Алчность, жадность, вандализм, варварство
-Андрей Вознесенский в своем произведении «Ров», рассказал историю вандализма. До чего же должен дойти человек, чтобы копаться в скелетах, крошить черепа и клещами выдергивать коронки при свете фар? И делали это злодеяние врач московского института Академии наук, водитель, работник кинотеатра и рабочий. Что ими двигало? Алчь и жадность.
-Высший предел алчности показан в повести О.Бальзака «Гобсек» и в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», герои которых Гобсек и Плюшкин стали именами нарицательными. Их жадность достигла такого предела, что все вокруг для них стало безразлично, а кучи хлама и гниющие рыбы они возвели в ранг достоинств.
Смысл жизни человека.
-Наташа Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» видела смысл своей жизни в семье, которой она отдала все свое время, отказавшись от светского общества.
Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» считал, что главное его предназначение заключается в том, чтоб лечить людей, чтоб доказать свою теорию нигилизма. Это люди в той или иной мере живущие ни только ради себя, но и ради других, ради разрешения высоких целей.
-А вот Николай Иванович и Ионыч в рассказах А.П.Чехова «Крыжовник», «Ионыч» живут только ради своего благополучия. Их цели ничтожны, они же обрекают героев на одиночество.
Родина и память.
-Любовь к Родине у С.Есенина похожа на клятву преданности: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, Живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою!» о Родине С.Есенин писал, что любовь к родному краю его томила, мучила и жгла.
-Истинным патриотом мы можем назвать великого русского писателя Н.Л.Толстого и героев его романа «Война и мир» М.И.Кутузова, А.Болконского, П.Безухова. Они мечтали видеть Родину свободной, счастливой и не мыслили своей жизни без служения ей.
-Заставить забыть Родину – мечта врагов. В романе Ч.Айтманова «И дольше века длится день» есть легенда о манкуртах. Молодых, сильных юношей силой забирали их родным мест, лишали памяти и отправляли убивать своих близких.
-В Османской империи существовало правило: на покоренных территориях насильно отнимали у родителей маленьких мальчиков, увозили их в Турцию и воспитывали в ненависти к своим родным, к Родине.
Слово о матери.
-А.М.Горький в романе «Мать» показал, как простая женщина Пелагея Ниловна вслед за сыном Павлом идет в революцию. Она готова помогать ему о всем, несмотря на опасности, которые её подстерегают. Эти люди настолько прониклись взаимопониманием друг к другу, что никакая беда на сможет нарушить их связь.
-Госпожа Простакова в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» тоже до самозабвения любит Митрофана, но её любовь только губит его. Простакова подает пример неуважительного отношения к людям, не стремится к тому, чтобы тот развивался. Такие взаимоотношения приводят к тому, что сын просто отвергает мать: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Проблема отношения к ценностям своей страны.
-Когда в европейских странах уже с удовольствием читали роман Б.Пастернака «Доктор Живаго», в России шла травля не только писателя, но и его близких, а роман был опубликован после его смерти. Пастернака заставили отказаться и от Нобелевской премии, которую годы спустя получил его сын.
-Такая же судьба сложилась и у А.И.Солженицына, который вынужден был уехать из страны и только в конце ХХ века смог вернуться на Родину. Не читали до этого времени россияне и его «Архипелаг Гулаг», и «Раковый корпус», и другие произведения.
Роль литературы.
-Как бы не рассуждали критики, анализируя то или иное произведение, можно с полной уверенностью сказать, что русская классическая литература – это «точка отсчета, символ веры». Почти никто из писателей не идеализирует своих героев, а наряду с положительными качествами показывает и отрицательные.
-Читая роман Л.Н.Толстого «Война и мир», мы не можем не восхищаться Наташей Ростовой, хотя автор специально поставил героиню в ситуацию с Анатолем Курагиным, которая не выдерживает норм морали.
- Трудный путь прошла Соня Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание», но жизнь «на панели» не сломила её внутренний стержень.
Стремление к знаниям.
-Из повести Ч.Айтманова «Первый учитель» мы узнаем, как в трудное время 20х годов прошлого века учитель Дюйшен создал школу для бедняков. Он учил детей так, как умел, как мог, но сам того не ведая, совершал подвиг. Школа Дюйшена открыла детям новую дорогу в жизнь, а Алтынай только благодаря этому стала известным академиком.
-В трудное послевоенное время пришлось учиться в райцентре, далеко от родной деревни, герою повести В.Распутина «Уроки французского». Мальчик голодал, но едва ли осмелился бы пойти в школу с невыученными уроками, поэтому учился хорошо. Он понимал, что только образование поможет ему выбрать правильный путь и помочь матери поставить на ноги младших детей.
Жизненный путь.
-Неизвестно, как бы сложилась жизнь Алтынай из повести Ч.Айтманова «Первый учитель», если бы на её пути не встретился учитель Дюйшен, который спас её от замужества и «благословил» на счастливую жизнь.
-В романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников, желая доказать свою теорию, совершает преступление, убив старуху-проценщицу. Так же как и герой текста, переоценивший свою жизнь, благодаря учительнице, Родион осознает ошибку, благодаря Соне Мармеладовой.
Предсказание будущего.
-Стремление познать жизнь, заглянуть в будущее всегда волновало умы и сердца людей. К этой проблеме чаще всего обращались писатели-фантасты. За полвека до появления лазера о нем рассказал А.Н.Толстой в повести «Гиперболоид инженера Гарина» М.А.Булгакова в произведении «Роковые яйца». Сами писатели отвергали эти научные открытия и показывали их негативную сторону. Однако, с позиции людей живущих в ХХ1 веке, становится понятно, что это были открытия, которые спасли миллионы жизней.
Роль науки.
-Д.С.Мережковский в трилогии «Христос и Антихрист» рассказывает о жизни Леонардо да Винчи, великого ученого. Сколько невообразимого волнения пришлось ему пережить, когда он приближался к великим открытиям. Открывая единый закон механики, Леонардо понимал, что это величайшее изобретение со времен Архимеда и что оно принесет людям пользу.
-Можно привести другой пример из жизни Леонардо да Винчи. Он открыл способ долго оставаться под водой. Но когда его спросили, почему он не обнародует свое открытие, последовал ответ, что могут найтись люди, которые захотят использовать этот способ для потопления кораблей.
Выбор профессии по душе.
-В рассказе А.П.Чехова «Попрыгунья» автор с восхищением говорит о враче Осипе Дымове, который относился к своей работе не только с любовью, но и с большой ответственностью. Занимаясь практикой, он не оставлял и научной деятельности, а вскоре защитил диссертацию. Когда же с его пациентом, ребенком случилась беда, он отсосал через трубочку дифтеритные пленки и сам заразился. Великодушие этого героя всегда было рядом с любимой работой.
-К сожалению, некоторые люди стремятся получить профессию только ради того, чтоб зарабатывать как можно больше денег. Таким оказался Дмитрий Старцев, герой рассказа А.П.Чехова «Ионыч», который считал лучшим развлечением по вечерам вынимать из карманов деньги, считать их и складывать в банк. Профессия для такого человека утратила свое назначение, а жизнь стала скучной и одинокой.