Описание структуры диагностических работ
Диагностические работы, направленные на мониторинг достижения планируемых результатов освоения ООП, состоят из двух частей - основной и дополнительной. Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий.
В основной части работ - 5 заданий базового уровня. Они направлены на оценку сформированности учебных действий и представлений, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение этих заданий обязательно для всех младших школьников, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности обучения.
В отличие от заданий основной части три задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение этих заданий для ребенка не обязательно - они выполняются только на добровольной основе.
Развернутое описание диагностической работы включает в себя:
1. задания;
2. перечень результатов, на получение которых они направлены;
3. описание умений, характеризующих достижение этого результата;
4. образец правильного ответа;
5. перечень критериев достижения планируемого результата. Рассмотрим некоторые задания основной части диагностической работы
6. для обучающихся 1-го класса в 3-й четверти.
Пример. Задание 1: Дополни рисунки так, чтобы на каждой полоске было 10 фигур. Для каждой полоски составь и запиши суммы. Вычисли и запиши их значения.
Планируемый результат: составлять числовые выражения и вычислять их значения.
Умения, характеризующие достижение результата:
1. принимать и сохранять учебную задачу;
2. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условием реализации;
3. контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания.
Образец правильного ответа:
Критерий достижения результата: составлено верное числовое выражение, осуществлен контроль, правильно выполнена графическая модель. Задание 2: Запиши в один столбик суммы, а в другой - разности. Вычисли их значения: 7 + 2, 10 - 4, 10 + 5, 9 - 3.
Планируемые результаты:
· классифицировать математические выражения по виду арифметических действий;
· выполнять арифметические действия.
Умения, характеризующие достижение результата:
· понимать смысл арифметических действий (сложения, вычитания);
· принимать и сохранять учебную задачу;
· планировать свою деятельность по ходу и по результатам выполнения задания.
Образец правильного ответа:
7 + 2 = 9
9 - 3 = 6
10 + 5 = 15
10 - 4 = 6
Критерий достижения результата: правильно записаны два столбика выражений с разными арифметическими действиями.
Оценочные листы заполняются в строгом соответствии с критериями оценки по всем классам, в которых проводилась работа. Протокол затруднений состоит из двух частей: затруднения обучающихся при выполнении работы и затруднения педагогов при проверке работы. В протоколе затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы фиксируются: все вопросы, которые задавали обучающиеся; трудности, которые испытывали обучающиеся, в порядке их возникновения; номера заданий, выполнение которых вызвало затруднение.
В протоколе затруднений педагога при проверке диагностической работы фиксируются: все вопросы, которые возникли у учителя, в порядке их появления; номера заданий, позиции оценивания, при работе с которыми возникли затруднения.
Новый подход к организации мониторинга достижения планируемых результатов освоения ООП
Новизна подхода к организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП состоит в следующем:
1. изменились целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий);
2. появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения ООП;
3. предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения;
4. изменилась роль учителя при проведении работ (активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении).
Именно такой подход обеспечивает педагогам возможность в деятель-ностном режиме осваивать новые способы организации оценочной деятельности.