальным тренировкам достигает значительных результатов. Наблюдения за спортсменами показывают, что у них норма самопроявления в физических упражнениях выше, чем у их сверстников, не занимающихся регулярно спортом. Например, для спортсмена высшей категории существует планка, с которой он начинает.разминку, но она значительно выше, чем та, на которую может претендовать неспортсмен. В то же время он далеко не всегда готов показать свой же наивысший результат. Ему требуются постоянные и серьезные тренировки, и даже в этом случае его достижения колеблются порой в значительных пределах.
Данный факт позволяет сделать некоторые замечания:
направленная работа с ребенком по его индивидуальному раз
витию способствует достижению им лучших результатов, и наоборот,
прекращение занятий, отсутствие прежней направленности и интен
сивности приводят к «застою» и даже потере прежнего опыта;
развитие ребенка в одной сфере (области) создает благоприят
ные условия для его более активного самопроявления и развития в
других. Организм и психика в раннем возрасте достаточно динамич
ны. Они способны к более активному развитию, его коррекции. Уче
ные не рекомендуют увлекаться односторонними занятиями (разви
тием) с ребенком и считают целесообразным всячески добиваться
привлечения его к более широкому спектру деятельности в интересах
разностороннего развития;
более развитый ребенок испытывает потребность в большей ак
тивности по самореализации. Если этого не происходит, то под воз
действием его адаптации в новых условиях, требующих меньшей ди-
Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 65
пики, начинается перестройка его организма. Он теряет прежний намизм и усваивает новый. Новое состояние имеет сдерживающий (>актер, ограничивающий интенсивность его направленного разви-я, что может иметь негативные последствия. Неумение воспитателя деть динамику ребенка и обеспечить ему необходимую активность |гдет мешать его развитию в целом.
Нередко в семье очень активно готовят ребенка к школе, при его рмальном развитии и любознательности такой подход вполне оп-здан. Приходит такой ребенок, психологически и педагогически рДготовленный, в класс, где ему предстоит учиться, и оказывается |'детьми, которые не знают даже букв. Учитель, естественно, начи-• с азов, больше уделяя внимания тем, кто меньше знает. Он ста-ься их подтянуть, а затем надеется активизировать деятельность его класса. Можно представить себе состояние подготовленного бенка. Он так хотел в школу, а здесь учат тому, что он уже давно ает. На него в такой обстановке влияет ряд негативных факторов: 1, чаще всего не замечают на занятии; он знает ответ, но его не Ирашивают, лишая самопроявления и обрекая на пассивность; но-Ого для него практически ничего нет или очень мало; если бы он I знал, то его чаще спрашивали, за правильные ответы чаще хвали-ему становится совершенно неинтересно учиться; то, что он Йает, ему кажется очень простым, и неясно, почему другие не могут о понять и запомнить. Подобные факты формируют у ребенка не-гивное отношение к слабым в учебе детям и осознание того, что в. Йсоле можно получать «пятерки», ничего не делая, совершенно не ^трачивая труда, и пр. Он (этот ребенок) «остывает» к учебе, у него тепенно пропадает интерес к занятиям. Как следствие, ребенок зывается идти в школу, очень мало уделяет внимания учебе. На-Кная с пятерок, он, исчерпав потенциал, снижает результаты в 5е. Впоследствии такой ребенок вообще может с трудом справиться со школьной программой. Изложенное диктует необходимость:
дифференцированного подхода к комплектованию классов;
дифференцированного и индивидуального подхода в процессе
^учения (особенно в начальных классах);
обеспечения развития ребенка в соответствии с. уровнем его ин-
Нвидуальных возможностей. Данный факт наиболее целесообразно
ывать в процессе индивидуального развития, воспитания и обу-Я ребенка. Он в своем развитии не может перепрыгнуть через (Возможное. К сожалению, далеко не каждый родитель может это опять. Существует множество спецшкол (математических, лингвис-Ических, гуманитарных, с музыкальным воспитанием, физическим
уклоном и пр.), спецклассов, гимназий. Нередко это коммерческие учреждения. Иногда родители отдают детей в платные школы без учета их индивидуальных возможностей. В дальнейшем они предъявляют большие претензии к учителям, если ребенок показывает невысокие результаты: «мы платим, а вы обязаны учить», «почему у моего ребенка тройки» и .пр. Бывает, что в этой ситуации учитель забывает о своем- педагогическом назначении. Он меньше всего думает о ребенке. Ему нужны оценки, и он, не считаясь с индивидуальными возможностями ребенка, старается «выжать» из него высокие результаты. Случается, что учитель диктует родителям: не нравится, забирайте документы и отдавайте ребенка в обычный класс, желающих учиться в этом много.
Перегрузка ребенка в процессе обучения более опасна, чем недогрузка. Последняя ведет к тому, что ребенок не получает развития и воспитания,.к которому он предрасположен. В дальнейшем он что-то сможет наверстать в развитии и обучении посредством самоактивности, самообразования, самовоспитания. Перегрузка чревата серьезными психологическими последствиями, преодоление которых требует значительных усилий специалистов — психологов, социальных педагогов. Сформировавшиеся психические отклонения, могут сказаться на всей последующей жизни человека;
— в оценке результатов деятельности ребенка с особыми нуждами их сравнивают с его личными, а не сверстников достижениями. Его личный результат — это оценка достигнутого в процессе реабилитационной работы с ним.
Интеллектуальные потребности, желания, интересы, устрем
ления, цели, идеалы. Это все то, что определяет интеллектуальную
предрасположенность человека к социальному развитию. Она фор
мируется с возрастом и направляет его устремленность в интеллек
туальном поиске, социальном саморазвитии, самосовершенствова
нии. Интеллектуальная предрасположенность у каждого человека
своя, индивидуальная. Она не постоянна и может изменяться с воз
растом, от нее зависит склонность человека к умственной, физичес
кой или умственной и физической деятельности и соответствующе
му развитию.
Самокритичность, самоуправление. Это отношение к себе харак
терно для человека, формируется с возрастом, развитием самосозна
ния. Человек далеко не безразличен к тому, что и как он делает и как
оценивают его самого и его деятельность. Самокритичность и самоуп
равление зависят от нравственных ориентиров человека, его Я и во
многом определяют направленность и интенсивность работы человека
над собой по самосовершенствованию и самопроявлению. Самокри-
Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 67
Чность помогает ребенку оценить свою способность достижения го или иного результата в самосовершенствовании. • К осознаваемым механизмам относят и другие проявления, харак-ные для человека. В совокупности они способствуют его социаль-„гу развитию, воспитанию, самовоспитанию и самообразованию. Следует подчеркнуть, что проявление только неосознаваемых ме-змов может иметь место лишь у детей, когда рациональный ком-ент сознания еще не сформирован. Вследствие изложенного ребе-Ьк оказывается неспособным осознать и выработать оценочное ношение к групповым нормам и предписаниям, а также к тем видам циально-психологических воздействий, которые он испытывает со ороны ближайшего окружения. Постепенно усиливается влияние знаваемых механизмов под воздействием внутренних и внешних очников (факторов).
Между всеми внутренними движущими силами (неосознаваемы-и осознаваемыми механизмами) социального развития человека ^ествует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодо-5)Лнение. Учет их своеобразия обеспечивает наиболее действенное Вправленное и интенсивное индивидуальное и индивидуально-кор-екционное развитие и воспитание человека. Одновременно следует рдчеркнуть взаимосвязь внешних источников и движущих сил соци-Яьного развития и воспитания человека.
Внешние движущие силы, обеспечивающие реализацию потенциала
цка.
Внешние движущие силы — это те, которые стимулируют, активи-Йруют или сдерживают внутренние движущие силы социального раз-йтия и воспитания человека. Им принадлежит важное место в соци-Яьном развитии человека. С их помощью можно направлять управлять) всем процессом социального развития и воспитания. 1 ним относятся:
А. Среда непосредственного воздействия на микроуровне: на ран-ем этапе — это уход за ребенком; среда жизнедеятельности и воспи-шие; семья; коллективы и группы, в которые попадает ребенок в пер-ие годы жизни и которые существенно оказывают влияние на его йвитие; отдельные личности, мнение и/или деятельность которых деют особое значение для ребенка; собственно воспитание.
Уход за ребенком осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, в интересах обеспечения ребенку наиболее оптимальных Ловий жизнедеятельности; по сути, это условия жизни ребенка: ицМната, где он спит, играет, ее санитарно-гигиенические условия; пи-|>|Цгание; режим дня; физические упражнения; закаливание; прогулки I пр. Правильный, соответствующий индивидуальным особенностям
поле экрана компьютера, что требует жесткой регламентации его работы по времени.
Однако компьютер оказывает не только негативное воздействие. Он предоставляет возможность использовать его огромный позитивный потенциал по различным направлениям: овладение навыками обращения с современной электронной техникой; получение широкой и разносторонней информации ребенком с ограниченными возможностями взаимодействия со средой; направленное развитие с помощью специальных программ информационного и развивающего воздействия; осуществление частной реабилитации с использованием специальных программ, позволяющих преодолевать определенные патологические .явления; профориентационная работа с ребенком, подготовка его к последующей профессиональной деятельности, требующей знаний компьютерных технологий.
В. Социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил: «эффект доверия»; групповые ожидания, референтная группа; взаимопомощь и поддержка, авторитет и др. «Эффект доверия». В самопроявлении ребенка особое значение имеет доверие со стороны старших, группы. Умение воспитателя устанавливать такие отношения создает благоприятные условия, стимулирующие самопроявление ребенка. Они окрыляют ребенка, побуждают его к активности, стремлению показать, что он может и сделает. Все это позитивно сказывается на взаимодействии ребенка с воспитателем.
Групповые ожидания — это ожидание от человека выполнения ролевых предписаний, оценочные стереотипы окружения. Они нередко предписывают индивиду определенный образец поведения и могут играть как позитивную, так и негативную роль в его социальном развитии.
Референтная группа — это группа, имеющая особую значимость при оценке поступков человека. Она бывает: условной, реальной, сравнительной, нормативной, престижной. С ней сталкивается ребенок уже в детском саду. Особенно сильно ее влияние в подростковом и юношеском возрасте.
Взаимопомощь и поддержка. Наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка в среде и среды к нему создает взаимопомощь и поддержка. В этих условиях ему легче проявлять себя, не бояться насмешек, неумелости и стремиться к наибольшему самопроявлению. Взаимопомощь позволяет ребенку на определенном этапе включаться в работу по оказанию помощи более слабому. В этом случае он приобретает особую значимость в своих глазах, происходит дальнейшее развитие его возможностей.
Авторитет — степень влияния, оказываемого отдельными лица-ИИ в той или иной отрасли знания или сфере занятости. Авторитетной $|чности легче строить свою работу с ребенком. Ему как бы больше доверяют, в него верят и стараются сделать так, как требует именно (|. Такой авторитет могут иметь родители, воспитатели. Авторитет — ) «капитал» воспитателя, который нужно сохранять и заботиться о повышении. Эксплуатация его может быть кратковременной и по-янной. Все зависит от того, как о нем заботятся. Дети не всегда ощают ошибки вследствие самоуверенности. Если воспитатель про-•г- некорректность, необязательность, нечестность, сохранить ав-Йритет в работе с ребенком ему практически невозможно. !,.':,. Между всеми внутренними и внешними движущими силами соци-рьного развития человека существует тесная взаимосвязь. Они как И взаимодополняют друг друга в этом процессе. Характерно, что раз-Итие ребенка в одном направлении способствует (стимулирует) его <1звитие и в других. Развитие ребенка в возможной для него сфере [Юсобствует активизации его развития в целом. В то же время следу-особо подчеркнуть, что направленная активность человека не озна-разносторонность его становления. Она лишь создает условия этого. Необходимы направленные усилия по стимулированию амопроявлению) активности ребенка в других сферах, чтобы доби-аться его наиболее разностороннего развития.
§ 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании
Не менее важным, а подчас и самым главным фактором социаль-&ОГО развития и воспитания является сама личность. Включение ее в |ктивную самосозидательную деятельность — важнейшее условие ди-дичного и направленного развития. Роль личности ребенка в .v самосовершенствовании очень значительна, но она может быть овершенно разной. Наиболее типичными формами самопроявления .лозициями) личности являются: самодеятельно-творческая, безудержно-активная (гиперактивная), пассивно-исполнительская, безлично-пассивная (гипоактивная), протестная (протестно-каприз-я, протестно-негативная).
Самодеятельно-творческая позиция формируется при «свободном испитании». Этому способствует педагогика сотрудничества. Она аибояее полно создает условия для проявления самостоятельности и ворчества с самого раннего детства. В воспитательной работе такая озиция ребенка наиболее благоприятна. Однако следует подчерк-.уть, что слишком нечетная грань проходит между сотрудничеством вседозволенностью в воспитательной работе.
Безудержно-активная (гиперактивная) позиция формируется при определенной предрасположенности ребенка (как правило, холерического темперамента). При таких его особенностях она может проявляться в его высокой активности. В этом случае недостатки воспитания ведут к попустительству, вседозволенности.
Пассивно-исполнительская позиция личности формируется при авторитарном стиле воспитания и определенной предрасположенности ребенка (как правило, меланхолического характера) и др. В этом случае говорят, что воспитатель «лепит» ребенка по своему образу и подобию либо по тому «идеалу», которого ему самому хотелось бы достичь. Делается это «во имя ребенка», однако редко согласуется с его индивидуальными особенностями и возможностями. Главным недостатком такой позиции является безынициативность ребенка. У него мало оптимизма, стремления идти вперед, преодолевать трудности, что негативно сказывается на его развитии. В то же время такая позиция скорее всего изменится при педагогически умелой работе с ним, возможно и достижение положительных результатов.
Безразлично-пассивная (гипоактивная) позиция также формируется при определенной предрасположенности, заторможенности ребенка (как правило, меланхолического темперамента) и недостатках воспитания: попустительстве, вседозволенности. В работе с ним воспитателю приходится сложнее. Переломить ситуацию довольно трудно. Этому может способствовать стимулирование мотивации активности ребенка, активизации его самопроявления. При получении позитивных результатов позиция ребенка может постепенно меняться. Однако ошибки во взаимодействии с ним будут вести к дальнейшему укреплению безразличия, негативизма.
Протестная (протестно-капризная, протестно-негативная) позиция — чаще всего результат недостатков воспитания ребенка. Она является либо внутренним протестом против любых попыток самопроявления, либо негативной реакцией по отношению к тому или иному лицу. Им может быть родитель, который сумел сформировать у ребенка капризность. Такая позиция может выражать отношение к воспитателю, который проявил определенную некорректность в действиях, оценочных суждениях и пр. Изменить такую форму проявления ребенка сложнее, так как она является следствием не только своеобразия его характера, но и результатом воспитания.
Всякая позиция ребенка может быть либо подспорьем в воспитательной работе с ним, либо препятствием, мешающим обеспечить полное использование возможностей, наиболее целесообразных в данной ситуации.
|'1. Что представляют собой источники социального развития человека?
|'2. Что такое внутренние источники социального развития человека?
1/3. Назовите и дайте характеристику основных внутренних источников социального
|Ития человека.
4. Что такое внешние источники социального развития человека? '' 5. Назовите и дайте характеристику основных внешних источников социального •Ития человека. ;''6. Что такое движущие силы социального развития человека?
7.'Что характеризуют внутренние силы социального развития человека? ' 8. Назовите и дайте характеристику основных внутренних движущих сил социаль-
0 развития человека.
9. Дайте определение неосознаваемым механизмам развития человека и их харак-
Истику.
10. Дайте определение осознаваемым механизмам развития человека и их характе-
ТИку.
11. Каковы наиболее характерные рекомендации по учету осознаваемых механиз-
1 в социально-педагогической работе с ребенком?
Что такое внешние движущие силы социального развития ребенка?
Дайте характеристику основных внешних движущих сил, обеспечивающих ре-
аацию социального потенциала развития ребенка.
Каковы социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внеш-
I,Движущих сил?
Какова роль самой личности ребенка в социальном самосовершенствовании.