Исследования Альфреда Нитшке
Подражание в жизни ребенка
Телесный аспект подражания
Ребенок подражает происходящему в его физическом окружении и в процессе этого подражания его физические органы принимают свои окончательные формы. Слова о физическом окружении здесь следует понимать в их наиболее широком смысле. К нему принадлежит не только то, что материальным образом совершается вблизи ребенка, но и вообще все, что ребенок может воспринимать своими чувствами, все, что через физическое пространство может оказывать влияние на его духовные силы. Сюда относятся все совершаемые в присутствии ребенка моральные и аморальные, разумные и неразумные поступки.
Рудольф Штайнер
Роль подражания в становлении телесности в раннем детстве
Насколько глубоко происходящее в окружении ребенка запечатлевается в структурах его телесности, можно проиллюстрировать на многих примерах. Вспомним хотя бы описания «маугли» — детей, найденных среди волков. У них не было сформировано прямостояния, они бегали на четвереньках, то есть соответствующие прямостоянию анатомические особенности скелета позвоночника и конечностей приняли совершенно другие формы. Дети ночью бодрствовали, а днем спали. Вся мимика, все поведение их было следствием перенятых в окружении форм. Постараемся отдать себе отчет в том, что это конкретно значит в развитии: подражательная активность ребенка запечатлела на пластичном детском теле структуры и формы, воспринятые ребенком в окружении. Причем затронутыми оказались все телесные структуры, в том числе и структуры мозга, нервной системы, обеспечивающие функции прямостояния, речи и мышления, как и всех других психических функций.
Повторение опытов с «маугли» для получения статистически надежных результатов, удовлетворяющих требованиям экспериментальной психологии, по понятным причинам невозможно. Поэтому приходится довольствоваться описанием и анализом отдельных случаев нарушения развития под влиянием окружения, не организованных специально, но организованных самой жизнью. И это прежде всего клинический, врачебный опыт.
Данные клинических исследований
Исследования Альфреда Нитшке
Богатый материал, иллюстрирующий положение о единстве телесного и душевного в раннем детстве, а также влияние окружения и особенно чужой моторики на телесное развитие ребенка, собрал и представил выдающийся немецкий антрополог и врач проф. А. Нитшке в своей книге «Осиротевшее дитя природы. Врачебные наблюдения мира молодых людей» [4], книги, неизвестной отечественному читателю, но широко известной в Европе. Она представляет собой сборник статей и докладов на тему антропологии развития человека. В ней можно найти массу примеров и подходов, которые находятся в созвучии с представляемой нами в этой статье позицией и фактически подводят под нее серьезный научный фундамент. Особый раздел посвящен детской моторике, а также влиянию на детскую моторику движения взрослых, то есть подражанию.
Из многочисленных примеров приведем два наиболее ярких. При этом мы опустим многочисленные подробности и лишь кратко опишем суть дела. В клинику поступила трехлетняя девочка. Развитие ее было вполне удовлетворительным: она вовремя научилась ходить, говорить, в интеллектуальном отношении была вполне хорошо развитой. Однако родители заметили, что когда девочка начала ходить, она хромала, припадая на левую ногу. С этим нарушением родители обращались к целому ряду специалистов. Ортопед предположил нарушение тазобедренного сустава и хотел наложить гипс. Другой не обнаружил никаких нарушений в суставе и предложил систему упражнений. Однако ничего не помогало. И вот родители сделали новую попытку, обращая внимание врачей на то, что девочка никогда не делала попыток прыгать с другими детьми, что в ходьбе видны отчетливые нарушения. Вопрос стоял о том, следует ли принять предложенную ортопедом терапию... Наблюдения за ребенком отчетливо говорили о повреждении тазобедренного сустава... Когда девочку просили быстро идти или прыгать, то она охотно старалась выполнять просьбы, однако симптомы только усиливались... Повторные обследования сустава не дали никаких результатов. «...Это странное нарушение хождения, которое наблюдалось с самого начала, нашло своеобразное и неожиданное объяснение: отец девочки был писателем и частным ученым. Он работал дома и проводил много времени с детьми. Он был тяжело ранен на войне и носил протез части левой ноги с прикреплением к тазобедренному суставу... Таким образом, походка вполне здорового ребенка соответствовала походке своего раненого отца». Следует отметить еще одну деталь: девочка очень любила отца и была к нему сильно привязана.