Раздел 3. организация научной деятельности школьников и студентов

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ

К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ

Верхотурова И.А.,

ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

The article deals with discipline at the option of "Introduction to the research" as a condition of formation of the future availability of technology and business teachers to research. Results of experiment are described and analyzed.

Технологическое образование сегодня должно способствовать формированию индивидуальной жизненной позиции, определённого стиля деятельности, который часто обозначается как инновационный, творческий, проектный, исследовательский и позволяет отыскивать и осуществлять лучшие решения непрерывно возникающих проблем. Характер профессиональной деятельности современного учителя технологии и предпринимательства диктует необходимость формирования у студентов готовности к исследовательской деятельности. С этой целью в учебный план специальности включена дисциплина по выбору «Введение в исследовательскую деятельность», цель которой – формирование у будущих учителей технологии и предпринимательства целостного представления об исследовательской деятельности, подготовка к самостоятельному выполнению исследовательских работ.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач: овладение представлением об исследовательской деятельности через основные понятия; совершенствование навыков поиска и обработки информации; развитие умения представлять информацию в разных видах и оформлять результаты исследования; конкретизация, углубление и расширение знания методов научного исследования; ознакомление с методологией научных исследований; развитие познавательной активности студентов; формирование творческого потенциала студентов; формирование культуры публичного выступления.

Программа дисциплины представлена двумя разделами. Программа первого раздела предполагает получение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков исследовательской деятельности путём формирования у них исследовательских умений. Программа второго раздела предусматривает знакомство студентов с методологией научного исследования, структурой и этапами исследования, научным аппаратом, методами планирования и проведения экспериментов, внедрением научно-исследовательских работ. Овладение этими знаниями и умениями позволит студентам в дальнейшем подняться на более высокий уровень и выполнять творческие и курсовые проекты, выпускные квалификационные работы и другие виды исследовательских работ.

При изучении дисциплин в высшей школе лекции отводится важнейшая роль, т.к. она выполняет следующие функции: информационную (излагает необходимые сведения), разъясняющую (направлена, прежде всего, на формирование основных понятий науки), ориентирующую (в проблеме, в литературе), развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление), стимулирующую (пробуждает интерес к научному исследованию), непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, систематизации и структурирования всего объёма знаний по дисциплине. С целью активизации процесса освоения будущими учителями технологии основ исследовательской деятельности использовались нетрадиционные формы проведения лекций: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций.

Отличительная черта лекции-пресс-конференции - адресованное информирование каждого студента лично. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

В условиях проблемной лекции происходит устное изложение материала диалогического характера. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, обращение к студентам за помощью и др.) преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, дискуссии. Чем выше степень диалогичности лекции, тем больше она приближается к проблемной и тем выше ее ориентирующий, обучающий и воспитывающий эффекты.

Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядности, что не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Особый интерес у студентов вызывают лекции с разбором конкретных ситуаций. В начале такой лекции преподаватель ставит на обсуждение конкретную ситуацию, которая представляется в короткой видеозаписи. Это может быть публичное выступление студентов старших курсов на конференции, защита курсовых проектов, выпускных квалификационных работ. Предлагается проанализировать развитие дикции, интонации, чистоты речи, зрительный контакт с аудиторией, умение пользоваться мимикой, жестами. Преподаватель, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит студентов к коллективному обобщению.

Целесообразно задавать студентам домашние задания по каждой теме: конспектирование или составление тезисов какой-либо части изучаемого материала, составление плана прослушанной лекции, составление вопросов для экспресс-опроса по предыдущей лекции, составление библиографического списка по изучаемому разделу, подготовка сообщений, составление аннотации статьи периодического издания и т.п. Самостоятельная работа позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (инертность, неспособность распределять внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени и др.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации. Черпая знания из новейших источников, студенты приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса.

Для подготовки к зачетным занятиям преподаватель предлагает студентам темы для проведения самостоятельного исследования. Например, определить мотивы выбора профессии у студентов факультета; осуществить выбор оптимального вида одежды для современногоучителя; выявить внеучебные интересы студентов и др. В зависимости от уровня подготовленности студентов итоговый контроль осуществляется в форме зачёта – собеседования, зачёта – конференции, зачёта – стендовой защиты результатов исследования и т.п.

Текущий контроль знаний студентов проводится с применением тестовых заданий. В конце второго семестра в рамках эксперимента проведён контрольный срез в виде теста. Как позитивный результат изучения дисциплины по выбору «Введение в исследовательскую деятельность» явились изменения в когнитивной готовности студентов (табл.1).

Таблица 1

Результаты контрольного теста

Средний балл для экспериментальной группы составил 3,89 балла, для контрольной группы 3,03 балла. Приращение уровня знаний в экспериментальной группе соответственно 0,86 балла. Для того чтобы определить, является ли разность между уровнем знаний в контрольной и экспериментальной группах существенной (статистически достоверной) выполняются следующие операции: вычисляются средние квадратичные ошибки средних значений для экспериментальной (0,125) и контрольной группы (0,14); для обеих групп задаётся одинаковый уровень достоверности (Р = 95%) и по таблице определяется коэффициент Стьюдента (α = 2,05); определяются доверительные интервалы для экспериментальной группы (0,256) и для контрольной группы (0,287).

Приращение уровня знаний в экспериментальной группе (0,86) оказалось больше суммы доверительных интервалов (0,543), что указывает на существенную разницу между уровнем знаний в контрольной и экспериментальной группах. Результат повторного теста в экспериментальной группе с вероятностью 95% будет лежать в области от 3,6 до 4,2 баллов [1].

Анализ диаграммы плотности распределения оценок в контрольной и экспериментальной группах позволяет утверждать, что в экспериментальной группе наблюдается устойчивая тенденция увеличения среднего балла (рис.1). Уменьшение зоны рассеивания оценок говорит об увеличении уровня знаний студентов по дисциплине «Введение в исследовательскую деятельность».

Рис. 1 Диаграмма плотности распределения оценок по группам

Таким образом, предложенная в рамках эксперимента по формированию готовности будущих учителей технологии и предпринимательства к исследовательской деятельности, дисциплина по выбору «Введение в исследовательскую деятельность» даёт теоретические знания, которые требуют практического применения. Необходимо создание дополнительных педагогических условий, позволяющих применять полученные умения на практике в ходе выполнения исследовательских работ.

Библиографический список:

1.Селевко, Г.К. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование [Электронный ресурс] / Г.К. Селевко, А.В. Басов. –

http://www.iro.yar.ru/resource/distant/pedagogy/pedagogicheskii_eksperement/basov/ogl.html

Наши рекомендации