Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса 3 страница

|^ ' Госпитализм (от фр. ЬбзрИа! — больница) — синдром патологии детского психи-) и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от мате-I его ранней институализации. В младенческом возрасте госпитализм накладывает Ивный отпечаток на все сферы формирующейся личности ребенка, тормозя интел-уальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое ополучие и т.д.

Ж. Любознательность, как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека. Эти потребности тесно вза­имосвязаны и взаимообусловлены. Любознательность — это стремле­ние к познанию нового. Для ребенка все, что его окружает, новое. Же­лание взять, пощупать, «обыграть» естественно для него. С возрастом любознательность не проходит. Она получает еще большее своеобра­зие. Неудовлетворение ее в объеме, нужном этому ребенку, приводит к ее затуханию (снижению уровня проявления), что негативно сказы­вается на его социальном развитии.

Д. Активность присуща ребенку с рождения, и с каждым днем, ме­сяцем она приобретает все новое и новое содержание и направление. Она обусловливает интенсивность социального саморазвития, а сфера ее проявления — его направленность. Активность проявляется в общей динамике поведения ребенка, способствуя формированию его организма в целом. Ее частное проявление помогает соответствующе­му направлению развития ребенка. Например, активность в играх с игрушками, которые попадают ему в руки, развивает познавательные возможности, способствует освоению окружающей среды с ее много­образием предметов, форм, движений, помогает общению с близкими ему людьми, взаимодействию с ними, формированию опыта самооб­служивания, овладению культурой, опытом социального поведения и многому другому.

Исследования специалистов свидетельствуют, что укутывание, стягивание пленками ребенка сдерживает проявление его активности и негативно сказывается на развитии. Однако следует подчеркнуть, что при определенных условиях и в отношении конкретных детей ро­дители вынуждены либо сдерживать, либо, наоборот, стимулировать и направлять их активность. Это позволяет им управлять процессом развития, его коррекции.

К неосознаваемым механизмам относят и другие явления, харак­терные для человека. В совокупности они способствуют его наиболее полному социальному развитию.

С неосознаваемыми механизмами социального развития челове­ка тесно связаны осознаваемые. Они обусловлены всевозрастающей ролью сознания человека с учетом его возраста и способствуют дальнейшему социальному развитию, воспитанию и обучению. В ос­нове их лежит влияние формируемого сознания на саморазвитие, самовоспитание. Осознаваемые механизмы также способствуют ак­тивному психологическому и социальному развитию человека. С возрастом их роль в самосовершенствовании человека значитель­но возрастает.

К осознаваемым механизмам относят:

А. Осознаваемые механизмы, связанные с психикой человека, — » такие явления, как:

|;, 1. Саморазвитие психики человека. На самом раннем этапе этого оцесса саморазвитие психики выполняет функцию неосознаваемого ханизма. В этот период имеет место либо неосознаваемая самоак-«вность, либо своего рода «дрессура» со стороны воспитателей, либо | то и другое. С возрастом развитие психики в большей степени ста­вится зависимым от осознаваемых действий и поступков. С рождения ребенок слышит, когда взрослые говорят о том или ром действии, и видит, что и как они после этого делают. Постепенно >Н привыкает и знает: если говорят, что будем есть, то он, естественно, олучит еду, будем одеваться, чтобы идти на улицу, его одевают. За-^оминаются слова, со временем усваивается их смысл. Именно слово •'Наибольшей степени способствует формированию мысли, становит-|я средством осмысления того, что происходит, регулятором действий р поступков. Мыслительная деятельность способствует дальнейшему звитию сознания человека.

2. Эмоциональная восприимчивость. Об эмоциональной зарази-
льности и эмоциональной обусловленности говорилось, когда речь

,а об источниках социального развития. Эмоциональная восприим-Ивость человека является той силой, которая активизирует его инди-..„альные возможности, волевые усилий, способствует направлен-.ому социальному развитию и дает эмоциональное удовлетворение. •[Если ребенку не нравится что-либо делать, то он активно этому со-Рротивляется, и наоборот, то, что нравится, — стимулирует ее прояв-ние, увлеченность.

3. Волевая активность. Одной из важнейших движущих сил осоз-
аваемых механизмов социального развития и воспитания человека
вляется воля, волевая активность. Устремленность ребенка к чему-
ибо новому, к свету, человеку проявляется на уровне, естественной
Отребности, подсознания. Постепенно это способствует появлению

эзнаваемых источников — волевых основ, стимулирующих его _иоразвитие. С возрастом у человека формируется целая гамма во-евых качеств, определяющих его индивидуальные возможности по еспечению направленного самосовершенствования. Совокупность их качеств, их развитость, выраженность и влияние на саморазвитие чности человека исключительно индивидуальны. Наблюдения за детьми показывают необходимость с самого раннего ррства создавать условия для формирования у ребенка, закладывать КЩе на подсознательном уровне основы будущих волевых качеств. Дети расто стоят перед выбором: «хочу» и «надо». Ведь то, что не дается ре-

бенку для выполнения каких-либо действий, требует от него проявле­ния волевого усилия — «надо». В этом плане рекомендуется:

— с самого начала стремиться создавать ребенку наиболее благо­
приятные условия для саморазвития на основе свободного воспитания.
На этом этапе у него возникает некая способность достигать чего-
либо.

Идеи свободного воспитания нашли отражение в трудах многих педагогов прошлого. Среди них Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вент-цель и другие. Свободное воспитание в большей степени стимулирует развитие волевых возможностей личности. Имеется в виду свободное, но не вседозволенное воспитание. Об этом еще в 1916 г. писал А.М. Обухов. Анализируя взгляды теоретиков свободного воспита­ния, а также данные психологической науки и практиков, он отмечал, что оно не должно переходить во вседозволенность. Даже у ребенка не могут быть только права. Они есть у детей независимо от их воз­раста, родителей, учителей. Каждый ребенок обязан уважать не толь­ко свои, но и права других (детей, родителей, учителей). Кроме того, ребенок по недопониманию иногда стремится к тому, что угрожает его жизни, и родители обязаны защитить его, оградить от последствий. Например, он дополз До края кровати и тянется за игрушкой, лежащей на полу, если его не остановить, он упадет и ушибется. Мама, естест­венно, не будет ждать, когда он упадет. Она обязательно ограничит его активность: либо опустит его на пол, либо отвлечет чем-либо;

уметь различать проявление каприза и настойчивости: «хочу»
и «надо». Исключительно важно уметь пресекать, преодолевать кап­
риз и, наоборот, поощрять, поддерживать настойчивость, позитивную
устремленность. Грань между ними далеко не так ясно и четко про­
сматривается. Часто родители, видя, что ребенок капризничает, чтобы
его лишний раз не расстраивать, потакают ему. Некоторые считают,
что со временем это пройдет. Они не задумываются над тем, что к
этому времени у ребенка сформируются определенные негативные ка­
чества, привычки, преодолевать которые в дальнейшем исключитель­
но сложно;

максимальная поддержка позитивного самопроявления, актив­
ности в самообслуживании. Предусматривать, что кормление, одева­
ние, игры, ползание, хождение и проч. обладают своим социальным
потенциалом и их следует наиболее полно использовать в развитии и
воспитании ребенка.

Б. Осознаваемые механизмы, связанные с развитием сознания — это такие явления, как:

1. Социальная предрасположенность к развитию (социальному развитию). Она — результат многовековой эволюции человека, разви-

его мозга. Эта предрасположенность обладает значительным по-дциалом, который даже при самых минимальных условиях челове-ского общения может способствовать социальному становлению ре­зка. Главная задача родителя и воспитателя — обеспечить

Зходимое взаимодействие с ним.

2. Уровень развития сознания человека как основы социальной пер-ективы. Чтобы представить сущность данного фактора, как движу-Йй силы социального развития и воспитания человека, воспользуем-

аналогией, приведенной известным отечественным психологом

I. Зинченко. Он сравнивал развитие человека с межконтиненталь-

I ракетой. В процессе полета двигатель ракеты, отрабатывая свой рурс, способствует достижению определенной скорости, затем

эчается следующая ступень. Вследствие чего скорость ракеты по­дает дополнительное ускорение относительно предыдущей и т.д.

Человек в своем развитии в определенной степени проходит ана-

лчный путь. Он не отбрасывает того, что получил в социальном звитии ранее, и, как ракета, наращивает скорость. С каждым днем,

эщем, годом ребенок достигает определенного качественного со-Ояния. Последующее развитие, в том числе и направленное, инди-ядуально-коррекционное, начинается (реализуется) именно с того овня, который он уже имеет, и, опираясь на (отталкиваясь от) него, усовершенствуется, устремляясь к более высокому уровню.

Изложенное позволяет сделать некоторые выводы: I' а) задержка в развитии ребенка на его первоначальном этапе су-ственно сказывается на последующем. Отставание в развитии на

еделенном возрастном этапе может оказаться для ребенка непре-

тамым (маугди ограничены в социальном развитии и не достига-1 многого);

6) стимулирование педагогически организованного раннего разви-ребенка создает основу для его последующего более активного усовершенствования. Дети, получившие необходимое развитие в г, уже в детском саду проявляют себя достаточно активно, опе-в социальном развитии своих сверстников, не имевших такой

ложности. Данный фактор проявляется и на этапе начальной

олы. Подготовленные к школе дети, достаточно легко адаптиру-к учебному процессу и успешно справляются с учебной про-

Кмой.

Данные наблюдений практических работников и исследователей Моляют установить, что:

> как природное существо, ребенок развивается по законам живой оды, при этом он достаточно динамичен и активен. Однако его

[Жирование не может идти скачкообразно, перескакивая через

этапы. Сами этапы могут быть более или менее длительными. В каж­дом конкретном случае процесс становления индивидуален;

— направленность и интенсивность в развитии человека определя­ются его личностным потенциалом, средой, воспитанием и самоактив­ностью. Если ребенок глух от рождения, слух у него не разовьешь. Однако чаще всего он рождается с зачатками слуха, которые нужда­ются в направленном развитии с самого раннего детства. В противном случае они могут быть утрачены вовсе, и человек потеряет возмож­ность обрести слух;

в) развитие ребенка — это не прямая, односторонняя дорога. Оно представляет собой достаточно сложный процесс. Динамика его пред­определяется предрасположенностью ребенка к развитию, его состоя­нием в данный конкретный момент, условиями, в которых он нахо­дится, и самоактивностью. В этом смысле показательный пример — воспитание спортсмена. Это человек, который имеет предрасположен­ность в физическом развитии в определенной области и благодаря специальным тренировкам достигает значительных результатов. На­блюдения за спортсменами показывают, что у них норма самопрояв­ления в физических упражнениях выше, чем у их сверстников, не за­нимающихся регулярно спортом. Например, для спортсмена высшей категории существует планка, с которой он начинает.разминку, но она значительно выше, чем та, на которую может претендовать неспорт­смен. В то же время он далеко не всегда готов показать свой же наи­высший результат. Ему требуются постоянные и серьезные трениров­ки, и даже в этом случае его достижения колеблются порой в значительных пределах.

Данный факт позволяет сделать некоторые замечания:

направленная работа с ребенком по его индивидуальному раз­
витию способствует достижению им лучших результатов, и наоборот,
прекращение занятий, отсутствие прежней направленности и интен­
сивности приводят к «застою» и даже потере прежнего опыта;

развитие ребенка в одной сфере (области) создает благоприят­
ные условия для его более активного самопроявления и развития в
других. Организм и психика в раннем возрасте достаточно динамич­
ны. Они способны к более активному развитию, его коррекции. Уче­
ные не рекомендуют увлекаться односторонними занятиями (разви­
тием) с ребенком и считают целесообразным всячески добиваться
привлечения его к более широкому спектру деятельности в интересах
разностороннего развития;

более развитый ребенок испытывает потребность в большей ак­
тивности по самореализации. Если этого не происходит, то под воз­
действием его адаптации в новых условиях, требующих меньшей ди-

Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 65

пики, начинается перестройка его организма. Он теряет прежний намизм и усваивает новый. Новое состояние имеет сдерживающий (>актер, ограничивающий интенсивность его направленного разви-я, что может иметь негативные последствия. Неумение воспитателя деть динамику ребенка и обеспечить ему необходимую активность |гдет мешать его развитию в целом.

Нередко в семье очень активно готовят ребенка к школе, при его рмальном развитии и любознательности такой подход вполне оп-здан. Приходит такой ребенок, психологически и педагогически рДготовленный, в класс, где ему предстоит учиться, и оказывается |'детьми, которые не знают даже букв. Учитель, естественно, начи-• с азов, больше уделяя внимания тем, кто меньше знает. Он ста-ься их подтянуть, а затем надеется активизировать деятельность его класса. Можно представить себе состояние подготовленного бенка. Он так хотел в школу, а здесь учат тому, что он уже давно ает. На него в такой обстановке влияет ряд негативных факторов: 1, чаще всего не замечают на занятии; он знает ответ, но его не Ирашивают, лишая самопроявления и обрекая на пассивность; но-Ого для него практически ничего нет или очень мало; если бы он I знал, то его чаще спрашивали, за правильные ответы чаще хвали-ему становится совершенно неинтересно учиться; то, что он Йает, ему кажется очень простым, и неясно, почему другие не могут о понять и запомнить. Подобные факты формируют у ребенка не-гивное отношение к слабым в учебе детям и осознание того, что в. Йсоле можно получать «пятерки», ничего не делая, совершенно не ^трачивая труда, и пр. Он (этот ребенок) «остывает» к учебе, у него тепенно пропадает интерес к занятиям. Как следствие, ребенок зывается идти в школу, очень мало уделяет внимания учебе. На-Кная с пятерок, он, исчерпав потенциал, снижает результаты в 5е. Впоследствии такой ребенок вообще может с трудом справ­иться со школьной программой. Изложенное диктует необходимость:

дифференцированного подхода к комплектованию классов;

дифференцированного и индивидуального подхода в процессе
^учения (особенно в начальных классах);

обеспечения развития ребенка в соответствии с. уровнем его ин-
Нвидуальных возможностей. Данный факт наиболее целесообразно

ывать в процессе индивидуального развития, воспитания и обу-Я ребенка. Он в своем развитии не может перепрыгнуть через (Возможное. К сожалению, далеко не каждый родитель может это опять. Существует множество спецшкол (математических, лингвис-Ических, гуманитарных, с музыкальным воспитанием, физическим

уклоном и пр.), спецклассов, гимназий. Нередко это коммерческие уч­реждения. Иногда родители отдают детей в платные школы без учета их индивидуальных возможностей. В дальнейшем они предъявляют большие претензии к учителям, если ребенок показывает невысокие результаты: «мы платим, а вы обязаны учить», «почему у моего ребен­ка тройки» и .пр. Бывает, что в этой ситуации учитель забывает о своем- педагогическом назначении. Он меньше всего думает о ребенке. Ему нужны оценки, и он, не считаясь с индивидуальными возможнос­тями ребенка, старается «выжать» из него высокие результаты. Слу­чается, что учитель диктует родителям: не нравится, забирайте доку­менты и отдавайте ребенка в обычный класс, желающих учиться в этом много.

Перегрузка ребенка в процессе обучения более опасна, чем недо­грузка. Последняя ведет к тому, что ребенок не получает развития и воспитания,.к которому он предрасположен. В дальнейшем он что-то сможет наверстать в развитии и обучении посредством самоактивнос­ти, самообразования, самовоспитания. Перегрузка чревата серьезны­ми психологическими последствиями, преодоление которых требует значительных усилий специалистов — психологов, социальных педа­гогов. Сформировавшиеся психические отклонения, могут сказаться на всей последующей жизни человека;

— в оценке результатов деятельности ребенка с особыми нуждами их сравнивают с его личными, а не сверстников достижениями. Его личный результат — это оценка достигнутого в процессе реабилита­ционной работы с ним.

Интеллектуальные потребности, желания, интересы, устрем­
ления, цели, идеалы. Это все то, что определяет интеллектуальную
предрасположенность человека к социальному развитию. Она фор­
мируется с возрастом и направляет его устремленность в интеллек­
туальном поиске, социальном саморазвитии, самосовершенствова­
нии. Интеллектуальная предрасположенность у каждого человека
своя, индивидуальная. Она не постоянна и может изменяться с воз­
растом, от нее зависит склонность человека к умственной, физичес­
кой или умственной и физической деятельности и соответствующе­
му развитию.

Самокритичность, самоуправление. Это отношение к себе харак­
терно для человека, формируется с возрастом, развитием самосозна­
ния. Человек далеко не безразличен к тому, что и как он делает и как
оценивают его самого и его деятельность. Самокритичность и самоуп­
равление зависят от нравственных ориентиров человека, его Я и во
многом определяют направленность и интенсивность работы человека
над собой по самосовершенствованию и самопроявлению. Самокри-

Глава 5. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 67

Чность помогает ребенку оценить свою способность достижения го или иного результата в самосовершенствовании. • К осознаваемым механизмам относят и другие проявления, харак-ные для человека. В совокупности они способствуют его социаль-„гу развитию, воспитанию, самовоспитанию и самообразованию. Следует подчеркнуть, что проявление только неосознаваемых ме-змов может иметь место лишь у детей, когда рациональный ком-ент сознания еще не сформирован. Вследствие изложенного ребе-Ьк оказывается неспособным осознать и выработать оценочное ношение к групповым нормам и предписаниям, а также к тем видам циально-психологических воздействий, которые он испытывает со ороны ближайшего окружения. Постепенно усиливается влияние знаваемых механизмов под воздействием внутренних и внешних очников (факторов).

Между всеми внутренними движущими силами (неосознаваемы-и осознаваемыми механизмами) социального развития человека ^ествует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодо-5)Лнение. Учет их своеобразия обеспечивает наиболее действенное Вправленное и интенсивное индивидуальное и индивидуально-кор-екционное развитие и воспитание человека. Одновременно следует рдчеркнуть взаимосвязь внешних источников и движущих сил соци-Яьного развития и воспитания человека.

Внешние движущие силы, обеспечивающие реализацию потенциала

цка.

Внешние движущие силы — это те, которые стимулируют, активи-Йруют или сдерживают внутренние движущие силы социального раз-йтия и воспитания человека. Им принадлежит важное место в соци-Яьном развитии человека. С их помощью можно направлять управлять) всем процессом социального развития и воспитания. 1 ним относятся:

А. Среда непосредственного воздействия на микроуровне: на ран-ем этапе — это уход за ребенком; среда жизнедеятельности и воспи-шие; семья; коллективы и группы, в которые попадает ребенок в пер-ие годы жизни и которые существенно оказывают влияние на его йвитие; отдельные личности, мнение и/или деятельность которых деют особое значение для ребенка; собственно воспитание.

Уход за ребенком осуществляется родителями или лицами, их за­меняющими, в интересах обеспечения ребенку наиболее оптимальных Ловий жизнедеятельности; по сути, это условия жизни ребенка: ицМната, где он спит, играет, ее санитарно-гигиенические условия; пи-|>|Цгание; режим дня; физические упражнения; закаливание; прогулки I пр. Правильный, соответствующий индивидуальным особенностям

поле экрана компьютера, что требует жесткой регламентации его ра­боты по времени.

Однако компьютер оказывает не только негативное воздействие. Он предоставляет возможность использовать его огромный позитивный потенциал по различным направлениям: овладение навыками обраще­ния с современной электронной техникой; получение широкой и раз­носторонней информации ребенком с ограниченными возможностями взаимодействия со средой; направленное развитие с помощью специ­альных программ информационного и развивающего воздействия; осу­ществление частной реабилитации с использованием специальных про­грамм, позволяющих преодолевать определенные патологические .явления; профориентационная работа с ребенком, подготовка его к пос­ледующей профессиональной деятельности, требующей знаний ком­пьютерных технологий.

В. Социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил: «эффект доверия»; групповые ожида­ния, референтная группа; взаимопомощь и поддержка, авторитет и др. «Эффект доверия». В самопроявлении ребенка особое значение имеет доверие со стороны старших, группы. Умение воспитателя ус­танавливать такие отношения создает благоприятные условия, стиму­лирующие самопроявление ребенка. Они окрыляют ребенка, побуж­дают его к активности, стремлению показать, что он может и сделает. Все это позитивно сказывается на взаимодействии ребенка с воспита­телем.

Групповые ожидания — это ожидание от человека выполнения ро­левых предписаний, оценочные стереотипы окружения. Они нередко предписывают индивиду определенный образец поведения и могут играть как позитивную, так и негативную роль в его социальном раз­витии.

Референтная группа — это группа, имеющая особую значимость при оценке поступков человека. Она бывает: условной, реальной, сравнительной, нормативной, престижной. С ней сталкивается ребе­нок уже в детском саду. Особенно сильно ее влияние в подростковом и юношеском возрасте.

Взаимопомощь и поддержка. Наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка в среде и среды к нему создает взаимопомощь и поддержка. В этих условиях ему легче проявлять себя, не бояться на­смешек, неумелости и стремиться к наибольшему самопроявлению. Взаимопомощь позволяет ребенку на определенном этапе включаться в работу по оказанию помощи более слабому. В этом случае он при­обретает особую значимость в своих глазах, происходит дальнейшее развитие его возможностей.

Авторитет — степень влияния, оказываемого отдельными лица-ИИ в той или иной отрасли знания или сфере занятости. Авторитетной $|чности легче строить свою работу с ребенком. Ему как бы больше доверяют, в него верят и стараются сделать так, как требует именно (|. Такой авторитет могут иметь родители, воспитатели. Авторитет — ) «капитал» воспитателя, который нужно сохранять и заботиться о повышении. Эксплуатация его может быть кратковременной и по-янной. Все зависит от того, как о нем заботятся. Дети не всегда ощают ошибки вследствие самоуверенности. Если воспитатель про-•г- некорректность, необязательность, нечестность, сохранить ав-Йритет в работе с ребенком ему практически невозможно. !,.':,. Между всеми внутренними и внешними движущими силами соци-рьного развития человека существует тесная взаимосвязь. Они как И взаимодополняют друг друга в этом процессе. Характерно, что раз-Итие ребенка в одном направлении способствует (стимулирует) его <1звитие и в других. Развитие ребенка в возможной для него сфере [Юсобствует активизации его развития в целом. В то же время следу-особо подчеркнуть, что направленная активность человека не озна-разносторонность его становления. Она лишь создает условия этого. Необходимы направленные усилия по стимулированию амопроявлению) активности ребенка в других сферах, чтобы доби-аться его наиболее разностороннего развития.

§ 3. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании

Не менее важным, а подчас и самым главным фактором социаль-&ОГО развития и воспитания является сама личность. Включение ее в |ктивную самосозидательную деятельность — важнейшее условие ди-дичного и направленного развития. Роль личности ребенка в .v самосовершенствовании очень значительна, но она может быть овершенно разной. Наиболее типичными формами самопроявления .лозициями) личности являются: самодеятельно-творческая, без­удержно-активная (гиперактивная), пассивно-исполнительская, без­лично-пассивная (гипоактивная), протестная (протестно-каприз-я, протестно-негативная).

Самодеятельно-творческая позиция формируется при «свободном испитании». Этому способствует педагогика сотрудничества. Она аибояее полно создает условия для проявления самостоятельности и ворчества с самого раннего детства. В воспитательной работе такая озиция ребенка наиболее благоприятна. Однако следует подчерк-.уть, что слишком нечетная грань проходит между сотрудничеством вседозволенностью в воспитательной работе.

Безудержно-активная (гиперактивная) позиция формируется при определенной предрасположенности ребенка (как правило, холери­ческого темперамента). При таких его особенностях она может прояв­ляться в его высокой активности. В этом случае недостатки воспита­ния ведут к попустительству, вседозволенности.

Пассивно-исполнительская позиция личности формируется при авторитарном стиле воспитания и определенной предрасположен­ности ребенка (как правило, меланхолического характера) и др. В этом случае говорят, что воспитатель «лепит» ребенка по своему образу и подобию либо по тому «идеалу», которого ему самому хо­телось бы достичь. Делается это «во имя ребенка», однако редко со­гласуется с его индивидуальными особенностями и возможностями. Главным недостатком такой позиции является безынициативность ребенка. У него мало оптимизма, стремления идти вперед, преодо­левать трудности, что негативно сказывается на его развитии. В то же время такая позиция скорее всего изменится при педагогически умелой работе с ним, возможно и достижение положительных ре­зультатов.

Безразлично-пассивная (гипоактивная) позиция также формирует­ся при определенной предрасположенности, заторможенности ребен­ка (как правило, меланхолического темперамента) и недостатках вос­питания: попустительстве, вседозволенности. В работе с ним воспитателю приходится сложнее. Переломить ситуацию довольно трудно. Этому может способствовать стимулирование мотивации ак­тивности ребенка, активизации его самопроявления. При получении позитивных результатов позиция ребенка может постепенно менять­ся. Однако ошибки во взаимодействии с ним будут вести к дальней­шему укреплению безразличия, негативизма.

Протестная (протестно-капризная, протестно-негативная) по­зиция — чаще всего результат недостатков воспитания ребенка. Она является либо внутренним протестом против любых попыток само­проявления, либо негативной реакцией по отношению к тому или иному лицу. Им может быть родитель, который сумел сформировать у ребенка капризность. Такая позиция может выражать отношение к воспитателю, который проявил определенную некорректность в дей­ствиях, оценочных суждениях и пр. Изменить такую форму проявле­ния ребенка сложнее, так как она является следствием не только свое­образия его характера, но и результатом воспитания.

Всякая позиция ребенка может быть либо подспорьем в воспита­тельной работе с ним, либо препятствием, мешающим обеспечить пол­ное использование возможностей, наиболее целесообразных в данной ситуации.

|'1. Что представляют собой источники социального развития человека?

|'2. Что такое внутренние источники социального развития человека?

1/3. Назовите и дайте характеристику основных внутренних источников социального

|Ития человека.

4. Что такое внешние источники социального развития человека? '' 5. Назовите и дайте характеристику основных внешних источников социального •Ития человека. ;''6. Что такое движущие силы социального развития человека?

7.'Что характеризуют внутренние силы социального развития человека? ' 8. Назовите и дайте характеристику основных внутренних движущих сил социаль-

0 развития человека.

9. Дайте определение неосознаваемым механизмам развития человека и их харак-
Истику.

10. Дайте определение осознаваемым механизмам развития человека и их характе-

ТИку.

11. Каковы наиболее характерные рекомендации по учету осознаваемых механиз-

1 в социально-педагогической работе с ребенком?

Что такое внешние движущие силы социального развития ребенка?

Дайте характеристику основных внешних движущих сил, обеспечивающих ре-
аацию социального потенциала развития ребенка.

Каковы социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внеш-
I,Движущих сил?

Какова роль самой личности ребенка в социальном самосовершенствовании.

Наши рекомендации