Тематика семинарских занятий (4 часа)
Тема I. Педагогические технологии в практике российских школ (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Эволюция целей, содержания и технологий обучения.
2. Классификации технологий обучения (по сущностным и инструментально-значимым свойствам (целевой ориентации, характеру взаимодействию учителя и учащихся, организации обучения)).
3. Информационно-коммуникационные технологии.
4. Метод проектов.
Задания к семинару:
1. На основе анализа различных источников информации, заполните таблицу и дав не менее 5 определений понятия «педагогическая технология».
Понятие | Определение | Автор/источник |
Педагогическая технология |
2. Выделите среди определений совпадающие и имеющие существенные отличия, как Вы думайте, почему так происходит? Выберете определение наиболее близкое Вам, свой выбор аргументируйте.
Тема II. Организация проектной деятельности: «Проектирование педагогических технологий» (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Проанализируйте одну современную педтехнологию (на выбор студента).
2. Опишите её сильные и слабые стороны. Выделите противоречие, которое мешает технологии развиваться, (стать массовой).
3. Предложите пути разрешения противоречия.
4. Приготовтесь к микропреподаванию с использованием тех элементов пед.технологий, которые придумали сами.
Задания к семинару:
1. Разработайте урок (с учётом специфики факультета) с применением одной из инновационных педагогических технологий используя следующий алгоритм:
· сформулировать главную мысль в исходной информации, переданной учителем ученикам (основной тезис) в известном или привычном «правильном» виде;
· сформулировать противоположное (антисистемное) представление главной мысли (антитезис);
· сформулировать новую, парадоксальную цель (задачу открытого типа) из противоречия в конфликте тезиса и антитезиса (как объяснить то, чего не может быть, но чтобы это происходило или возникало?)
Например: на уроке географии учитель, рассказывая ученикам о великих реках, подчеркивает связь направления течения реки с рельефом местности, концентрируя внимания учащихся на том, что все реки в мире текут сверху вниз. Однако, при этом, он приводит несколько примеров, когда известны факты, когда реки могут течь «в гору». Учитель предлагает ученикам выдвинуть гипотезы, объясняющие столь странное природное явление.
2. Вскройте противоречия (принципиально неустранимые недостатки) одной из педагогических технологий (на выбор студента), предложите свой вариант решения проблемы.
Основные понятия модуля:
Сущность педагогической технологии (понятие, предмет, требования, признаки, элементы); классификация и характеристика педагогических технологий (типы, классы,); технологизация педагогического процесса.
Темы для внеаудиторной учебной работы студентов (12 часов)
№ п/п | Изучаемые вопросы | Кол-во часов | Виды деятельности | Продукт деятельности |
Педагогические идеи технологизации педагогического процесса в работах педагогов XVIII- первой половины XX века. | Библиографический поиск и анализ литературы. | Контент-анализ. | ||
Развитие идей технологизации педагогического процесса во второй половине XX начале XXI веков. | Поиск и аннотирование интернет-ресурсов. | Список Web-ресурсов с краткой аннотацией по каждому из ресурсов. | ||
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. | Анализ различных подходов к личностной ориентации пед.процесса. | Дайджест концепций. | ||
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. | Выявление и анализ проблем возникающих при интенсификации процесса обучения. | Мини сочинение на тему: «Как сохранить здоровье учеников при постоянно возрастающей нагрузке». | ||
Частнопредметные педагогические технологии.(с учётом специфики факультета!). | Разработка плана-конспекта учебного занятия (урока) с применением одной из частнопредметных педагогических технологий. | План-конспект учебного занятия (урока) + разработанные для такого занятия дидактические материалы (карточки, схемы, презентации, электронные, Web-ресурсы). | ||
Современная классификация педагогических технологий. | Подбор и анализ источников по теме, реферирование. | Таблица (в графическом виде, в виде схемы, электронном виде). | ||
Итого: |
Основные направления исследований (рефераты, эссе, педагогические проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы и др.):
1. Опишите проблемы классификация педагогических технологий в свете проблем повышения качества образования.
2. Педагогические технологии в современной практике зарубежных школ: «пример для подражания» или «неудачный опыт»?
3. Опишите основные пути и условия, при соблюдении которых информационно-комуникационные педагогические технологии становятся мощным дидактическим инструментом.
4. Причины неприятия новшеств системой образования как педагогический феномен.
5. Педагогические технологии в современной практике Российских школ – реальная возможность повысить качество образования?
6. Сформулируйте ключевые задачи развития педагогических технологий на основе анализа группы технологий.
7. Есть ли место педагогическим технологиям в образовательной инициативе «Наша новая школа»?
Вопросы к зачету:
1. Раскройте сущность и содержание социального воспитания.
2. Как соотносятся социализация, развитие, воспитание, образование, формирование личности?
3. Как определяется сущность социализации? Как вы понимаете направленную социализацию, назовите основные ее компоненты.
4. Раскройте основные механизмы социализации.
5. Охарактеризуйте стадии (фазы) социализации личности.
6. Опишите основные институты социализации личности.
7. Раскройте специфику формирующего влияния семьи на личность ребенка.
8. Опишите основные (аномальные и адекватные) стили семейного воспитания.
9. Охарактеризуйте принципы и функции взаимодействия семьи и педагога.
10. Опишите современные формы социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения, педагога и семьи.
11. Раскройте сущность и причины возникновения трудновоспитуемости современного школьника.
12. Охарактеризуйте основные средства, методы и приемы преодоления «сопротивления воспитанию».
13. Раскройте сущность и особенности педагогической технологии (понятие, предмет, признаки, элементы).
14. Проанализируйте основания, по которым классифицируются педагогические технологии.
15. Проведите анализ методологических требований предъявляемых к педагогическим технологиям на современном этапе.
16. Раскройте сущность и структуру педагогического мастерства, и его связь с педагогической технологией.
17. Назовите причины появления педагогических технологий.
18. Опишите основные составляющие технологизации процесса обучения.
19. Проанализируйте основные достоинства и недостатки «метода проектов», как педагогической технологии.
20. Проанализируйте основные достоинства и недостатки информационно-коммуникационных педагогических технологий.
21. Раскройте дидактический и воспитательный потенциал 1-2 технологий обучения (на выбор студента).
22. Проведите сравнительный анализ понятий методика обучения и педагогическая технология.
23. Расскажите о применении педагогических технологий в современной Российской школе.
24. Расскажите о применении педагогических технологий в современной практике зарубежных школ.
25. Вскройте противоречия (принципиально неустранимые недостатки) одной из педагогических технологий (на выбор студента), предложите свой вариант решения проблемы.
Список рекомендуемой литературы:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.,1989.
2. Вахрушев С.А. Инновационное проектирование педагогических технологий. Красноярск 2009.
3. Загрекова Л.В.. Теория и технология обучения: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М.: Высш. шк., 2004.
4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
5. Краткий справочник педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1997.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/ ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Academia, 2008.
7. Педагогика : теории, системы, технологии: учебник/ ред. С. А. Смирнов. - 8-е изд., стер. - М.: Academia, 2008.
8. Педагогика: учебное пособие/ ред. П. И. Пидкасистый. - М.: Высшее образование, 2008.
9. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008
10. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М.:НИИ школьных технологий, 2005.
11. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. М.:НИИ школьных технологий, 2005.
12. Щуркова, Н.Е.. Педагогическая технология: учебное пособие/ Н.Е. Щуркова. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
Модуль VII
34 часа (10 ауд. + 24 внеауд.)
Сравнительная педагогика.
16 часов (6 ауд .+ 10 внеауд.)
Освоение содержания данного модуля обеспечивает формирование следующих компетенций:
ОК — 1, 2, 3, 4, 6, 7, 12, 13, 14. ОПК — 2, 3. ПК — 3, 5, 8, 9, 10, 11.
Знать:
· сущность, специфику, объект, предмет, задачи сравнительной педагогики;
· особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
· особенности и тенденции современного этапа развития образования в мире;
· способы профессионального самопознания и саморазвития;
· основные документы Болонского соглашения;
· сущность и содержание Болонского процесса;
· особенности интеграции в сфере образования.
Уметь:
· учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
· использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
· участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях.
· использовать методы сравнительной педагогики для решения различных профессиональных задач;
· анализировать систему образования;
· использовать методы диагностики для решения различных профессиональных задач;
· обобщать и сравнивать опыт обучения и воспитания в различных странах.
Владеть:
· способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
· способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
· способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;
· методикой сравнительного анализа различных образовательных систем, обоснования, объяснения специфики образовательных моделей;
· мобильностью и творческой активностью, в полной мере реализовывать свои интересы к изучению мировых образовательных.
Виды деятельности:
· анализ педагогического опыта разных стран;
· оставление схем "Развитие сравнительной педагогики в России", "Россия и Болонский процесс", "Подготовка учителей за рубежом";
· написание рефератов "Опыт реформирования школьного образования (на примере конкретной страны)", "Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России";
· составление презентаций "Школьные системы как интеграция национальной, экономической и культурной политики государств", "Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония и другие)";
· выступление с докладом "Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем (PISA)";
· составление аналитической справки "Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России";
· проведение обзора "Деятельность международных культурных и образовательных центров в России".
Продукты деятельности:
· схемы "Развитие сравнительной педагогики в России", "Россия и Болонский процесс", "Подготовка учителей за рубежом";
· рефераты "Опыт реформирования школьного образования (на примере конкретной страны)", "Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России";
· презентации "Школьные системы как интеграция национальной, экономической и культурной политики государств", "Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония и другие)";
· доклад "Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем (PISA)";
· аналитическая справка "Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России";
· обзор "Деятельность международных культурных и образовательных центров в России".